Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

<

Разрядные нормы и категории велопробегов "Караван-Марафон" 1989

(утверждены 02.07.1989 г.)

in velo veritas

 

Публикацию подготовил Гаврилов Михаил
Оригинал на сайте Михаила Гаврилова

Содержание.

Разрядные нормы "КАРАВАН-Марафон" 1989

Категории велопробегов "КАРАВАН-Марафон" 1989

Вместо предисловия

Вообще, система присвоения разрядов не имела у нас особой популярности. В "Караване" (да и вообще в среде велолюбителей) всегда интересовались не тем, какой у человека разряд (как по велопробегам, так - тем более - и по "официальному" велотуризму), а то, какие он совершил походы, какие марафоны проехал и за сколько.

Москва-Ленинград. Вокруг Ладоги. Москва-Котлас. Париж-Брест-Париж. Бостон-Эдинбург-Бостон. Лондон-Эдинбург-Лондон. Ростов-Мурманск. Москва-Берлин. Париж-Владивосток. Race Across America...

(Так же, как у альпинистов. Ведь не спрашивают, какое у альпиниста звание. Спрашивают, какие вершины он покорил. )

А отчитываться числом разрядников нам было не перед кем.

Тем не менее материал представляет определенный интерес, как с историчкской (читайте прнимечаеия в конце подразделов), так и с методической точек зрения.

Разрядные нормы "КАРАВАН-Марафон" 1989

Первая редакция норм «Караван-1989»,
публикуется в изначальном виде [1].

Разряд

Дистанция

Минимальный темп прохождения дистанции

Контрольное время прохождения минимальной дистанции

Эталонный пробег

Предварительные условия

Мужчины

 

КМС

Утверждение нормативов отложено на зиму 1989/90 г.

Получение или подтверждение I разряда по итогам одного из трёх предыдущих сезонов

I

не менее 700 км

17,5 км/ч

40 часов

Москва - Ленинград

Получение или подтверждение II разряда по итогам одного из трёх предыдущих сезонов

II

не менее 420 км

17,5 км/ч

24 часа

Москва - Горький

Получение или подтверждение III разряда по итогам одного из трёх предыдущих сезонов

III

не менее 250 км

17,5 км/ч

14 часов 17 минут

Окраина Москвы - Ярославль

-

IV

не менее 150 км

17,5 км/ч

8 часов 34 минуты

Окраина Москвы - Калинин

-

V

не менее 90 км

17,5 км/ч

5 часов 09 минут

-

-

Юноши

 

I юношеский

не менее 250 км

16 км/ч

15 часов 38 минут

Окраина Москвы - Ярославль

Получение или подтверждение II юношеского разряда по итогам прошлого сезона

II юношеский

не менее 150 км

16 км/ч

9 часов 23 минуты

Окраина Москвы - Калинин

Получение или подтверждение III юношеского разряда по итогам прошлого сезона

III юношеский

не менее 90 км

16 км/ч

5 часов 38 минут

-

-

Женщины

 

 

Утверждение всех нормативов для женщин отложено на зиму 1989/90 г.

Пояснения

Разряды присваиваются по окончании сезона после рассмотрения результатов прохождения дистанций в официальных велопробегах и ПВД клуба "Караван" и клубов-единомышленников.

К рассмотрению принимаются прохождения любых дистанций, длина которых превышает минимальную для данного разряда, с темпом прохождения дистанции (т.е. средней скоростью, включающей все остановки) не менее установленной [2] [4].

В 1989-1991 годах понятие "получение или подтверждение разряда в таком-то сезоне" трактовать как "выполнение норм данного разряда в этом сезоне".

Использована строго логарифмическая шкала усложнения требований: дистанция каждого следующего разряда ровно в 1,67-1,68 раза больше предыдущей.

I, II, III и КМС – это разряды. МС, ЗМС и МСМК – это уже звания, поэтому нормативы по ним не предусматрены.

Утверждение нормативов для женщин отложено на зиму 1989/90 г. Есть два основных варианта:

  • при тех же предельных скоростях (17,5 км/ч для взрослых разрядов и 16 км/ч – для юношеских) километраж для женщин составлял бы 77-80% (или около того) от километража для мужчин;
    этот вариант удобен и в плане простоты организации пробегов, и получается, что II разряд - это 336 км за 19 часов 12 минут, как раз пробег Москва - Кострома;
  • при предельных скоростях на 1 км/ч меньше (16,5 км/ч для взрослых разрядов и 15 км/ч – для юношеских) километраж для женщин составлял бы 90% (или около того) от километража для мужчин;
    этот вариант кажется более демократичным.

Калязинский район,
2 июля 1989 г.

Примечания 1989 г.

[1]

Осенью 1989 года была разработана система категорий велопробегов применительно к этим разрядным нормам, затем вышла «вторая редакция» разрядных норм «Караван-1989», причём и она не была последней.

[2]

Во «второй редакции» разрядных норм «Караван-1989» ничего принципиально не изменилось. Контрольные времена для дистанций больше минимальной стали стали несколько больше (средняя скорость несколько меньше), как это следует из рачёта контрольных времён для категорий. Получение каждого следующего разряда предполагало преодоление пробега с категорией на 2 ступени выше. Разрядные нормы для женщин - ровно на 1 категорию ниже, чем для мужчин (около 77-78 % "мужской" дистанции).

[Вторая редакция]

Разрядные нормы по пробегам МКСВТ "Караван"

Вторая редакция норм «Караван-Марафон 1989».

Будет опубликована позднее
(надо порыться в архивах).

 

Примечания 2006 г.

[3]

Нормы «Каравана», утверждённые 2 июля 1989 года, принимались для преодоления дистанций в ещё «тех» условиях:

[4]

По итогам 1989 года у нас было 2 перворазрядника, 2 второразрядника и 6-8 третьеразрядников (постараюсь найти списки).

[5]

В реальности, нормы для женщин 2 июля 1989 года не были приняты просто из-за неактуальности. Как сказано выше, они были приняты следующей зимой, хотя по-прежнему были неактуальны.

[6]

Про зависимость контрольного времени от набора высоты мы тогда тоже думали, но, в отсутствие в те годы приборов, измеряющих эти параметры, про что-либо конкретное говорить не приходилось.

[7]

После возобновления обдумывания разрядных норм в 1995-1998 годах мы пришли к выводу, что условия сильно изменились в сторону более лёгких (тогда – примерно на 6-7%) и нормы следует подкорректировать (путём увеличения минимального темпа прохождения дистанции без изменения норм километража). Хотя и тогда пробеги предполагались без сопровождения и организованных КП, с элементами реального туризма и самостоятельным обеспечением "сервиса".

[8]

После 1995 года, когда трое наших товарищей успешно прошли Париж-Брест-Париж (1225 км, 9500 м компенсированного набора высоты), мы рассуждали о том, достойны ли разряда КМС велосипедисты, прошедшие этот марафон. Там, как известно, три контрольных времени: 80, 84 и 90 часов. Про 90 часов однозначно решили - недостаточно, споры были: 80 или 84 часа. Учитывая весьма холмистый рельеф трассы, пришли к выводу о разумности 84 часов. Этот норматив утвердили, как один ещё один возможный вариант получения КМС.

[9]

Вообще, система присвоения разрядов не имела особой популярности. В "Караване" (да и вообще в среде велолюбителей) всегда интересовались не тем, какой у человека разряд (как по велопробегам, так - тем более - и по "официальному" велотуризму), а то, какие он совершил походы, какие марафоны проехал и за сколько. Москва-Ленинград. Вокруг Ладоги. Москва-Котлас. Париж-Брест-Париж. Бостон-Эдинбург-Бостон. Лондон-Эдинбург-Лондон. Ростов-Мурманск. Москва-Берлин. Париж-Владивосток. Race Across America...

Так же, как у альпинистов. Ведь не спрашивают, какое у альпиниста звание. Спрашивают, какие вершины он покорил.
А отчитываться числом разрядников нам было не перед кем.

Категории велопробегов "КАРАВАН-Марафон" 1989

Категорирование разработано применительно к разрядным нормам по пробегам "Караван-Марафон"
утверждённым 2 июля 1989 г. [1] [2]

Категория

Дистанция
мин - макс

Эталонный пробег
на минимальную дистанцию

Контрольное время прохождения минимальной дистанции
час:мин

Минимальный возраст участника (лет)

Примечание 2006 г.
Рекомендуемое соответствие предполагаемой градации категорий "по ОРВМ"

взр - юн

MT

90 - 116 км

-

5:09

16

-

юн. 5:38

12

Юношеская дистанция "1"

MS

116 - 150 км

-

6:38

16

-

юн. 7:15

13

Юношеская дистанция "1,5"

MR

150 - 195 км

Окраина Москвы - Калинин

8:34

16

Класс "0"

юн. 9:23

14

Юношеская дистанция "2"

MQ

195 - 250 км

Москва - Владимир

11:09

16

Класс "0,5"

юн. 12:11

15

Юношеская дистанция "2,5"

MP

250 - 325 км

Окраина Москвы - Ярославль

14:17

16

Класс "1"

юн. 15:38

16

Юношеская дистанция "3"

MO

325 - 420 км

Окраина Москвы - Кострома

18:34

17

Класс "1,5"

MN

420 - 540 км

Москва - Горький

24:00

18

Класс "2"

MM

540 - 700 км

-

30:51

19

Класс "2,5"

ML

700 - 900 км

Москва - Ленинград

40:00

20

Класс "3"

MK

900 - 1160 км

Москва - Выборг
с объездом Ленинграда

51:26

21

Класс "3,5"

Пояснения.

Максимальная длина дистанции для каждой категории равна минимальной дистанции следующей категории [13].

  • Контрольное время прохождения дистанции вычисляется следующим образом [14]:
    • Для взрослых:
      • минимальная дистанция категории, делённая на 17,5, км/ч плюс избыток, делённый на 10 км/ч.
    • Для юношей и девушек:
      • минимальная дистанция категории, делённая на 16 км/ч, плюс избыток, делённый на 9 км/ч.
  • Например:
    • контрольное время для дистанции 200 км категории MQ для взрослых:
      T = 195/17,5 + (200-195)/10 = 11,14 + 0,5 = 11,64 час = 11 час 39 мин.
    • контрольное время для дистанции 200 км категории MQ для юношей и девушек:
      T = 195/16 + (200-195)/9 = 12,19 + 0,56 = 12,75 час = 12 час 45 мин.
    • контрольное время для дистанции 300 км категории MP:
      T = 250/17,5 + (300-250)/10 = 14,29 + 5 = 19,29 час = 19 час 17 мин.
    • контрольное время для дистанции 800 км категории ML:
      T = 700/17,5 + (700-800)/10 = 40 + 10 = 50 час.

Использована строго логарифмическая шкала усложнения требований: минимальная дистанция каждой следующей категории ровно в 10^(1/9) (в зависимости от округления километража получается 1,28-1,30) раза больше предыдущей.

Разрядные нормы по пробегам МКСВТ "Караван" 1989 г.

Для получения следующего разряда необходимо прохождение пробега с категорией на 2 ступени выше по сравнению с предыдущим. Разряды присваиваются по окончании сезона после рассмотрения результатов прохождения дистанций в официальных велопробегах и ПВД клуба "Караван" и клубов-единомышленников.

Категорирование можно продолжить, однако, минимальный темп прохождения дистанций для более высоких категорий должен быть снижен [15].

MJ

1160 - 1500 км

Класс "4"

MI

1500 - 1950 км

Класс "4,5"

MH

1950 - 2500 км

Класс "5"

MG

2500 - 3250 км

Класс "5,5"

Сентябрь-декабрь 1989 г.

Примечания 2006 г.

[11]

Нормы «Караван-1989» не первые в истории «Каравана». По крайней мере были ещё нормы «Караван-1986» (т.н. «младокараванские»). Я не принимал участия в их разработке и могу лишь сообщить приблизительные минимальные дистанции той классификации (без привязки к разрядам и категориям): 125-175-250-350-500-700 км.

Нормы «Караван-1989» также не последние в истории «Каравана».

[12]

Нормы «Караван-1989» предполагались для преодоления дистанций в ещё «тех» условиях:

 

[13]

Позже мы пришли к выводу о возможности небольшого перекрытия (на 5-10%) дистанций разных категорий. То есть, максимальная длина дистанции может быть и больше минимума следующей категории, просто иное контрольное время.

Например, та же дистанция в 200 км может быть прокатегорирована (для взрослых) как: MQ с контрольным временем: T = 195/17,5 + (200-195)/10 = 11,14 + 0,5 = 11,64 час = 11 час 39 мин. MR с контрольным временем: T = 150/17,5 + (200-150)/10 = 8,57 + 5 = 13,57 час = 13 час 34 мин.

[14]

Про зависимость контрольного времени от набора высоты мы тогда тоже думали, но, в отсутствие в те годы приборов, измеряющих эти параметры, про что-либо конкретное говорить не приходилось.

[15]

После 1995 года, когда трое велосипедистов "Каравана" успешно прошли Париж-Брест-Париж, который по данной классификации попадает в категорию MJ, мы рассуждали о том, какое контрольное время разумно в рамках этой классификации. Как известно, на Париж-Брест-Париж (1225 км, 9500 м компенсированного набора высоты), есть три контрольных времени: 80, 84 и 90 часов. Учитывая весьма холмистый рельеф трассы, пришли к выводу о разумности для этого маршрута контрольного времени 84 часа в рамках категории MJ.