Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

Традиции велопробегов "Каравана"
1979 - 2002

Ответ на вопросы веломарафонцев некоторых других клубов

in velo veritas

 

Гаврилов Михаил
Оригинал на сайте Михаила Гаврилова

Почему "Караван" как-то страннно проводит марафоны? Почему вы ездите "не как все", место старта не совпадает с местом финиша, дистанции не всегда равны N-сот километров? Такой вопрос нередко можно услышать из уст веломарафонцев некоторых других клубов.

Такова история наших пробегов, таковы традиции.

А нас как раз удивляет другое. Почему-то принято считать, что история веломарафонов началась у нас в 1994 году, когда сначала "Орион", потом - "Кавраван", а затем и другие клубы стали взаимодействовать с Парижским клубом Audax Club Parisien. А история марафонов в России гораздо старше и берёт начало ещё в 80-х годах позапрошлого века.

Но не об этом сейчас речь. У "Каравана" своя более чем двадцатилетняя история велопробегов по Центральной России, берущая начало 24 июня 1979 года (то есть, ещё за пять лет до формального учреждения "Каравана"). С тех пор нами проведено около 330 пробегов.

Сначала пробеги носили спонтанный характер, проводились без каких-то определённых правил. Но уже в середине 1980х правила появились, стало можно говорить о традициях.

С самого начала нами двигало стремление проверить свои силы, проехать как можно больше за световой день. Это "как можно больше" выражалось как в километрах, так и в маршрутах "от и до". Спортивный принцип был примерно такой же, как в тяжёлой атлетике: "заказал" себе дистанцию (аналогично весу в тяжёлой атлетике), а потом - справился или не справился (взял или не взял вес). При этом соревнование "кто быстрее" практически отсутствовало: ранжировка по времени имела примерно такое же значение, как (продолжая аналогию) в тяжёлой атлетике распределение мест по собственному весу для тех, кто поднял одинаковый вес [1].

Постепенно выяснилось, что проехать "от и до" куда более интересно.

Принципиально также, что у нас не приняты такие понятия как "сошёл с дистанции", "DNF" и т.п., причём, не приняты по принципиальным соображениям. Записи "сошёл" или "DNF" в итоговых протоколах всегда воспринимаются как неудача, отрицательный результат и, соответственно, стимулируют велосипедистов преодолеть дистанцию во что бы то ни стало, кровь из носа, а такой подход вреден даже просто по медицинским показаниям, для длительных марафонов - в особенности [2]. В наших же протоколах результат участника всегда положителен ("проехал столько-то километров" или "финишировал на отметке N километров") [3] [4].

С 1983 года стали проводиться пробеги в Тверь (что символично: ровно через сто лет после первого такого пробега в российской истории). Дистанция - 167 км по трассе М10. Потом, однако, пробег заглох - дистанции меньше 200 км не прижились, да и ехать только по М10 не очень интересно.

С 1985 года ежегодно проводится пробег в Ярославль, основная дистанция - 265 км. В 80е годы пробег проводился в разгар лета, в 90е годы - исключительно в предпоследнюю субботу мая, с 2001 года - как правило в предпоследнюю (плюс-минус неделя). Порой дистанция увеличивается: до 300 км (для регистрации марафона-300 в ACP) путём заезда в Гаврилов Ям или выездом на начальном участке по Дмитровскому шоссе, либо продлением маршрута до Костромы (по географическому принципу, 335 км).

Один-два-три раза проводились пробеги Черноголовка-Иваново, 260-290 км (1981, 1983), Москва-Калуга, 200 км (1984, 1995, 1996), Москва-Владимир-Муром (1985), Москва-Горький (Нижний Новгород), 400 км (1986, 2002), Смоленск-Москва, 380-400 км (1986, 1995) и некоторые другие.

Самым знаменательным стало провозглашение в 1986 году (после первого успешного прохождения трассы Смоленск-Москва) цели: одним порывом проехать до Северной Столицы.

Однако, как назло, в первые годы сильно не везло с погодой. В 1986 году в утро старта 20 июня хлынул ливень, продолжавшийся почти до вечера, вечером участники (М.Г.Гаврилов, И.А.Крюков) сели на поезд до Новгорода и преодолели на велосипеде только последние 190 км трассы от Новгорода до Ленинграда. В 1987 году - наоборот, участникам (во главе с В.Н.Чернышовым), стартуя из Москвы, удалось доехать Новгорода. В 1988 году опять не повезло с погодой в утро старта, в результате маршрут был изменён: Петродворец-Ленинград-Рига (всю дистанцию в 620 км проехал М.Г.Гаврилов за полтора дня). А всю трассу Москва-Ленинград впервые удалось преодолеть в 1989 году [5]. Сейчас все эти пробеги 80х кажутся древней историей...

А о том, что существует Audax Club Parisien и каждые 4 года проводится пробег Париж-Брест-Париж, мы узнали только в 1994 году, то есть, после 15 лет собственного веломарафонского развития...

Традиции радиальных веломарафонов мы будем продолжать. Есть идеи как не очень длинных марфонов, марафонов на средние дистанции 600-800 км (например, 600 км Москва-Ярославль-Кострома-Мантурово [6] или Москва-Ярославль-Вологда-...), так 1000-1200-километровых: Москва-Ярославль-Кострома-Мантурово-Великий Устюг-Котлас [7], Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск.

Однако, есть и вторая причина, по которой мы избегаем проведения пробегов с окончанием в Москве. Крайне желательно избегать организацию финиша к крупных мегаполисах, особенно - с движением по загруженным магистралям в пригородах и самом городе. Как правило, в конце марафона велосипедисты думают только об одном - как бы поскорей доехать, завершить, отмучиться. Внимание снижено. Особенно это стало актуально в последнее десятилетие, когда загруженность трасс резко возросла.

Что касается пробегов Москва-Петербург, то мы их также перестали проводить из-за обилия транспорта на трассе М10. Однако, есть идеи видоизменить пробег, проводить его "по малым дорогам". В августе этого года мы уже проводили разведку дорог вместе с петербургскими веломарафонцами из клуба "Нева-Марафон" [8].

Черноголовка,
сентябрь 2002 г.

Примечания: 2004-2006 гг.

[1]

Таким образом, в итоговых таблицах велопробегов сначала перечисляются велосипедисты, проехавшие максимальную дистанцию (ранжируются по времени), а потом - велосипедисты, проехавшие меньшие дистанции (ранжируются по пройденному километражу, если километраж одинаков - по времени).


[2]

 Печальный пример - здесь.

[3]

В ряде клубов делаются попытки более мягкого, щадящего подхода к понятиям "сошёл" и "DNF" - с описанием причин схода, объяснением необходимости схода, технической невозможности пройти всю дистанцию и т.п. Тем не менее, чисто психологически понятие "сошёл" (и не важно, по какой причине) - это всё равно отрицательный результат, и всё равно граница между положительным и отрицательным результатами при таком подходе находится точно на отметке финиша всей дистанции и ни километром раньше. Иными словами, такой подход (оправдывание "схода") - это подслащивание пилюли "незачёта". По сути ведь обсуждается не то, какой человек молодец, что проехал, скажем, 400 км на 700-километровом марафоне, а то, почему человек не проехал 700 км.

[4]

Попутно возникает вопрос, какие результаты мы предоставляем в ACP в таких случаях.
В рамках французских правил (бюрократизм которых мы применяем, по возможности, более мягко) результаты туда можно предоставить только по прохождению тех дистанций, которые заявлены на эту дату (по специальному разрешению - на соседние даты) в календаре. Если меньшая дистанция не заявлена - увы. Но если заявлены две дистанции, то человек у нас может заранее не выбирать, на какую из них ехать. Например, 24 июня 2006 года стартует веломарафон Москва - Ярославль (265 км) - Кострома (335 км) - Мантурово (600 км) - Котлас (1015 км). По французской программе заявлены две дистанции: Москва-Мантурово как 600 км (контрольное время - 40 часов) и Москва-Котлас как 1000 км (контрольное время - 75 часов). Человек может выехать с желанием проехать "тысячу", но по ходу дела ограничиться меньшей дистанцией. Если при этом пройденная дистанция будет больше 600 км, во Францию уйдёт результат прохождения 600 км. В наших же документах будет записано реально пройденное расстояние (по последнему пройденному КП), например, "финишировал на отметке 840 км (Кичменгский Городок) со временем 55 ч 14 мин".

[5]

В том же году были утверждены довольно жёсткие разрядные нормы по пробегам МКСВТ "Караван". По итогам сезона 1989 года было 2 перворазрядника, 2 второразрядника и 6-8 третьеразрядников.

[6]

Идея реализована в 2005 году.

[7]

Первый пробег Москва-Котлас успешно прошёл 24-27 июня 2006 года.

[8]

Идея реализована в 2004 году совместно с клубом "Балтийская Звезда".