Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

КАРАВАН: Инструкция по применению.

Виталий Пересыпкин

 

Полезные рекомендации всем, кто впервые собирается поехать с Караваном в однодневный велопоход.

Оценка физических возможностей.

Вдумчиво и серъезно оцените свои физические веловозможности! Лучше недооценить свои силы, чем переоценить их и в итоге стать обузой-задержкой для группы и заставлять всех ждать Вашу велоперсону!

Если Вы раньше никогда не учавствовали в наших велопоходах и имеете опыт только дворово-парковых или дачных покатушек и реально уже  проезжали 25-40 велокилометров, то мы Вам рекомендуем обратить внимание на стиль походов "КАРАВАН-ТИХОХОД". Эти маршруты разработаны и организованы специально для начинающих и неторопливых велосипедистов.

А вот отправляться в другие походные направления Вам, возможно, еще пока рановато!

Если Вы уже учавствовали в велопоходах и поездках с другими клубами и группами, или имеете опыт самостоятельных велопоездок и можете свободно "отмахать" 60-80 километрав в день, то Вам рекомендуем испытать велосилы в однодневных группах "ВЕЛОТРОФИ-КАРАВАН" или
"КАРАВАН-ЭКСКУРСИОН" среднего темпа

Однако следует учесть что "трофические" велопоходы часто по пересеченной местности и подразумевают преодолени бездорожья,грязей, болот, песков и других сложностей, что в итоге потребует от Вас повышенных силовых затрат. 80 трофи-километров покажутся Вам как все 120 обычных. Ну а "Трофи" в быстром темпе и "СУПЕРТРОФИ" мы рекомендуем только
тем, кто успешно и неоднократно прошел среднетемповые маршруты.

"КАРАВАН-ШОССЕ" - велопоходы для любителей езды с ветерком по асфальтированным дорогам и как правило подразумевают достаточно быстрый темп и наличие шоссейно-гоночного велика, однако если у Вас горный байк ,гибрид ,ситибайк или другой вел и Вы можете спокойно держать продолжительное время среднюю скорость на дороге 23-25 км / ч - милости просим в нашу шоссейную группу!

Для участия в двух-трех и более многодневных велопоходов Вам, кроме желания и опыта уже ройденных однодневных веломаршрутов, потребуется еще и наличие специального туристического снаряжения - велорюкзак, палатка, коврик, спальник и другое...

Также необходимо заранее созвониться и согласовать с руководителями похода и другими участниками вопросы маршрута, ночевок и перевозки общего снаряжения, ремонтных  запвелочастей и продуктов питания.

"КАРАВАН-МАРАФОН" - особое велонаправление нашего клуба близкое к спортивному (средние скорости - 35-40 км/ч) и доступное выносливым и сильным велосипедистам, способным проезжать с короткими остановками расстояния от 200 километров в день, умеющим ехать как  в группе "на колесе", так и в длительном "автономном дорожном плавании".

Подготовка к поездке.

Грамотная подготовка - залог успешного велопохода!

Итак, Вы определили для себя и, как мы надеемся, правильно и с учетом наших рекомендаций, с какой велогруппой клуба "КАРАВАН" Вы отправитесь в предстоящий велопоход.

Хорошо если бы вы изучили предстоящий для прохождения веломаршрут по крупномасштабной карте.

Уточните особенности данного похода : время  и место сбора, время отправления и на какой электричке отправится группа, сложности и препятствия на веломаршруте, где возможны закупки продуктов для обеда на привале (в каких населенных пунктах и магазинах) сколько километров проедете до привала и долго ли будете там отдыхать, примерное время возвращение в Москву и на какой московский вокзал.

Для этого смотрите на сайте в разделе "Новости и объявления": состоится ли поход (возможен форс-мажор), время и место сбора. В особых (сомнительных) случаях допускается уточнять информацию у контактных лиц по телефону, указанных как руководители в плане. См. раздел контакты.)

В некоторых случаях (плохая погода, изменение расписания электропоездов, непредвиденные обстоятельства и т.д.) маршруты, место и время сбора могут изменяться (отменяться). В четверг-пятницу смотрите анонсы походов на сайте в разделе "Новости и объявления".

Подтверждение, что поездка состоится на форумах необязательно, обязательна информация об отмене-изменнениях. Если нет подтверждения на форумах - это не значит, что поездка не состоится.

План составляется по "зимнему" расписанию. С 25 мая расписание меняется на "летнее". Уточняйте не только у руководителей и на форумах, но и самостоятельно на на tutu.ru , на вокзале и так далее.

Если Вам, что-то неясно - свяжитесь с руководителем похода по указанным в объявлении контактным телефонам или электронной почте. (В особых (сомнительных) случаях допускается уточнять информацию по телефону у контактных лиц , указанных как руководители в плане. См. раздел контакты.)

Как правило, все многодневные походы и поездки проводяться по предварительной договоренности: либо без обявления в планах, либо с объявлением в плане "по записи у руководителя", что значит надо согласовать свое участие и детали предстоящей поездки с руководителем.

Особо отметим, что как правило все велопохода клуба "КАРАВАН" предполагают достаточно позднее возвращение в Москву, обычно в летнее время это в районе 22-23 часов вечера, но бывает и позже...

Поэтому заранее "забейте" для велопохода целый день и не планируйте более ничего!
не пожалейте своего времени и насладитесь велопоходом до конца, целиком и полностью и поверьте нам - это стоит того!

Я стараюсь придерживаться принципа: "все вместе уехали-все вместе приехали", и поэтому всяких отщепенцев и раскольников я не люблю и не приветствую, хотя и понимаю, что бывают всякое в нашей жизни... И, естественно, наши руководители это допускают...

Техническая подготовка велосипеда.

В организуемых и проводимых велоклубом "КАРАВАН" походах выходного дня ПВД в принципе может принимать участие любой желающий и на любом велосипеде, главное при этом что-бы Вы выдерживали заявленный в группе темп и ваш вел был бы полностью исправен!

А исправность вела во многом определяется правильной эксплуатацией, ремонтом и подготовкой к каждому предстоящему походу.

Техническую подготовку "железного коня" тоже необходимо сделать накануне.


Нелишним будет напомнить о том, что на только что купленном или собранном веле, какой бы крутой он не был, сразу выезжать в поход не стоит, а лучше его обкатать в родных местах и убедиться что все надежно и вел "не подбросить сюрпризов" вдали от дома.

Не стоит также рисковать и отправляться на маршрут с тукпликсами или контактными педалями если Вы еще не освоили их в достаточной мере.


Проверка велосипеда перед поездкой:


Перевозка походного велобагажа.

Отдельная история с перевозко походного велобагажа. Ииходя из того, что сейчас речь идет об однодневных поездках - много велобагажа Вам не потребуется и задача решается двумя путями:

Велорюкзаки бывают устанавливаемые на велобагажнике (чаще всего используются в многодневных велопоходах) и заплечные.


Что-бы там не говорили бывалые велотуристы про их непригодностьдля походов, а я буду вас агитировать именно за них, но только не за любые заплечные, а именно за специальные велосипедные, имеющие на спине упругие прокладки и сетки, не позволяющие спине велосипедиста потеть и равномерно распределяющие нагрузку.

Хорошо зарекомендовали у нас в клубных походах рюкзаки фирм "Татonka", "Deuter".

Но, как бы хорош ни был заплечный рюкзак - вес груза больше 6-8 килограммов все равно дает "некомфорт"...

Поэтому полноправным и неоспоримым заслуженным грузоперевозчиком велосипедиста издавно является велобагажник.

Для однодневных велопоходов багажник может быть практически любой конструкции и заводской, желательно все же облегченный.


Главным моментом в этом случае является надежное и качественное закрепление Ваших вещей на багажнике - - веревки и всякие шнурки здесь не годятся! Необходимо использовать только специальные эластичные багажные резинки с крюками на конце!(такие продаются в туристических или автомагазинах).


Все походные вещи и принадлежности сложите в прочную сумку (не стоит использовать малопрочные полиэтиленовые пакеты) или в обыкновенный небольшой рюкзак. Можно использовать различные спортивные сумки или небольшие гермомешки для водных походов. Удачным и удобным вариантом можно считать специальные велосумки или велорюкзаки-штаны.

Ну а велобагаж наш будет состоять в первую очередь из ТЕХНАБОРА, который включает в себя:

Продовольственный набор.

Второй составляющей Вашего велобагажа является  - ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ НАБОР И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.


К принадлежностям мы относим набор необходимых "инструментов" для питания "КЛВНМ", а именно кружка - ложка - вилка - нож и миска, ну и одноразовые  бумажные салфетки тоже лишними пожалуй не будут. Миску и кружку желательно иметь облегченные (пластиковые или из нержавейки).

А вот к формированию походной "продовольственной корзины" следует подходить индивидуально и исходя из личных пристрастий, потребностей и вкусов...

Общие же рекомендации могут быть такие: калорийные и питательные продукты, включающие белки, жиры, углеводы, клетчатку, витамины, воду и микроэлементы.


Ну, а конкретнее очень хорошо всегда иметь "быструю подкормку", дающую практически мгновенный прилив сил - шоколад, печенье, конфеты,сухофрукты, орехи. Для перекусов на маршруте хорошо также иметь в запасе различные бутерброды, бананы, яблоки, мандарины.

Обращаем Ваше внимание на то что  -   БРАТЬ В ПОХОД БЫСТРОПОРТЯЩИЕСЯ ПРОДУКТЫ В ЖАРКУЮ ПОГОДУ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!

Ииз напитков хорошо идут соки и минералка, но лучше всего по нашему мнению - различные кисловато-сладкие морсы, которые заливают в велофлягу. Не советуем Вам в велопоходе употреблять всякую вредную "Кола-Химию" (газированные сладкие и т.н. тонизирующие напитки). Обычно они только усиливают жажду и приводят к сильным урчаниям в животе и к рыганию. Да и вообще они крайне неполезные для человека!

Не рекомендуем Вам брать в поход продукты и напитки в стеклянной таре! Сейчас без проблем можно преобрести специальные пластиковые продуктовые контейнеры и легкие пластиковые бутылочки разной емкости.

Учтите еще что  в походах "КАРАВАНА" вегда устраивается большой привал с костром, кипятком и чаем. Исключением является, когда привала нет. Не относится это к КАРАВАН-Марафонам на сверхдлинные дистанции,огда на большой привал просто нет времени.

Поэтому у Вас появляется возможность "горячего" питания в виде быстрорастворимых супов, каш и пюре.

Ну а приготовленные заранее и взятые с собой всякие кулинарные "изыски" в виде салатиков, пирогов и домашних котлеток - не только украсят походный общий стол, но и возвысят Вас в глазах других участников похода как кулинара и станут дополнительными стимулами для знакомства и налаживания дружеских контактов.

И еще, хочется заметить, что совсем не обязательно все продовольствие тащить из дома - в наше время многое можно купить на маршруте в деревенских "супермаркетах", необходимо лишь заранее уточнить у руководителя похода возможности для посещения и наличие таковых , ибо нередко велобайкеры забираются в такие дебри и они еще пока есть на этом свете, где не то что-бы магазины, людей - то не всегда встретишь...

Медицинская аптечка.


Для одно-двухдневных походов может быть самой минимальной и, если у Вас нет "индивидуальных  лекарственных пристрастий", состоять из :  пластыря, йода, нашатырного спирта и бинта.

Одежда и обувь для велопохода.

Теперь поговорим об  ОДЕЖДЕ И ОБУВИ ДЛЯ ВЕЛОПОХОДА.


Конечно же, повседневная или рабочая одежда никак не годятся для поездок на велосипеде.Самый  клевый вариант - специальная велосипедная, но даже несмотря на то что стоит она порой недешево - все равно я Вам советую ее преобрести, может не сразу, но со временем и постепенно.

Настоящая велосипедная одежда отличается специальным покроем, плотнооблегающим тело велобайкера и в то же время не сковывает его движение, изготовлена из современных синтетических комфортных материалов, хорошо удерживающих тепло и отводящие пот, ветрозащищающих
и в то же время "дышащих".

Более-менее полный комплект велоформы желательный иметь настоящему байкеру, путешествующему в теплое время года  в несложные походы  средней полосы, состоит из следующих компонентов:

Важно заметить что синтетические материалы велоформы боятся высокой температуры и если Вы на привале будете находится рядом с костром, не исключено что летящие искры из костра могут прожечь многочисленные дыры на велокостюме и поэтому для привала лучше иметь сменную простую одежду или одеть поверх велоформы надеть легкий х/б длинный халат.


Еще следует отметить как большой недостаток легкой спортивной синтетической одежды - ее поразительная способность достаточно быстро рваться, цепляясь за всякие ветки, коряги и сучки, "встречи" с которыми мало получиться избежать в велопоходах типа "Трофи", где велосипедисты нередко пробираются через всякие дебри и заросли подмосковных "джунглей".

Поэтому и очевидно, что для велопоходов самая подходящая одежда - спортивная, обладающая всеми вышеперечисленными требованим удобства для велоезды, но пошитая из более плотных и прочных материалов.

Если у Вас пока велосипедной одежды нет, то можно временно использовать спортивно-тренировочные костюмы,простые футболки, свитера и ветровки, но ни в коем случае не следует одевать в велопоход тесные и обтягивающие джинсы и шорты и уж тем паче - юбки и платья.

C обувью, как Вы уже можете догадаться тоже не все просто и опять таки мы Вас будем призывать использовать специальные велотуфли.

Чем они лучше обычных кросовок?

Да, хотя бы тем, что кроме вентиляции и удобных хорошостягивающих, но не сжимающих ноги застежек,
они изготовлены из тех же "дышащих" мембранных материалов и самое главное - имеют жесткую подошву, повышающую КПД байкера.

И еще, велотуфли отличаются от обычной обуви наличием на подошве особой пластина (шипа), которая работает совместно с особой конструкцией педалей и позволяет в результате жестко фиксировать ноги на педалях и быстро отстегивать их в случае необходимости.

Такая конструкция закрепления туфлей на педалях называется КОНТАКТНОЙ, а сами педали - КОНТАКТАМИ. Спору нет  -  и удобнее и лучше ездить "на контактах", но для поездок с ними нужна адаптация и привычка. И если Вы еще не вполной мере освоились с такой педальной системой,
то ехать на ней в поход возможно пока не стоит. А вот ежели с "контактами" Вы "на ВЫ", то для велопоходов наиболее подходящими можно считать контактные туристические велотуфли (нечто наподобие кроссовок),  в которых удобно не только ездить, но и ходить.

Из применяемых в настоящее время контактных педальных систем, наибольшее распространение и популярность получила японская SPD. При всех ее достоинствах, один и достаточно серъезный недостаток делает эту "штуковину"  несколько даже опасной в применении - когда контактные педали забиваются нашенской русской грязюкой, то "высокотехнологичная" японская система просто-напросто не срабатывает и не отстегивает законтаченные ноги велосипедиста и это в этоге приводит к непредвиденным и непредсказуемым падениям со всеми вытекающми из этого последствиями....

Поэтому система SPD более подходящая к шоссейным и несложным "сухим" велопоездкам.
А вот другая, но менее известная и распространенная контактная система Crank Brothers, заслужила гораздо более высокие оценки по надежности отстегивания - застегивания в сложных походных условиях и ее можно смело рекомедовать к применению.

Ну, а если у Вас простые педали, то подберите к ним если не велотуфли, то хотя бы кроссовки с достаточно жесткой подошвой, но ни в коем случае не кеды и тем паче не тапочки!

Здесь же считаем важным заметить , что в случае дождя, как правило, велотуфли и естественно ваши ноги не только намокнут, но и промокнут.


Можно, конечно надеть поверх туфлей полиэтилленовые пакеты, но во первых это неспортивно и несолидно, да и порвутся такие "Сапожки" быстро, а во вторых с контактами ехать в пакетах будет сложновато и неудобно.

На сей случай полезно иметь под рукой или точнее "под ногой" водозащитные БАХИЛЫ - синтетические непромокаемые чехлы, специальной формы, надеваемые на велотуфли и имеющие вырезы для шипов контактной системы. А лежащие в вашем багаже на случай промокания ног запасные носки тоже бывает штука очень даже нелишняя.

ВЕЛОШЛЕМ - неоднократно спасал здоровье и жизни многих велосипедистов и заслужил считаться  весьма важной частью нашей экипировки, правда в велопоходах "КАРАВАНА" наличие шлема не служит "железным допуском" в поход и многие катаются с "голой" головой и все же серъезных контактов головы с чем-либо... в поездках никто не исключает и поэтому, отсутствие шлемов у некоторых участников велопохода не может служить другим велосипедистам хорошим примером.

Думайте и решайте сами!

Ну, а если велошлемом Вы пока еще не обзавелись, то наденьте спортивную шапку, бейсболку или бандану. В жаркую и солнечную погоду, естественно, лучше белого цвета или любых светлых тонов.

ЗАЩИТА байкера - к этому, кроме упомянутому выше велошлема относятся  наколенники, налокотники и велоперчатки.

Что касается двух первых, то эти принадлежности более необходимы для экстримов и если вы не страдаете сильной и частой "падучестью", то в велопоходах без них вполне можно обойтись, чего уже нельзя сказать о велоперчаках.

Если на улице прохладно - понятно, что он нужны для согрева, а вот если поехали кататься когда тепло и даже жарко?

Перчатки кроме некоторой защиты рук при падениях предохраняют руки еще от потертостей и веломазолей. Да, да... такие тоже бывают...  Далее соображайте сами нужны  они Вам  или нет...!

ВЕЛООЧКИ - тоже полезная походная штука, ведь согласитесь - не всегда приятно выковыривать из глаз всяких попавших туда на ходу мошек и "птичек", веток и песчинок, к тому же хорошие велосипедные очки защищают глаза еще и от вредного ультрафиолетового излучения в солнечные дни. Временной альтернативой настоящим велосипедным очкам могут послужить спортивные или бытовые солнцезащитные, но только обязательно пластиковые - ни в коем случае нельзя использовать в велопоходах очки со стеклами, иначе при неудачном падении осколки могут повредить глаза, а "...оно Вам надо.." ?

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОВРИК - очень полезный и нужный предмет в любом велопоходе, и в самом деле, не будете же Вы сидеть во время привала прямо на  земле, да и пеньков и бревнышек на всех в лесу не хватит, не говоря уже о том, что некоторым байкерам необходимо после прохождения велодистанции полежать ... отдохнуть или просто расслабиться - позагорать. В продаже можно найти великое множество туристических ковриков, мы же советуем облегченные тонкие фольгированные. Они очень компактные и удобно складываются, не занимая много места.

Возможен еще вариант для похода - совсем маленький  коврик-сидушка с резинкой, именуемый у туристов как "поджопник".

И еще .. , надеемся, что Вы уже прикинули и посмотрели предстоящий веломаршрут по карте?

Карту тоже неплохо было бы захватить с собой.

Кстати, наиболее удобные для походов топографические карты масштабом 1:200 000 или просто "двухкилометровки" выпускает военно-картографическая фабрика имени В. Дунаева, серия таких  карт продаются в книжных и туристических магазинах.

Добираемся к месту встречи группы.

Конечно же, Ваш маршрут к объявленному месту сбора велопоходной группы надо продумать заранее. Практикуются несколько вариантов: