Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
История клуба |
История сайта |
XXX лет пути |
История нашего подвала |
Итоги. "Акция - в каждый поезд веловагон"(2008)|
Каталог: история велотуризма и ПВД |
Короткие ночи |
Вспомним, как все начиналось |
Маршрут ПВД Калистово-Фрязино |
Каталог: история веломарафонов |
Хроника PBP |
Разряды КАРАВАН-89 |
Историческая справка |
Пожелания руководителям марафонов |
Проект Тур-1500 |
Марафоны с общим финишем |
Сравнение марафонов |
Размышления о концепции веломарафонов
Лыжный маршрут ПВД "Калистово-Фрязино"История маршрута и лыжного похода-соревнования спортсменов-альпинистовЛиверовский ЛеонидВ конце 50-х годов и в начале 60-х годов XX века в СССР с ростом благосостояния огромную популярность среди наших соотечественников стал приобретать самодеятельный туризм. Прошлые формы организации государством самодеятельного маршрутного туризма перестали соответствовать времени. Советское государство не осталось в стороне, как говорится, не можешь пресечь - надо возглавить. И в начале 60-х годов за туризм всерьез берутся профсоюзы, а именно ВЦСПС (Всесоюзный Цетральный Совет Профсоюзов). Центральный же Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР упраздненяет в 1962 году федерации и секции туризма при спортивных обществах и организациях. Туризмом, в том числе маршрутным и самодеятельным, стал занимался специально созданный профсоюзный орган ЦСПТЭ (Центральный совет по туризму и экскурсиям) и его отраслевые и территориальные советы. Вместо секций и федераций туризма стали массово открываться, как городские и районые туристскские клубы, так и отраслевые (в институтах и на предприятиях) под контролем и на деньги профсоюзов. В Москве на профсоюзные средства постепенно создали и обеспечели помещениями МГЦТК (московский городской центральный туристский клуб - создан в 1949 г.) и 33 районых клуба, в том числе и почивший в бозе в 2011 году подвал турклуба "Плющиха", бывшего Ленинского районого клуба туристов, там где долго базировался "КАРАВАН". Из статьи Е. А.Нижниковского 2009 года "Городскому центральному туристскому клубу Москвы - 60 лет"
Спортом же, в том числе и массовым, продолжал заниматься Центральный Совет Союза спортивных обществ, курировавший деятельность добровольных спортивных обществ (ДСО), В ДСО занимались спортом многие миллионы любителей спорта, и конечно, и в первую очередь спортсмены "высших достижений". (Профессионального же спорта в СССР формально вообще не существововало). Кто из старшего поколения не помнмит футбольных поединков между Динамо(Киев)-Торпедо(Москва), например. А эти названия команды носили по принадлежности к тому или иному спортивному обществу. В разное время в СССР туризм (пешеходный, водный, велосипедный и так далее) то был видом спорта, то им не был. Здесь я имею ввиду присвоение спортивных спортивных разрядов и звания "Мастер спорта СССР" за прохождение маршрутов или туристские состязания. (Тема туризма как вида спорта или "спортивного туризма" заслуживает отдельного разговора. Автор уже много лет хочет написать статью на тему "Сделано в СССР. Феномен спортивного туризма"). Официальный альпинизм же всегда оставался видом спорта, видимо, поэтому альпсекции остались в спортивных обществах, а самодеятельные, но организованные, туристы отошли к ведению турклубов. Но, несмотря на все эти усилия, огромное количество людей ходили в походы совершенно самостоятельно, неучтенные турклубами. Таких туристов называли "дикими", в отличии от "организованных" самодеятельных туристов, ходивших в "плановые походы" с маршрутными книжками, руководителями-инструкторами от турклубов, и писавшими обязательные отчеты по завершению маршрута. Одной из форм приобщения "диких" туристов к "организованному" туризму стали секции походов выходного дня турклубов. Поход выходного дня (ПВД) - это однодневный поход (пеший, лыжный, велосипедный) проходящий по ближнему подмосковью с окрытым участием. Руководили такими походами в основном энтузиасты, иногда и инструкторы турклубов (инструкторы входили в штат клубов и получали зарплату). Объявления о таких походах давались в городских газетах, план печатался и вывешивался в районых клубах и других общественных местах. На место встречи, как правило на железнодорожном вокзале вокзале, приходили десятки, а то и сотни участников.
Вокруг хороших руководителей сформировались устойчивые коллективы участников, появились популярные устойчивые лыжные и пешеходные маршруты, по которым ходили и самостоятельные туристы. Направление ПВД зажило своей самостоятельной жизнью, отдельной от воли и желаний чиновеников от туризма. Со времени развала СССР система эта постепенно пришла в упадок, но тем не менее походы выходного дня продолжают организовывать энтузиасты-любители туризма. Многие группы походов выходного дня ведут свою историю с тех лет, неоднократно сменив состав руководителей и участников (группа Рыжавского, группа Дмитриева, группа Сафронова и так далее). Вот, что пишет по этому поводу Григорий Усыскин, признанный специалист по истории туризма в России и СССР, в своей книге "Очерки истории российского туризма".
Многие, особенно лыжные, маршруты походов выходного дня обрели очень большую популярность, фактически стали "стандартными". По многим из них ходят до сих пор (Морозки-Калистово, Поварово-Морозки) многие сотни лыжников-туристов, которые знают их наизусть с детства. Поэтому маршруты эти очень "консервативны", с трудом поддаются изменениям, несмотря на то, что многие из них стали значително хуже, а то и вовсе непроходимы целиком на лыжах. Это связано с двумя факторами:
Наш клуб совместно с другими группами (гр. Сафронова, гр. Рыжавского и пр.) занимается эволюционным изменением лыжных маршрутов на наших «Прогулках-пропиловках». По одному из таких популярных маршрутов "Калистово-Фрязино товарная" алпинисткские секции ДСО "Зенит" подмосковных городов Фрязино и Калиниград (ныне Королев) стали проводить соревнования в последнее воскресенье января в форме лыжного кросса. Вот, что расказывает один из иницаторов и бессменных организаторов этого похода-соревнования Сергей Багиров:
К 2010 году маршрут был поставлен на грань исчезновения - прямо поперек маршрута (KALISTOVO_FRYAZINO_ORIGINAL) в самой лесной его части встал построенный коттеджный поселок "Медвежье озеро", очевидного и легкого обхода не было, и первый год люди ходили на лыжах по колдобинам прямо по стройке, но стройка закнчивается, кладется асфальт, начинают ездить машины. Все это могло привести к тому, что маршрут бы закончился, т.е. одиночные (неорганизованные) лыжники и группы перестали бы по нему ходить. Надо было максимально сохраняя старый трек (для тех, кто ходит по памяти), сделать очевидный обход и легко заметную раазметку, что мы и сделали осенью 2011 года. (KALISTOVO_FRYAZINO_STD) Ранее же летом 2011 альпинисты ФАМО коренным образом поменяли маршрут для обхода поселка "Медвежье озеро", удлинив его на 4 км до ~40 км (KALISTOVO_FRYAZINO_FAMO), но мы с ними не согласовывали действия, поскольку не знали, как их найти осенью 2011 года (теперь все контакты есть). Вариант от ФАМО не очевидный, так как разделяется исторический маршрут и новый на поляне, где негде сделать постоянную разметку (нет деревьев). Поэтому в 2012 году было два арианта обхода поселка. Марафон же прошел по варианту ФАМО. Так выглядила схема измененного маршрута, которую участники получали в 2012 году:
По "нашему" варианту продолжали ходить те, кто привык ходить по старому. Лыжня там была даже в день похода ФАМО в 2012 году. По варианту ФАМО первый раз прошел поход-марафон 29.01.2012, до этого там лыжни в 2011 и в 2012 году не было. С 2014 года все стали опять всегда ходить по-старому "по-классическому" варианту, вариант ФАМО сильно завалило, и его никто не чистит. "Классический" же вариант распиливают и без нас, включая и самих альпинистов. В 2018 году после сильных ветров начала лета 2017 марафон прошел по немного измененному маршруту (KALISTOVO_FRYAZINO_BYPASS_2018), поскольку в районе Двукошачьего озера многослойные завалы распилить не удалось. Осенью 2018 года мы совместно с ФАМОВЦАМИ все-таки распили многослойные завалы и маршрут в этой части вернулся на привычное место. В 2019 году в связи со строительством путепровода ЦКАД в районе свалки маршрут еще немного изменился (KALISTOVO_FRYAZINO_STD_2019) , но это решение временное, пока стройка не закончится. Как мы будем переходить ЦКАД потом пока не ясно. Карта вариантов прохождения(Для удобного просмотра имен треков скачайте gpx файл KALISTOVO_FRYAZINO_VARIANTS.gpx и откройте в Ozi или в MapSource или в BaseCamp и т.д..) Карта вариантов прохождения в отдельном окне (Калистово-Фрязино история - caravan.hobby.ru) Карта вариантов прохожденния в отдельном окне (Калистово-Фрязино история - nakarte.me) Исторические карты (2012 год)
Copyright 2012-2019 Ливеровский Леонид
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы.
Пишите по E-Mail.
WEB-дизайн:
М.Куркин,
Л.Ливеровский,
WEB-программирование:
Д.Глотов,
В.Денега,
П. Рузин,
Е.Шехова,
Логотип: А. Антонов.
Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора.
Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна. |