Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
Наши мероприятия, правила, традиции и законы:
Каталог |
Наши поездки и правила: |
Календарь мероприятий клуба |
Правила участия |
Правила веломарафонов (бреветов) |
Инструкции, советы и традиции: |
КАРАВАН: инструкция по применению |
КАРАВАН: традиции веломарафонов |
Кодекс поведения на лыжне |
Соревновательная сторона веломарафонов |
Инструкция к календарю |
Караван-стандарт |
Как разработать веломаршрут? |
Движение группы по шоссе |
Законы и публицистика: |
Велосипед и лыжи в поезде |
"А, надувные матрасы регистрировать не надо?" |
"Что осталось от "Лосиного& острова?" |
Чьи в лесу шишки? |
Заповедные махинаторы |
Давайте прощаться, друзья! |
Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 446
Как разработать веломаршрут и подготовить велопоходПредводителю велопоходовОгнев Андрей aka Рукль/Аукль.
Статья отражает исключительно мнение автора (от редактора). Материал адресован активным велотуристам, независимо от опыта их катания, ведь желание возглавить велопоход дорогого стоит; и в некоторой степени, в основном для информации - спортсменам-любителям. По возможностям автора это развернутая попытка освещения исходной базы данных, методологии подготовки веломаршрута и организации велопохода, попытка помочь и новичку, и бывалому велотуристу в понимании теории планирования и в практической разработке своего собственного велопутешествия - на примере походов велоклуба "Караван". Человек, а тем более турист по своей природе всегда стремится к прохождению новых маршрутов или новому прохождению старых, и неудивительно, что время от времени в велосообществе появляются новые, а то и вовсе не знакомые большинству предводители. Несмотря на стойкую консервативную традицию отправляться в поход со знакомым клубом, компанией и, главное, предводителем, интерес и даже любопытство берут верх над сомнением относительно лидерской состоятельности новичка, и вот разношерстная группа отправляется в велопоход... Во избежание нелепостей, ошибок, которые необязательно совершать самому, и ради успеха на маршруте - и для предводителя, и для его группы - и подготовлена эта статья.
План как традицияВскоре после того как вы укротили велосипед, облачились в велоформу, виртуально, а затем и реально прикатили в какой-нибудь поход клуба, например, в шоссейный или велотрофи велоклуба "Караван", - пора отправиться по маршруту. Вот только по какому и куда? Человек, севший на велосипед, мгновенно становится необуздан в своей свободе, и направить его по известному адресу ой как непросто. Ведь это только женщины готовы отправиться за избранным (случается, избранным "по рекомендации" заочно) предводителем похода "все равно куда и зачем, лишь бы человек был хороший", а вот новоявленные байкеры мужского рода - народ разборчивый. Маршрут, поставленный в "План велопоходов...", является своеобразной собственностью клуба. Конечно, у маршрута существует оригинальный автор, однако обычно в "Караване" всё по-своему до наоборот: автор один, маршрут один, а предводителей много. Объясняется это тем, что от Москвы до самых до окраин далеко, разведывать дорожки непросто, не хочется, не с кем, некогда, ну и так далее. Поэтому годами проезжается один и тот же трек, постепенно переходит от старших к младшим, надоедает уже третьему-четвертому поколению караванщиков, и вот тогда, наконец, морально поверженные ветераны заменяют какую-то часть маршрута на новую... В каждом маршруте есть доля верного трека. По объективному признанию велосообщества, "Караван" силен четким Планом, охватывающим велосезон с апреля по октябрь: основное ядро - плановые походы от Открытия и до Закрытия велосезона, дополнительно заявляется сетка однодневных и двухдневных с ночевкой походов - по назначению, многодневные походы - по объявлению. Отдельно от "Плана велопоходов..." - самостоятельный и вместе с тем взаимосвязанный с ним "План веломарафонов (бреветов) и, возможно, календарь Кубка/гонок по маунтинбайку (кросс-кантри)", где расписание марафонов и бреветов на шоссе и гонок и марафонов кросс-кантри дано более четко по датам, даты стыкуются с общими звездными привалами велопоходов и бреветов, а спортивный План, как правило, не зависит от изменения погоды. За каждый велопоход в указанную дату отвечает его фактический предводитель (!), а не автор-разработчик времен царя Гороха; не рекламирующий его, в том числе на других сайтах, в данном конкретном случае очевидно не вполне компетентный в этом представитель "Каравана"; не председатель клуба в эксклюзивном интервью по домашнему телефону и т. д.: все вышеперечисленное - всего лишь посредническая информация без ответственности за результат, даже если маршруту сто лет в обед! Только непосредственный предводитель способен дать (или не дать - потому что сам не знает) точную и исчерпывающую информацию по маршруту, ответить на конкретные вопросы участников. Как в споре рождается истина, так и перед велопоходом важные вопросы по треку маршрута, купанию, месту привала и прочим обстоятельствам задаются и решаются с предводителем похода. Прокладка маршрутаШекспир, наверняка, придумал бы веломаршрут по Богемии (в которой, исходя из классической версии его биографии, никогда не был, как, впрочем, и вовсе не выезжал за пределы туманного Альбиона...) за прогулкой в английском саду; Колумб - скучая в приемной у королевы Испании; Афанасий Никитин, не задумываясь, твердо показал бы из своей лавочки на юго-восток от Твери; большинство байкеров мысленно рисует трек, лежа на диване с картой где-нибудь на 12-м этаже Новых Черемушек... Прямо скажем, последним просто не хватит фантазии, чтобы представить, что реально ждет их на местности... Но они водят пальцем по карте и подсчитывают километраж! За точку отсчета берутся детские воспоминания из деревни бабушки, пионерлагеря, с военных сборов, от отдыха на даче у подруги, из похода за грибами... Всякий раз каждому оказывается интереснее тот или иной уголок Подмосковья или соседней со столичной области. Можно проложить хордовый маршрут с одной железнодорожной ветки на другую, и приехать вечером на Курский, отправившись утром с Казанского вокзала; возможно закатать петлю на то же направление, откуда был и утренний выезд; возможен круговой вариант с возвращением в ту же точку - тогда удобно приехать на старт/финиш на машине. Важен творческий настрой, известная доля авантюризма, какой-нибудь романтический налет - например, идея велопохода к севшему на вечную мель ржавому пароходу из "Жестокого романса", или практический расчет - набрать экологически чистой земляники-черники-брусники-клюквы. Просто так, безыдейно, поехать напролом в лес неинтересно никому. А вот найти в этом лесу заброшенную церковь, геокешерский тайник, выйти с тыла хотя бы на какую ни то страусиную ферму или оставленную вояками ракетную базу - уже любопытно! Поход посложнее подразумевает не только нитку грунтовых дорог, но и с утра до вечера целый ряд интересных природных видов и явлений, чтобы показать их участникам, - водопадов, источников, языческих святилищ; предложить активное вовлечение в старину - завтрак-обед-ужин на острове посреди пруда дворянской усадьбы; и современность - попытаться заехать в градиентные горки танко- или автополигона. Ту же деревню интересно проехать не торопясь, внимательно рассмотреть не только выставочную восстановленную церковь, а и деревянный узор на ставнях и воротах домов, оригинальную крестьянскую архитектуру слуховых окон, крылечек, веранд. Для дисциплины кросс-кантри (колеса размерностью 26, 27.5 и 29") в маунтинбайке как виде спорта существует правило прохождения дистанции полностью в седле велосипеда. А в велокроссе (28"), наоборот, намеренно создают такие условия, при которых участник соскакивает с велосипеда и бежит с ним через овраги, лужи, бревна, в гору... Апхилл и даунхилл так же требуют соответствующего прохождения трека - в первом случае без запинок, во втором - как правило с привнесением и даже постройкой дополнительных препятствий на пути... И так как туристы вольно или невольно копируют спортивный закон, то идеальный трек шоссейного велопохода - по третьестепенным асфальтовым дорогам с незначительным трафиком, несложный маршрут для байка - грейдерные и грунтовые дороги с плановым объездом асфальтовых. Желательно изначально учитывать сложность или простоту маршрута для уровня подготовки участников. Нелепо составлять пестрый трек из легких-трудных-легких... участков маршрута. Хорошо катающимся будет все равно неинтересно, любителям - все равно тяжело, и последние ошибочно посчитают такой трек непроезжим. То есть маршрут должен сразу быть ориентирован на сложность-простоту прохождения и, соответственно, адресован определенной категории велосипедистов; а также на погодные условия; на характер состояния дорог помесячно; отсюда - и на календарное время прохождения. Разведка дорогНаиболее трудное и хлопотное дело. Причем еще дома на диване желательно представлять себе, что, например, велосезон байкера имеет "четыре времени года", когда основная база для катания - грунтовые дороги - сначала оживают после зимы, затем зарастают травой, потом их накатывают колесами в пыль, наконец, они исчезают под осенним дождем. Поэтому проще начать построение первых и простых маршрутов с грейдерных дорог и асфальтовых связок между ними. При работе с картой-километровкой у начинающего предводителя это не может не получиться. Наверное, основное правило разработчика маршрута - полностью пройти трек самому! Неважно, сколько раз вы прочитали в Интернете о той или иной дороге, - пока вы не проехали ее собственной персоной, ваших виртуальных знаний недостаточно, чтобы провести по ней группу. Иногда такой непройденный участок длиной 1-2-5 км - всего лишь 5 % от условных маршрутных 100 км, когда по карте - грейдер, а на деле - лосиная тропа в лесу габаритами 1.2 м в ширину и 1.8 м в высоту, через поваленные стволы, пни и коряги, портит и хорошо накатанный маршрут, и репутацию предводителя. Полученная информация по дорогам, особенно от незнакомого вам байкера, и не предводителя того или иного похода (по субъективному опыту, маршрут четко запоминается зрительной памятью при авторской прокладке, при комфортной езде в группе впечатления участника гораздо менее ярки), при неизвестном вам уровне катания участников, по прошествии определенного промежутка времени, при неподтверждении из других источников, постепенно теряет в цене. И даже в текущий туристский велосезон становится всего лишь вспомогательным материалом. Разумеется, невозможно подготовить за день полноценный маршрут велотрофи на 50-60-70 и более километров - и без базы проезжих дорог, да и в целом с лёту. Маршрут традиционно строится из разных отрезков в разное время проезжих участков, при любом катании - клубном, компанией, с девушкой, при поездке на лыжах (бывает, что наиболее ценные полевые и лесные данные собираются в... лыжных походах по целине и весеннему насту, когда только таким способом можно прокатиться по дальним оврагам и замусоренным бурьяном полям, заглянуть в глухие уголки начала лесных дорог), на бревете, наконец, в пешем походе или на прогулке-пропиловке! Чем больше кусочков мозаики окажется в вашем распоряжении, тем сложнее и интереснее может получиться маршрут в целом, тем больше вариантов для его комбинирования в дальнейшем: непонравившуюся или неподходящую часть можно будет заменить другим отрезком. Поэтому совет: несложные шоссейные или универсальные маршруты по третьестепенным асфальтовым автодорогам, иногда петлям таких дорог, и с минимальным проездом, особенно по узкому двухполосному асфальту автотрассы без расчищенной, не говоря уже об асфальтированной, обочине; по грейдерным дорогам с возможными асфальтовыми участками - стартом, финишем на ж.-д. станции, связками-проездами, посещением церквей, монастырей, дворянских усадеб, магазинов - можно с удовольствием подготовить за несколько самых обычных и даже коротких выездов с друзьями, вечером от дачи, в отпуске в деревне. Характеристика дорогАсфальтДля шоссейника - родная стихия, но не обойтись без разборчивости: разные трассы имеют разное покрытие, и информация об этом, в отличие от трека в полях и лесах, достаточна полная в любое время года благодаря тем же автомобилистам... Обычно так же, как водители запоминают на трассе потенциальные "места службы" ППС ГИБДД или точки расположения камер слежения, так и шоссейники вынуждены порой запоминать схему расположения подолгу не ремонтируемых выбоин, ям, поперечных трещин и постепенно рождающихся на них "поцелуев" (когда поперечная трещина в каком-то одном месте под воздействием смены температур и осадков разбивается до схожей с отпечатком/рисунком поцелуя формы ямы), особенно на спусках и под уклон. На асфальтовом маршруте большое значение имеет направление ветра: при прогнозе встречного ветра имеет смысл развернуть трек в обратном направлении. Для байкера - зло. Иначе зачем трястись полтора-два с лишним часа в электричке, уезжая из асфальтовых джунглей?! Входит в веломаршруты уважающего себя байкера весной и осенью, когда пока или уже не просохнет грунт и особенно лес; как стыковочные отрезки между протяженными, сложными участками пересеченки; как неизбежные участки, однако по возможности с максимально выраженным рельефом: подъемами, спусками, контруклонами, градиентными поворотами; как возможность купить продукты в магазине с мало-мальски широким ассортиментом, в отличие от автолавки в глухой деревне на грунте. ГрейдерОказывается, не все горожане знают, что это такое! Английский глагол grade содержит простой смысл: разравнивать [дорожное полотно]. Иначе говоря, знаменитой гребенки Арабатской стрелки Крыма не должно быть: регулярно, или как только на грейдере появляются поперечные волны или промоины, размывы обочины после дождей, дорожная служба призвана снова выровнять грейдерную дорогу посредством одноименного механизма - грейдера, или грейдерной машины. Грейдер встречается песчаный (именно на нем самая высокая волна!), смешанный песчано-щебеночно-гравийный, гравийный, из крупного щебня. Соответственно, езда по первому обычно субъективно легче, по последнему - тяжелее всего. В целом тяжесть проезда по грейдеру несколько преувеличена, что усугубляется неправильной посадкой и хватом руля, неправильно выбранными покрышками, величиной давления в них, как ни странно - отсутствием жидкости в жаркую погоду, неимением велоперчаток, велоочков, неверно уложенным снаряжением в велоштанах или на багажнике и т. д. Грунтовая дорогаОсновной вид дорожного покрытия для байкера. Может быть полевой, лесной; иметь песчаный, торфяной, дерновый (травяной), земляной (по краю возделываемого поля), подболоченный, каменистый накат. Сложное покрытие из разнообразного состава грунта. Требует выбора специализированных, или, наоборот, универсальных покрышек, по возможности регулировки давления в них, умения технично ездить и терпения: к концу похода на маршруте с лужами немногочисленные чистые байкеры отличимы именно последним качеством. БездорожьеВполне преодолимо на горном велосипеде при минимально выраженном микрорельефе: поле без гребней пахоты, или вдоль гребней, когда оно вспахано не из-под пара; заборонованное поле в сухую погоду по ходу движения бороны или окучника, поле с невысокой травой, пастбище, степь; каменистая степь с проплешинами травы без больших камней; подсохший луг; мшаник; верховое болото без частых кочек; чистый хвойный лес с плотной подстилкой... При заметном "сопротивлении" грунта ставится передняя 1-я (22T, 26T) звезда системы и 3-2-1-я звезды кассеты (до 34-36T включительно), и на небольшой скорости - до 3 км/ч (!), при тряске или торможении подболоченного или очень мягкого грунта - проезжается на ура. КартаБезусловно, любая карта врет! Неподъемность отечественного картографического обновления материала общеизвестна. На это накладывается лукавство военных, покинутые деревни, разоренное в очередной раз сельское хозяйство, брошенные или вновь разбитые дачные участки, оставленные и разоренные или реанимируемые военные базы; природа, которая не терпит пустоты - в нашем случае - на дороге... - меньше всего проблем с асфальтом и больше всего - с грунтовыми дорогами. За последние три десятка лет после последнего официального обновления административных карт в Подмосковье именно грунтовые дороги претерпели наибольшие изменения. В целом грунтовая сеть деревенских дорог постепенно сокращается за счет разрыва сельскохозяйственных и социальных связей, в то же время улучшают часто тупиковые дороги к деревням; некоторые параллельные дороги сливают в одну и т. д., что никак не отражается перепечаткой одного и того же устаревшего материала. В целом карта-километровка (М 1:10 000 м) - основной бумажный инструмент велосипедиста - дает верное представление о расположении населенных пунктов, контуре водоемов, лесной зоны, направлении дорог, и все-таки содержит массу неточностей и противоречий: исчезнувшие деревни, дороги, не указанная дачная застройка, не всегда указанные даже действующие церкви, сведенные участки леса и заросшая сорным подлеском брошенная пахота - разобраться можно лишь на местности... Для составителя маршрута, предводителя велопохода карта обязательна, независимо от наличия и качества трека в навигаторе! Еще лучше к итогу разведки суметь уложить в авторском трехмерном пространстве собственный веломаршрут, ибо развертки хотя бы формата А5 у вас не будет до дома, а ориентироваться даже на самом большом экране навигатора непросто. При езде наилучший и простой вариант для размещения карты - непромокаемый прозрачный мягкий планшет на руле, или встроенный планшет велосумки на руль: желательно постоянно иметь карту в поле зрения даже на небольшой скорости и особенно при езде по подробной карте-пятисотметровке (1:50 000) или даже масштабом 1:25 000, что бесценно для горных районов. Также, по примеру пеших туристов, можно повесить карту (планшет) на шею, утянув ее фиксатором и спрятав под куртку, или закрепив поперечными ремнями рюкзака на груди. Радикальный путь для экстремального велопохода в непогоду - листы карты заламинировать пакетным способом ламинации - по отдельности на весь маршрут по порядку следования. Тогда вы не проедете нужный поворот, вовремя измените траекторию и т. д., и т. п. Спортивное ориентирование с использованием столика на руле байка, подвесного столика на груди, укрепленной легендницы на руке, наручного жидкостного компаса и чтение карты на ходу предполагает определенные навыки и опыт; без последних остановки будут неизбежны, и от потерь времени вас спасет только применение навигатора с готовым треком местности. Одни из лучших рабочих топографических карт, а все/многие из них отрисованы вручную, можно с благодарностью позаимствовать у спортсменов-ориентировщиков (в основном локальные районы с ярко выраженным рельефом), обновляемые ежегодно; туристов-ориентировщиков, например, на сайте Московского марш-броска (ММБ): mmb.progressor.ru. По традиции последние носители регулярно дорабатываются, хотя и содержат системные неточности, сохраняющиеся, как правило, еще с основы. Чтобы лучше понять развитие и востребованность дорог в интересующем районе, можно заранее, и полезно это сделать после похода, просмотреть старые карты местности еще с Екатерининского межевания XVIII века. На практике случается так, что насыпи, в том числе старых дорог, расчистка леса, отводные каналы осушения для дорог прошлого времени сохранились по настоящее время и так или иначе могут быть полезны и интересны на маршруте. Для ориентирования в Подмосковье и пока для Калужской области любопытен сайт www.etomesto.ru, где приведен свод старинных карт, начиная с карты Горихвостова, и есть возможность сравнения наложением карт, в том числе на космоснимок. Также, готовясь к путешествию или подбирая виртуальный проект маршрута, нельзя ограничиться просмотром космоснимков интересующего района, тем более, если на крупном масштабе они закрыты или намеренно изменены - "плывет" их контур. В последнем случае нужно попытаться найти отдельные ссылки на карты отдельных же участков, прилегающего города, историко-культурного памятника, природно-ландшафтного заповедника и т. п., когда на крупном масштабе, возможно, по кусочкам, вы выясните те или иные подробности местности: схематично, на плане, в виде четкого космоснимка. Полезно взять с собой цветной распечатанный космоснимок местности в крупном масштабе, особенно при езде в полях. Удобен формат карманного атласа подмосковных районов (1:70 000-1:100 000) с крупным планом города (1:20 000), перечислением городских и районных служб, схемой общественного транспорта: Дмитров, Красногорск, Мытищи, Пушкино, Сергиев-Посад, Химки (ООО "Аверс", серия атласов, А6, 26-44 с., цена 60-70 руб.). Такой атлас в развороте поместится в любой стандартный планшет. Любую широкую простыню карты нужно разрезать на листы сообразно удобству их расположения в планшете, подобрав или кратный последнему размер кусков, или листы с суточным пробегом на определенном участке, или по вашему вкусу. Не сброшюрованный, а намертво склеенный в переплет "профессиональный" атлас подобия "Арбалета" оставьте дома: он не только содержит огромную информацию, ненужную для целенаправленного выезда, но и необыкновенно тяжел! В дополнение к карте необходим компас, подойдет любая туристская модель. Принцип действия и движения по азимуту изучается в школе. При выезде в незнакомый, особенно лесной район, это простой и необходимый атрибут ориентирования. Также желательно, по примеру спортивных марафонов, в далекую и протяженную лесную разведку отправляться с компаньоном. Как и на гонке, такой спарринг не только станет гарантией безопасности здоровья, повысит скоростные качества и проходимость по дистанции, но и укрепит моральный дух каждого, поможет в расчетах при ориентировании. Навигатор и электронные картыНавигатор - неоценимый помощник при прокладке трека. Говорят, что с его приходом в туризм исчезла романтика ориентирования и первопрохождения маршрута. Многие не умеют пользоваться компасом, не ориентируются в пространстве, по карте на местности, не знают даже, куда солнце село, но по навигатору, будьте добры, проедут не одну сотню километров! Предводителю походов желательно иметь хотя бы простой навигатор от Garmin туристской серии, тем более что это универсальный круглогодичный прибор, полезный от пешей ходьбы по московским улицам и до вылазки на лыжах в Альпы. [Кратко о навигаторе - в материале "Велоснаряжение. Для спортсмена и туриста".] При работе с навигатором принесут помошь сайты www.gpsies.com, www.kosmosnimki.ru и другие, когда на большом масштабе - разрешении - можно представить себе достаточно объективную картину происходящего. Отличная здесь возможность - самому нарисовать трек. Приложив некоторые усилия к клавиатуре и потренировав свою наблюдательность на местности (можно выполнить эти действия и в обратном порядке), вы получите суррогатный продукт с километражем, набором и сбросом высоты, диаграммой высот в развертке, простановкой маршрутного километража. Вероятно, рисованный трек будет неточен, зато у вас появится ориентир при прохождении маршрута как в навигаторе, так и, возможно, распечатанный на бумаге. Тем не менее снимки со спутника нельзя принять за аксиому. Как правило, "база" снимков на разных сайтах одна и та же, и поэтому при сравнении и выявлении истинной картины происходящего в деревне N и ошибка так же может оказаться общей... На снимках лесные дороги прячутся под кроной деревьев, невозможно понять микрорельеф плоскости, не говоря уже об оврагах, высоту растительного покрова: мох, трава 15-20 см или сорный подрост с малинником, делающий невозможным езду верхом; снимок дает тень, а также угловые искажения; наконец, обновление данных происходит нечасто и выборочно по разным квадратам, иногда снимок спутника... зимний - кругом снег; таким образом, съемка предлагает лишь вспомогательные данные, а не кальку для регулярного катания. При прокладке трека - не только по нитке исторических и культурных достопримечательностей, провинциальных городков и курортов, но и по беззвестным лесным массивам весьма любопытно будет заглянуть, например, на сайт www.wikimapia.org, созданный нашими соотечественниками: многие, если не большинство разнообразных объектов на местности здесь имеют условный контур и краткое текстовое описание, с возможностью добавления своей информации, причем данные обновляются параллельно течению событий, а не вслед за ними. Таким образом, вы сможете еще дома "объехать" военный полигон в лесу или обширное гольф-поле между позабытыми было деревнями в глубинке. Информация по пути маршрутаПри выбранном если не предположительном маршруте, то хотя бы районе катания желательно просмотреть на профильных велосипедных, туристских, авторских сайтах и в популярных книгах о велотуризме ("Велосипедный туризм", по ред. А. А. Булгакова; два сборника по материалам В. Гвоздева издательства "Вокруг Света": "Велотуризм. Подмосковье", "Велотуризм. Большое кольцо Подмосковья", четыре книги "ВелоПитера") информацию, а также и методологию путешествия не только по дорогам, а и по достопримечательностям, местам купания, местам стоянок на ночь. Можно включиться в дискуссию на форумах специализированных велосайтов или попросить совета не только у бывалых, но и местных байкеров, иногда и не выезжающих за пределы своего района катания. Для справки
Расспросы на местностиНа местности расспросы неоднозначны. Встречается совершенно разное отношение и результат последнего: под дорогой в соседнюю деревню местными жителями данной деревни иной раз понимается едва ли не асфальт и, соответственно, крюк в объезд на 5...10...30... км; из лучших побуждений к гостям боятся советовать грязную дорогу; иногда заброшенная, по мнению деревенских, грунтовка оказывается хорошо накатана, и т. п. множество взаимоисключающих посылов. В глухой деревне подальше от столицы не редкость партизанское отношение к непрошенным гостям на колесах, когда ни за какие коврижки местные не показывают верный путь, дачники нагло врут в глаза, что за их домами дороги нет (а она есть, и в отличном состоянии) - в каждом случае должен быть свой выход. В целом деревенские жители, особенно старики за 70-80 лет, хорошо помнят местность и грунтовки по направлениям протяженностью до 10 км, просто к ним нужен особый подход. Дачные жители в большинстве своем не знают и не хотят знать ничего, кроме набитых ими тропинок в лес за ягодами и к водоему, чем с успехом можно воспользоваться, если эти тропинки имеют продолжение... Лесник (и егерь) - человек непростой, еще бы - местный генерал Топтыгин, вам не ровня - лишнего не скажет, но и зла не пожелает. Работники сельхозпредприятий, сезонные рабочие, грибники - многие ребята не местные, языки неинтересные, любое отклонение от известных им дорог для них тайна сия велика есть. Наилучший выход - встреча местных байкеров. Они доброжелательны, в меру любопытны, обладают ценной информацией по многим темам, имеют немало собственных маршрутов - и простых, и сложных, готовы показать интересные участки треков, необыкновенные природные явления. Главное - вовремя и правильно соотнести их уровень катания (а не марку, навеску байка и экипировку!) - обычно весьма высокий - с вашим, и выбрать определенную цель для совместного катания. Трек в городеВ Москве по проезжей части ездить на велосипеде с каждым годом все опаснее за счет обилия машин и низкой культуры вождения автомобилистов. Отчасти вредно, особенно на магистралях в безветренную погоду, из-за выхлопа машин. Тем не менее любой ж.-д. вокзал в велодоступности, как и платформы внутригородских участков ж. д., что, кстати, помогает лучше узнать город. Поэтому проезды на метро - редкий случай, если только вы не живете в Конькове, а приехали поздно вечером на Савеловский вокзал. Основное требование - довольно точно представлять себе время проезда от дома до вокзала, платформы, места сбора или старта похода, с учетом светофоров, пробок, а также времени покупки билета или объездного маневра напрямик к вагонам. В разные годы и активно сейчас в Москве проводят веловыезды в городские парки и даже походы по вечерам к местам купания и обратно (ВРП (М. Рогов), "Четвергушки" (А. Савченко), Тарабарского короля (Ф. Иванов), а также "Караван-Учебку" на спортивной трассе в Ромашкове (М. Ковнацкий)) - так удобно и потренироваться, и отдохнуть перед... выходными. В любом другом городе необходимо заранее просмотреть хотя бы условную схему кварталов, представить варианты проезда в него с различных направлений, уяснить основную сетку центральных улиц, проезд от вокзалов в центр, к пешеходным улицам и площадям, к местным памятникам и культурным объектам. В случае транзита важны объездные дороги, что необходимо в многодневных походах при жестком учете времени (поедете через центр группой - потеряете это время...). При намеченной дневке в городе желательно заранее иметь при себе схему расположения гостиниц с их точными адресами, так же, как и при посещении любых других известных мест или мероприятий. В каждом городе - свой колорит, и в том числе организация дорожного движения. В большинстве случаев велотуристы используют дороги общего пользования, также развязки, мосты, путепроводы, тоннели, если только это не запрещено для велосипеда как транспортного средства. Перестроения в крайний левый ряд, проезд через сплошную разделительную линию, даже проезд на запрещающий сигнал светофора, под "кирпич" невозможны для одиночки, но в виде исключения используются на практике для компактно едущей велогруппы, которая фактически становится транспортной колонной с особым порядком движения, нужно только уметь этим пользоваться: заранее объяснить участникам стиль езды плотной группой в линию без разрывов или, при условии профессионального катания, в две шеренги, вести группу лидером, четко знать маршрут. Велодорожки не всегда удобны для дальнего велотуризма: даже имея на руках карту местной велосети, непросто добраться до взаимопротивоположных по назначению и расположению объектов: рынка, музея, стадиона, оперы, океанариума, супермаркета... Очень часто велодорожки заняты неспешно катающимися детьми и пенсионерами, и транзитные велотуристы на скорости от 20 км/ч и выше здесь не совсем к месту. Тротуары, пешеходная зона хороши для неспешной езды с наблюдением городских достопримечательностей; велосипед удобен для проезда из центра к какой-нибудь загородной крепости, замку, усадьбе; однако в активно посещаемых парках культурного наследия - и у нас, и за границей - существует правило пешей ходьбы: перед воротами придется сойти с байка и оставить его у входа; или, скорее как исключение, водить его пешком в поводу. При дневке в небольшом, тем более старинном, городе совет селиться в центре и гулять пешком; при размещении в кемпинге за городом - наоборот, зовут городские приключения на двух колесах. Трек в деревнеДеревня в классическом советском построении в Подмосковье - это одна прямая главная улица шириной от 15 до 100 м с чередой домов по обе стороны на обычно глиняном холме, макушке поля, возле оврага, с таким расчетом, чтобы рядом был источник воды или водоем, а также достаточно обширное плодородное поле. Короткой стороной на улицу расположены усадьбы по 30 соток: 30х100 м. Дома выровнены по красной линии - не менее 5 м внутрь от забора. Огорожен палисадник, дом, надворные постройки; часто - огород и сад; пахотный участок без ограды 10-15 соток, с круглогодичным подъездом габаритной техники со стороны поля. Усадьбы примерно через 7-10-15 домов разделены прогонами для прохода скота на выпас и обратно в стойло. Чаще прогоны сквозные - поперек деревни, чем одинарные на каждой стороне. По "задам" деревни - выходам концов усадеб в поле - проходят грунтовые объездные дороги. То есть чтобы проехать маршрутом через какую-то деревню, необязательно заезжать в нее: по хорошему накату быстрее проехать объездной дорогой, либо можно проехать деревню поперек насквозь - через прогоны - на противоположную ее сторону. Многие деревни имеют выселки, хаблетки, хутора - обычно использовалась непригодная для полевого земледелия площадь: противоположный берег оврага, склоны полей. Хотя многие подъезды к ним бывают тупиковыми, тем не менее такие хуторские домовладения зачастую служат мостиком к соседней деревне или полю, лесу. Населенный пункт с церковью - уже село, обычно недалеко - кладбище, куда также накатана дорога; очень часто от оград с крестами она все еще имеет продолжения к соседним деревням... Церковь - самый заметный ориентир в округе, обычно стоит на возвышении и видна за несколько километров издали. В селе - по традиции в центре, или в бывшей барской усадьбе - на отдалении от крестьянских домов; указана почти на всех картах, это и культурный объект, и удобное место встречи, и даже экскурсии внутрь. Иногда в велопоходе - это... поиск храма: в Илкодино в Мещере, в Архангельском за Дубной. Обязательно и заранее перед походом нужно просмотреть карту и запомнить верные названия деревень по маршруту, это несложно, так как на 80 км пути иной раз встречаются по три-четыре Андрейкова и Андреевского, что поможет не потеряться без карты и, например, догнать группу. В перестроечное время в деревню ввели на постой дачи, да так и не вывели. Не поддающийся логике передел земли, землеотвод и самозахват привели к тому, что нарушилась традиционная деревенская планировка; шлагбаумами и заборами были перекрыты прогоны, застроены объездные пожарные дороги, загорожены пруды и колодцы. Вместо упорядоченной планировки получился какой-то нелепый сбитень разнокалиберных домов и участков в переплетении тупиковых подъездов. К сожалению и к несчастью, этот безобразный, однако выгодный для обеих сторон процесс землеотвода продолжается до сих пор. И теперь иную деревню со стороны едва можно узнать по старым приземистым крышам - настолько бестолковый дачный муравейник поглотил этот старый крестьянский уклад. В этом случае нельзя ориентироваться на проезд по прогонам, очень часто и в деревне дачники загораживают объезды своих крайних участков; даже лучшее - попытаться объехать деревню, не заезжая в нее вовсе. Деревенская дорогаДеревенская дорога - кратчайший путь от одной деревни до другой, с обходом естественных природных препятствий - рек, ручьев, оврагов, а также плодородных равнин - возделываемых полей; причем летние участки с бродами поперек мелеющих в жару речек могут отличаться от всесезонных. Была рассчитана на преодоление ее лошадью с нагруженной телегой или санями: крутые поъемы и спуски исключались, использовались траверсы в полях, витые петли по берегам оврагов и рек в лесу и по холмам. Сохранились до нашего времени в разном состоянии; лучше - в полях с подлеском, в хвойном лесу; хуже - с проездом через подболоченные участки, через лиственный лес, по просекам; заросли или ушли в прошлое в смешанных лесах, с проездом через глубокие овраги. Имеют начало и конец от края деревни, от перекрестка или стыка прогонов в середине села, от церкви, продолжают дорогу от кладбища, к ближайшему берегу реки или броду. Многие грунтовые дороги между деревнями исчезли после сноса... самих "неперспективных деревень" в 60-е годы; постройки асфальтированных дорог и постепенного запустения небольших деревень к концу 80-х; как таковая сеть грунтовых деревенских дорог перестала существовать после развала сельского хозяйства в Ближнем и Среднем Подмосковье десятилетием позже. Сейчас многие и большие, и тем более малые деревни соединены друг с другом тупиковым асфальтом или улучшенным грейдером с подъездом от автотрассы. Обычная километровка порой весьма точно отражает старую дорогу на местности; чтобы понять самому возможное направление, стоит внимательно просмотреть рельеф, растительность и водоемы на местности. Этот подход может пригодиться даже тогда, когда от дороги фактически не осталось и следа: вместо того чтобы ломиться напрямик по азимуту и терпеть тяготы и лишения в болоте или буреломе, стоит попытаться повторить старинный путь, прорисовывая его самостоятельно. Этому поможет и понимание разделения полей: посевных, для выпаса скота, лугов, даже если все это находится в заброшенном состоянии: обычно вдоль межи долго сохраняется старый накат; ехать по бывшей пахоте вдоль гребней; на пастбищах дорога начинается у водоема и т. д. Однако если поле в бурьяне, без каких-либо следов подъезда - лучше объехать его стороной. Трек в дачахНаверное, любой горожанин знает, что такое дачная планировка - это ее отсутствие. В самом причудливом порядке порой выстраиваются дома, улицы, кварталы, как и изначальные планы устроителей и разработчиков садовых и иных товариществ и загородных клубов. На космоснимках такой массив выглядит традиционно запутанно. (Вышесказанное не относится к новым коттеджным поселкам, которые имеют все признаки буржуазного планирования и порядка: огорожены добротным забором, имеют будку, охрану и полосатый шлагбаум. Даже притворившись гостями, вы вряд ли сможете проехать поселок насквозь, так как ради безопасности своих жильцов он скорее всего будет иметь один-единственный действующий заезд.) Почти всегда дачный поселок окружен забором с тупиковым подъездом, нечасто встречается сквозной проезд через дачные кварталы и еще реже - объездная дорога с внешней стороны забора. Поскольку горожане приезжают отдыхать и активно заняты огородом, садом и шезлонгом, и пассивно - общественной провинциальной жизнью, то понятия не имеют об особенностях местности и соседней деревне - ее названии, жителях, колодцах; соответственно, и набивать тропу в нее им нет никакой необходимости. Если в соседней деревне нет остановки автобуса, магазина и чистого пруда, скорее всего за забором в ее сторону не будет ни единого следа. Бывает, конечно, что дачники-заготовщики отправляются за пределы своей добровольной резервации в лес - тропа выходит за калитку и весьма быстро растворяется среди деревьев... Поэтому если землеотвод под садовое товарищество был сделан в глухом лесу с вырубкой засоренного лесного квартала, рядом с болотом, в песчаном карьере - не стоит искать рядом тропинку к цивилизации. Скорее всего вплотную к лесу, оврагу, болоту, обрыву песчаного карьера будет поставлен забор и посажен пёс с задачей максимально отразить проход и проезд непрошенных встречных-поперечных... Однако если дачи были воздвигнуты рядом с деревенской дорогой, поперек этой дороги с закрытием ее раз и навсегда, возле железнодорожной ветки - наверняка есть сквозной путь по маршруту к близлежащему жилью или от дачной калитки и ворот, или в объезд по краю дачной застройки. Наконец, самый хлопотный путь - заезд внутрь дачного поселка... У дач советского образца - традиция окольцовывать общую застройку объездной дорогой по внешнему радиусу внутри сетки: после 3-5-10 км такого маршрута можно приехать в ту же точку к широким воротам воротам без единой [открытой] калитки в заборе... В более позднее время некоторые участки таких дорог были застроены дополнительно.., и сквозной проезд прервался. Также широко распространена система квартальной застройки с прямоугольным расположением дорог: сложность в том, что часто нет главной дороги - основного ориентира и поводыря, а часть второстепенных заканчивается тупиком... Между близко расположенными - на расстоянии до 500 м по прямой - садовыми товариществами обязательно существует связующая тропа в самом коротком или с выходом на подъездную дорогу месте. Ориентация в дачах традиционно тяжела, даже точный трек иногда не позволяет без остановок проехать такой участок. Лучший выход - твердо знать схему велосипедного проезда на местности; также хорошо иметь реальный трек; как страховочный вариант - распечатку на большом разрешении спутникового снимка (но только не карты!) всего дачного массива. Поэтому в дачах нельзя отстать от группы - легко потеряться и трудно догнать! Лесная дорогаОтличается большей влажностью, чем "грунт" в целом, тенью, прохладой в жаркие жни; на низинных подболоченных участках грунтовых дорог, по заросшим непродуваемым просекам - очень часто присутствием насекомых. Длительный проезд по лесу может морально утомить своего рода нахождением в "закрытом помещении"; лесные километры тянутся медленнее также не без влияния синдрома клаустрофобии... На лесном асфальте можно отдохнуть на ходу; грейдер в лесу - умиротворяющее сочетание зеленого с желтым, - кроме меньшего количества пыли, мало чем отличается от полевого, хотя и коварен на спусках в пестрой переливчатой тени листвы от пробивающихся лучей солнца: выбоины и промоины нечетко читаются на скорости; наконец, грунт труден и сам по себе, и в сочетании с высокой травой, объездом луж, поваленных деревьев, спусками и подъемами, наконец, из-за обилия насекомых летом в сочетании с вашей небольшой скоростью. На грунтовых дорогах, при езде по просекам, на квартальных перекрестках самое важное - четкая ориентация в лесном пространстве. Многие лесные дороги не указаны на карте; иногда из старых заброшенных дорог и просек сделан, мягко говоря, непрямой маршрут джиперов, квадроциклистов, снегоходчиков, тупиковый охотничий заезд: для последнего варианта заранее нужно иметь готовое решение - идти по азимуту или возвращаться назад... Потеря ориентации, езда наугад, разведка в разгар велопохода - совершенно неудачная затея! Повернуть назад в лесу группу намного сложнее, чем в поле или на тупиковой дороге на открытом пространстве - и морально, и физически! Идти лесом пешком с велосипедом - многократно тяжелее, чем по полю, по крайней мере нужно использовать любую тропинку или просеку, учитывать погрешность GPS-ориентирования и только в крайнем случае идти сквозь массив по направлению. В последнем случае этот отрезок предводителю придется вычеркнуть из маршрута, оставив в горькой памяти, или пропилить осенью! Трек в полеБывает, что катание в подмосковных полях, особенно в июле-августе, в момент заготовки кормов, уборки зерновых, картофеля, напоминает езду в степи по направлению: есть сеть раскатанных в пыль временных сельскохозяйственных грунтовок, деревни на карте - как связующие точки маршрута, в которые можно приехать с разных сторон, начальный и конечный пункты А и Б. Но не все дороги транзитные: многие окольцовывают поле без выезда на другое, через овраг, перелесок, и без карты севооборота полей местного агронома кружить вам здесь и кружить. Невозможно все узнать сразу - но стоит прокатиться так два-три раза, и вот вы ковбой - знаток районных степей. Многих деревень, указанных на обычной километровке, давно уже нет на местности. Теперь это урочища с прежним названием деревни: раскидистая липа на вершине холма в Вороневе, зеленной круг пруда на месте Черны, многочисленные лесные поляны, даже пустоши - Селиваново, Булково, Егорьево - с неожиданными здесь побегами вишни и сливы и яблоневыми дичками... Нет деревень - нет старых дорог, и если это поле в траве и бурьяне вне севооборота, то скорее всего ни одной накатанной колеи вы здесь не отыщете. Желательно знать структуру почвы дорог и участков (!) дорог, когда особые свойства разных глин, супесей (во взаимодействии с каменными осыпями в той же степи или горах) проявляются во влажной среде: один сорт наматывается покрышками до блокировки колес, другой позволяет даже в ливень удовлетворительно проехать грязный участок. Самый знаменитый подмосковный пример - треугольник полей у водопада Гремячий в Сергиево-Посадском районе - сырая после и тем более в дождь глина блокирует колеса и ломает трансмиссию. ПропиловкиЭто клубные караванские мероприятия, посвященные прочистке лесных треков по лыжным маршрутам Ближнего и Среднего Подмосковья. Не приносившие почти никакой пользы для проезда по лесу в велосезон, наверное, исключая обрывающуюся грунтовку к Попову Болоту... Считалось, что для велосипеда чистят лес и просеки, только когда готовят трассы для соревнований. Это не так. Существуют интересные лесные районы, одновременно являющиеся и лыжными, просеки и тропинки через которые служат связующим звеном между обширными районами для катания на байке. В большинстве случаев эти участки являются вполне проезжими и для байка, и даже для кроссового велосипеда; и в сухое лето, а также при пропиловке и расширении проезда они становятся полноценными участками многих маршрутов велотрофи. Вспомнив, что клуб не в последнюю очередь велосипедный, желательно и возможно таким образом значительно расширять географию катания на каждый последующий велосезон. Еще одна особенность пропиловок в том, что организуют подобные мероприятия и размечают будущие участки маршрута в лесу в большинстве своем не спортсмены, а туристы; любители-лыжники, а не велосипедисты. А вместе с тем лыжные, беговые и велосипедные трассы в лесу имеют существенные отличия. Первые две высоскоростные, и могут быть насколько угодно круты, но с длинным выкатом или большим радиусом поворота, необходимым, чтобы естественным путем погасить высокую скорость лыжника и бегуна, с естественным продолжением трека по мостам через реки. Последним же показаны технические участки: крутые спуски, траверсы, ярко выраженный мелкий рельеф - бугры, ямы, всевозможные грунтовые змейки, повороты до 180 градусов с малым радиусом разворота, однако с небольшим градиентом в подъем и достаточно пологим подножием высоты для начального заезда - по правилам кросс-кантри трасса должна проезжаться полностью! Вот и получается, что, разогнавшись с горы и пролетая узким коридором между деревьев (например, с Афанасовского хребта на север; с Абрамцевской просеки к Хлыбам правым поворотом к р. Яхроме; с поля юго-восточнее Сычевок вниз к р. Комарихе), лыжник в нижней точке склона, перед речкой или оврагом, вместо длинного выката должен круто повернуть едва ли не на 90 градусов, отчаянно тормозя и плугом, и боковым соскальзыванием на пластиковых кантах в условиях глубокой рыхлой любительской классической лыжни, дабы съехать в овраг или вписаться в нелепейший угол поворота перед мостом..; велосипедист вынужден нырять поперек оврага без набора необходимой для заезда на противоположный крутой берег скорости... В прошедших велосезонах 2010 и 2011 гг., преимущественно в осеннее межсезонье, восемь спортменов-любителей и туристов, хотя и без поддержки большинства членов клуба, подготовили для круглогодичного катания на байках и лыжах лесной район между Дмитровым и пос. Автополигона, прочистив старые, не менее 500-летней (!) давности, и новые лесные дороги, которые, есть надежда, будут теперь активно использоваться уже и вело-, и лыжными туристами и ориентировщиками. Новая сеть дорог имеет разнообразный рельеф, интересные природные виды, уже востребована и перспективна в дальнейшем для проведения вело- и лыжных походов и соревнований по велокроссу, кросс-кантри, лыжным гонкам. В сезоне 2012 г. несколькими активистами в качестве альтернативы участку автодороги Ольгово - Подьячево были подготовлены такие же круглогодичные лесные треки Гончарово - Поповка - Подьячево. Препятствия на путиСамое очевидное - отсутствие или присутствие рельефа на маршруте. Понятно, что скорость на равнине и по как минимум холмам при одинаковых физических затратах будет отличаться. Обязательно нужно просмотреть топографическую карту с указанием высот и рисунком горизонталей, поможет диаграмма высот на рисованном или фактическом треке. Желательно указать в объявлении о походе данные о наборе и сбросе высоты, тем более подсчитать их суммы для многодневного велопохода по горам, и обязательно - в положении о соревновании. Чем более проще - от асфальта к грунтовой или каменистой тропе - будет становится дорожное полотно в подъем, тем более труден станет путь наверх для катальщиков... Церковь, в широком смысле слова - и устоявший во времени кирпичный остов, и сверкающий куполами действующий монастырь, на пути маршрута - еще одно заметное препятствие в велопоходе. При совершенно понятном неверии большинства велотуристов в Бога этот объект приманивает своей возможностью отдыха: как будто заинтересованные архитектурой минувшего, многие с удовольствием отдыхают, лазая сквозь разбитые стены или чинно заходя в отреставрированный собор; а также и фотоохотой: по разбитой кирпичной кладке или свежей эмали декора проверяется качество объектива и мастерство съемки. На деле же теряется святое время велопохода, иной раз сопоставимое с обедом на привале... Поэтому есть резон заранее упорядочить такую встречу с божественным или проигнорировать ее во благо катанию. (Совсем другое дело в велопоходе стиля "Караван-экскурсион", когда этапы маршрута могут целенаправленно начинаться и заканчиваться религиозным очагом культуры.) Прокол камеры, отказ тормозов, особенно в гористой местности, сухие звенящие цепи или забитая трансмиссия после грязного участка и прочие технические проблемы - повод остановить группу. Где встать на марше - вот в чем вопрос. Важно вовремя принять решение при вышеописанных случаях в разной степени устранимых поломок, чему поможет хорошее и тем более подробное ЗНАНИЕ МАРШРУТА предводителем: если участник пробил колесо в 300-500 метрах от магазина, пруда или просто красивой поляны в лесу, то совсем необязательно на месте аварии, в поту и отгоняя комаров, пытаться разбортировать покрышку на болотистом участке... Даже если группа растянулась, стоит собрать ее в одном полезном для большинства месте, всячески избегая потерь времени на остановку и "воссоединение" частей, по возможности приурочив к ремонту завтрак, обед, полдник, купание, закупку продуктов, отдых, природные виды и т. д. Обычно легкоустранимые поломки чинит весь коллектив, когда он небольшой. Авторское право на трекВопрос ставился велосообществом не раз, но принципиальных решений нет. Большинство авторов открывает треки своих походов для общего пользования, причем большинство пользователей предпочитает даже не упоминать авторство создателя трека при обращении к продукту при организации своего маршрута... Все здесь бывает свалено в кучу: и альтруизм одиноких катальщиков по труднодоступным местам с последующей выкладкой трека и его легендой; и неуважение к чужим тратам времени и сил у "космических туристов" при обнаружении, предложении конкурирующей фирме и прохождении этих треков; и махровое пренебрежение советами бывалых в известных местах туристов, а отсюда многокилометровые пешие переходы с байком в руках - напролом, а потом и победные "треки" этих "велопоходов" горе-туристов... И тем не менее трек - товар скоропортящийся. Неправильно ехать на автопилоте, уткнувшись лицом в навигатор на руле. Очень часто этот момент не учитывается при составлении и прохождении маршрута. Например, в деревне Драчево Дмитровского района построили новый дом на северном углу с краю: разорвалась тропинка, идущая в лес от конца улицы, а новой нет. Оказывается, дачникам теперь удобнее заходить в лес с грунтовки между деревней и дачами, ну а байкеры узнают эти детали, теряя время и силы на объезды и даже пеший обход. Если несколько раз подряд в велопоходе происходит такой фокус, то становится ясно, что трек устарел, и лучшее средство - ехать по маршруту своим собственным путем, полагаясь на старика Азимута. Существует компромиссный вариант - прорисовка трека от руки по карте на уже упоминавшемся www.gpsies.com и других специализированных сайтах. Это просто, можно выдать желаемое за действительное, заранее промерить расстояние, набор и сброс высоты, длину различных отрезков по видам дорожного покрытия, наконец, пошутить над непрошенными любителями покататься по эксклюзивным трекам, на разведку которых тратятся нешуточные ресурсы авторов. Таким путем также скрываются некоторые значимые природные виды, неиспорченные зеленые стоянки по берегам рек, явления или артефакты истории в целях их сохранения в первоначальном состоянии или даже как таковых. Приложение 1
|