Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
Матчасть: Лом салон | Матчасть->велотехника: Культовые велотемы | Велосипедное колесо. Джобст Брандт | Профессиональное руководство по сборке колес. Роджер Массон | Справочник Сазерленда по велосипедной механике | КАРАВАН-велосипед | Велоцепь и уход за цепью (от КАРАВАНА) | Все о седлах | Калькуляторы расчета длины спиц | Каталог технических статей | Тихая светодиодная революция | Путь к девятой звезде Shimano | Статьи Шелдона Брауна: Каталог статей Шелдона Брауна | Памяти Шелдона Брауна | Велоцепь и уход за цепью. | Сборка велоколес | Седла | Кожаные седла | Размеры покрышек | 26-ти дюймовые покрышки | Самопроизвольное переключение | Прокладка тросиков | Настройка переключателей | Передний переключатель | Боль при езде | Привставание при педалировании | Старт и стоп | Торможение и повороты | Как переключаться? | Переставлять ли задние покрышки вперед | Сайт Шелдона Брауна | Матчасть->снаряжение: Каталог статей о снаряжении | Пилить и никаких гвоздей (Обувь для прогулок-пропиловок) | Снаряжение для вело походов | Велоэкипировка | Снаряжение для лыжных ПВД | Питание в походе | Выбор долговечной палатки | Туристский коврик | Фото в зимнем походе | Велоцепь и уход за ней. Практика от КАРАВАНаОбсудить статью можно на форуме Содержание
ВведениеВ дополнение к подробной и хорошо иллюстрированной статье Шелдона Брауна "Велоцепь и уход за велоцепью" хочется рассказать о практике ухода за цепями в нашем клубе. С одной стороны, в статье Шелдона нет никаких рекомендаций о перодичности и объеме обслуживания цепей. Почти ничего не сказано о марках смазок. С другой стороны, поскольку Шелдон Браун профессиональный веломеханик, то для него вопросы производительности труда не менне важны, чем все остальные. Вероятно поэтому он и опустил, например, некоторые более трудоемкие, но не менее эффективные способы смазки и ухода за цепями. Вот эти пробелы я и постарюсь заполнить. В "культовой" теме уход за цепью меня менее всего инетерсует вопрос КПД (эффективности или минимального трения) цепного привода на разныз смазках. Меня больше всего интересует ресурс цепного привода, межсервисный интервал стоимость обслуживания и владения. Поэтому тут читатель не найдет данных о том, какая смазка быстрее. На смену цепному приводу приходит привод ременной, который лишен многих недостатков цепного. Он тихий, и его практически не надо обслуживать. Практический ресурс ремня несколько больше ресурса цепи. К сожалению, легко перейти на ременной привод не получится. Первое, что надо заменить - это рама целиком. Доработать существующую практически невозможно или нецелесообразно. У рамы должно быть разъемное перо для установки ремня, поскольку пока все ремни неразъемные. Нужен механизм регулировки натяжения ремня. Это - или регулируемый эксцентричный вал каретки, или задние петухи, позволяющие регулировать положение заднего колеса. Второе, ременная передача работает только с планетарными втулками, которые заметно тяжелые и имеют меньшее количество передач. Что касается диапазона, то самые топовые втулки (Rohloff) приближаются к стандартному цепному диапазону 3х9. Поэтому эта статья не потеряет актуальности еще долгое время. Ресурс цепного приводаРесурс цепного привода работающего под нагрузкой характерной для езды на велосипеде в идеальных условиях (цепь проходит через картер с маслом перед входом в зацепление и работает без перекосов) при пересчете в эквивалентный пробег велосипеда составит величину порядка 100.000 - 300.000 км. Реальный же пробег привода на велосипеде на порядки меньше. На байке 1000-2500 км или менее при езде летом по грунту и песку в Московской области в любую погоду, кроме проливного дождя. На шоссере до 5000 и более при езде только в сухую погоду. Почему так получается? Цепной привод работает в очень плохих условиях, а именно:
Чтобы увеличить ресурс велоцепи надо уменьшить влияние этих факторов. Из элементов цепного привода быстрее всего изнашивается цепь и кассета. Поскольку кассета значительно дороже велоцепи, то следует постараться продлить ее ресурс тоже. Отсюда и опробованная на практике "Программа-максимум". Ресурс цепи трудно выразить в километрах. Правильнее оценивать относительное удлинение цепи, и менять цепь своевременно. (Одно полузвено новой цепи = 1/2" или 12.7 мм. Удинение 0%). Если удлинение:
Производители рекомендуют смену цепей при удлинении ее на 0,75% - 1%. (но не более 1/8" на 24 полузвеньях или 1.04%). Практически все производители инструментов выпускают измерители удлиненния (износа) цепи. Как обслуживать цепь?Для того, чтобы грамотно обслуживать цепь, необходимо ответить для себя на следующий главный вопрос: "Что для меня важнее: потраченное время на обслуживание или деньги на замену велоцепи и кассеты (звездочек)?" Если деньги не проблема, а времени совершенно нет, то можно ограничится эпизодической чисткой велоцепи (пару раз за сезон) и смазкой велоцепи в случаях, когда вы уже не в силах выносить ее жалобные стоны. Тогда через несколько тысяч километров (в среднем от 1,5 тыс. км. до 4 тыс км. в зависмости от условий езды) вам придется поменять кассету (звездочки) и цепь. Это обойдется Вам приблизительно от 50 (Acera) до 400$ (XTR). Если же есть время и желание тщательно обслуживать велосипед, то дальше я расскажу о программе-максимум по обслуживанию велоцепи. Надо приготовится к тому, что на обслуживание будет уходить времени, едва ли не столько же, сколько вы катаетесь (при условии выездов на один час три раза в неделю в любую погоду). Хороший уход: своевременная чистка и смазка, и некоторые другие приемы, позволяют существенно продлить жизнь велоцепи и кассеты. Например, у автора цепь SEDISPORT Grand Tourismo GOLD прошла 8 тыс.км на шоссейном велосипеде и оставалась в очень приличном состоянии, затем велосипед был продан, и ресурс велоцепи так и остался неизвестен. Программа-максимумОсновные правила "программы максимум"Первое правилоСмазывать цепь сразу же, как старая смазка начала вырабатываться. Этот момент легко поймать на слух: цепь еще не скрипит жалобно, но уже начала предупреждающе стрекотать. Когда это произойдет? При использовании жидких смазок и езде в сухую погоду примерно через 4 -12 часов езды или 100 - 300 км пробега по шоссе, а может быть и раньше. Тут многое зависит от смазки. Например, Wrench Force рекомендует смазывать цепь через каждые 5-8 часов пробега. Второе правилоПеред смазкой всегда! цепь следует тщательно мыть (до состояния чистого растворителя). Никогда не надо смазывать грязную цепь. Третье правилоВсегда мыть и смазывать цепь сразу же, как она загрязнилась. Следствие из правил 1-3Всегда мыть и смазывать цепь сразу же после езды в дождь, по воде и по городскому снегу. Это объясняется тем, что смазки смываются водой, и много грязи подает на цепь (и внутрь нее) вместе с каплями воды. Четвертое правило. (Не обязательное и спорное)Для увеличения ресурса кассеты и экономии расходов на новые велоцепи следует иметь 2-3 цепочки (и более, некоторые рекомендуют минимум 5) одного класса, и периодически их менять по кругу, вместо того, чтобы каждый раз менять цепь на новую, не меняя кассеты после ее удлинения на величину меньшую 1/8 дюйма 24 полузвеньях (удлинение менее 1.04%). Как же менять цепи по кругу? Объясню на примере. Положим, что у Вас есть три цепочки, и Вы решили их менять через каждые 1000 км. Вариант 1. Первый раз первую цепь Вы снимаете через 1000 км. пробега, и ставите вторую. Вторая ходит у Вас до 1000 км. Потом вы снимаете вторую цепь, и ставите третью, которая ходит до 1000 км. Далее вы ставите снова первую цепь, и ходит она у вас еще 2000, потом вторая 2000 км, потом 3-я 2000 км. Когда цепи начинают "проскакивать", тогда надо брать новые цепи, и менять сработавшиеся звездочки (только кассету или еще и передние). Вариант 2. Через каждую тысячу километров вы ставите следующую цепь, и делаете так пока цепи не начнут "проскакивать". Тогда надо брать новые цепи, и менять сработавшиеся звездочки (только кассету или еще и передние). Большинство использует второй способ, хотя первый способ мне кажется логичнее. При втором способе, на четвертый раз Вы снимаете цепь, которая прошла 1000 км, и ставите цепь, которая то же прошла 1000 км. Результат - только руки испачкали. Это надо делать примерно через каждые 300-600 километров пробега, но никак не более 1000. На самом деле при циклической смене цепей важен не километраж, а то чтобы разница в длинах цепей была желательно меньше1/16 дюйма (удлинение более 0,52%), но никак не больше 1/8" (на 24 полузвеньях)(удлинение менее 1.04%). Снимая цепь, следует отметить ее положение, и в следующий раз ставить ее, поменяв местами внутренную и наружную сторону и направление движения. Такой прием экономнее, чем просто замена велоцепи. С каждой заменой велоцепи пробег новой велоцепи на старой кассете до ее удлинения на 1/8"(удлинение менее 1.04%) становится все меньше. И велоцепи не вырабатывают свой полный ресурс. При использовании двух цепей ресурс кассеты (и цепей) составит несколько меньше двух полных ресурсов одной велоцепи (до удлинения несколько больше 1/8" - 1,04% ). На шоссейном велосипеде кассета Ultegra может проработать на двух цепях больше 15 тыс. км. Таким образом мы экономим суммарные расходы на велоцепи и кассету. Упрощенные правилаЕсли вам трудно следить за всем, о чем мы тут наговорили, то можно взять за правило:
Как мыть велоцепь?Способы мытья велоцепи смотри у Шелдона Брауна "Цепь и уход за ней". Есть быстрый, но менее эффективный способ, который удаляят в основном наружную грязь. Надо взять поролоновую губку и вымыть цепь (а заодно и кассету и передние звезды), не снимая с велосипеда горячей водой со стиральным порошком, мылом или безщелочным средством для мытья посуды (типа Fairy), промыть горячей водой и быстро высушить. Если сушить цепь достаточно быстро, то она не успеет заржаветь. Подсушить, после удаления основной воды тряпкой, цепь можно просто в теплом помещении, или феном. Для вытеснения остатков влаги можно применить WD40. Чем мыть велоцепь?Самый дешевый и очень эффективный растворитель - керосин. Однако, редкая супруга позволит мыть цепь керосином в городской квартире. Кроме того отработанный керосин загрязняет окружающую среду. Для применения квартире можно рекомендовать использовать специализированные средства, которые не имеют неприятного запаха и не загрязняют окружающую среду. После использования их можно выливать в городскую канализацию, чего не сделаешь с керосином. К таким средствам относятся, например, PEDRO's Citrus Degreaser, Finish Line EcoTech, которые не вредят резине и пластмассе или Finish Line Citrus BioSolvent. Но эти средства дорогие. Можно мыть цепь горячей водой со стиральным порошком или безщелочным средством для мытья посуды. Главное потом цепь промыть, быстро высушить и смазать, чтоба она не успела заржаветь. Чем выше класс велоцепи, тем менее она подвержена коррозиии. Дополнение от Андрея Кузнецова
Конец дополнения от Андрея Кузнецова Как смазывать цепь (велоцепь)?Простой способАккуратно закапывать (а не лить) по одной-две капли жидкого масла на ролики и между пластинами с внутренней стороны нижней ветви велоцепи. Дать маслу проникнуть внутрь (10-30 мин). Покрутить цепь вхолостую или лучше проехать по чистому месту около 1 км или покрутить велосипед минут 5 на станке. При этом излишки смазки выдавятся наружу. Тщетельно насухо вытереть цепь снаружи. При желании можно повторить этот цикл. Смазки на наружных поверхностях велоцепи не должно остаться. Трудоемкий способСнять цепь и "проварить" ее в расплавленной консистентной смазке. Для этого опустить в расплавленную смазку минут на 5-10. Вынуть, остудить и тщательно насухо вытереть цепь. Нудный способСпичкой на ролик каждого звена наносится консистентная смазка (с одну-две головки спички) и каждое звено прогревается паяльником, чтобы расплавленная смазка проникла на внутренние поверхности трения и не попала на наружные поверхности. Как всегда, цепь затем тщательно вытирается снаружи. Это не хохма. Автор знает людей, которые так делали. Чем смазывать цепь (велоцепь)?Консистентная или жидкая?Как ни парадоксально это звучит, но вид смазки менее всего важен в нашей программе максимум. Вид используемой смазки (жидкая, консистентная, твердая) может только несколько увеличить интервал между ТО велоцепи при езде в сухую погоду по чистому асфальту и избавить нас от проклятия "цепной грязи". Тем не менее, консистентные (пластичные) и твердые смазки предназначены для применения в узлах трения, где масло не удерживается или невозможно обеспечить непрерывное пополнение его запаса, киким и является велоцепь. За счет условий эксплуатации реальная разница в сроке службы между разными видами смазок (жидкими, конситтентными и твердыми) не такакя уж и большая. От 4 до 10-12 часов для жидких смазок, и до 20 часов для консистентных и твердых (иногда и более - графитовая смазка или парафиновая при езде в сухую погоду по непыльным дорогам). Консистентные и твердые смазки живут несколько дольше жидких. Настолько ли, чтобы оправдывать время, потраченное на проварку велоцепи, решать Вам. Импортозамещение (недорогие смазки)Специализированное импортное велоцепное масло может стоить в десятки раз дороже, чем простые проверенные смазки из других областей применения. Из жидких смазок можно порекомендовать любую автомобильную трансмисионную смазку (типа отечественной ТАД-17). Недостаток всех этих масел - они легко смываются водой. Автомобильные моторные масла и бытовые не годятся - жидковаты и держатся очень мало. Из консистентных смазок особенно хороша графитовая смазка, но она очень сильно все пачкает. Зато высохнув, она продолжает работать. Можно применить "Литол", но он хоть и не мажется, но тоже довольно легко вымывается водой. Хороши консистентные "морские" смазки для ступиц валов подвесных моторов - они хуже всех смываются водой. Имеются старинные рецепты времен социализма изготовления смазки для проварки велоцепи из смесей доступных компонентов. Например:
Графитовый порошок можно добыть, сточив на наждачном круге троллейбусные контактные колодки или щетки от электродвигателя. Самый лучший способ смазать цепь консистентной или твердой смазкой - это варить ее в масле на водяной бане. Гороче не только масло, но и особенно опасныв его пары. Основное неудобство, которое доставляет цепной привод - это то, что он быстро загрязняется, и цепная грязь загрязняет все вокруг себя, портит одежду практически неотчищаемыми пятнами. Для борбы с налипанием пыли были придуманы смазки на основе парафинов. Как смазки они менее эффективны, чем жидкие и консистентные, но на них почти совсем не налипает грязь, при этом они "не любят" воду, поэтому они приобрели большую популярность, особенно среди шоссейников, катающихся в малодожливых местах нашей планеты. Фирменные такого типа смазки Pedro's Ice Wax или Squirt стоят довольно дорого. Похожую смазку можно изготовить самостоятельно. Она будет немного хуже фирменной, но зато гораздо дешевле. Во-первых, можно просто проварить цепь в парафине на водяной бане. Во-вторых, можно изготовить двухкомпонентную смазку (растворитель испариться, а парафин останется). Рецепт двухкомпонентной парафиновой смазки от Ивана Переродова или крафтовый Squirt: "на 200 мл керосина надо 100 гр парафина (можно потереть на крупной терке), смешать, через три дня растворяется полностью, 150 км цепь идёт как по маслу. Керосин лучше взять авиационный, если найдете. Бензин брать не следует. Парафин добывается из свечек". Парафин также можно купить и в аптеке. Рецепт от Ивана не единственный, в сети есть много их, например, Двухкомпонентная парафиновая смазка для цепи". Химики давно используют смазки на основе смеси прафинов с вазелином для шлифов, которые вращаются лишь изредка (краны) или вовсе не вращаются. Такие смазки называются уплотняющие. Если в рецепты парафиновых смазок добавить вазелина или другой консистентной смазки до 30% от массы парафина, как это давно практикуется в лабораторной химической практике, то смазывающие свойства смазки улучшатся, но она начнет собирать грязь. Парафиновые адепты рекомендуют тщательно вымыть и обезжирить цепь перед тем, как смазывать ее парафином, что бы парафин покрыл все поверхности цепи пленкой, и не в коем случае не добавлять в парафин масло, что препятствует образованию прочной пленки. Следует иметь ввиду, что ресурс цепи на парафиновых смазках скорее всего уменьшается. Веломеханик Алексей Завитаев ака Леша Кляйн (в Соколях работает) видел полностью убитую парафиновой фирменной смазкой цепь после 1500 км. Если условия катания влажные, то смазывать надо часто, полагаю, каждые несколько (2-4) часов езды. Мне кажется, что указанные Иваном 150 км - оптимистическая оценка межсервисного интервала при сухой погоде. Голь, как известно, хитра на выдумки. Приведу еще один спорный ипортозамещающий рецепт от Maksim Bratchikov: "Цепь варится на медленном огне 5 мин в креме для обуви из Ашана "Крем для обуви «Каждый день», бесцветный, 60 мл". После варки надо дать чуть отстояться. Вытаскиваешь цепь. На газету, лишнее стекает. Цепь готова. Состав используется многократно. Можно варить как новые, так и б/у (не вареные) цепи. Грязь и масло с б/у цепей оседает на дне сосуда для варки. Пробег по грунтам в среднем 1500 км. 12 рублей банка. нужно 3-4 банки. Бесцветный" Состав: ароматизаторы: кумарин, гераниол, линалоол, циннамаль (< 5%), краситель (< 5%), растительное масло (5-15%), парафин (15-30%), вазелин (> 30 %), воск (> 30%). Вызывает сомнение рекомендация "варится на медленном огне" , так можно устроить пожар. Могут воспламенится и пары. Лучше использовать водяную баню, как советунт "Идеалекс": "Цепь и крем/парафин в поллитровая банку. Саму банку в кастрюльку с водой и на огонь. Воды налить примерно в уровень с кремом/парафином в банке". В ашановском составе вызывает сомнение растительное масло. Подсолнечное, я точно знаю, на воздухе полимеризуется. Растительные масла вдобавок плохо защищают от коррозии и легко смываются водой. Воск, парафин и вазелин сомнений не вызвали. Адепты парафина считают, что застывший парафин надежно предохраняет цепь от попадания на трущиеся поверхности абразивных частиц, это увеличивает ресурс цепи и межсервисный интервал. Если интервал смазывания цепи обычной жидкой смазкой равен примерно 100 километрам (4-8 часам езды), то адепты-парафинщики заявляют о 400-500-800 километрах (40 и более часов) в зависимости от погоды и условий катания. Однако, парафин не любит влаги и быстро вымывается, поэтому если вы постоянно катаете по говнам, то лучше будет пользоваться жидкой смазкой для влажных условий. Мне кажется, что главное примущество смазок на основе парафинов - это то, что цепь остается чистой. Во всем остальном они хуже жидких и консистентных, ИМХО. С одной стороны, для постоянно трущихся нагруженных поверхностей парафин - это не лучший вариант смазки с точки зрения продления ресурса. С другой стороны, трущиеся поверхности лучше защищены от налипающих и затекающих в цепь абразивов. Однако, точных данных, какой эффект более значимый у автора пока нет. Шелдон Браун тоже полагал, что парафиновые смазки могут быть менее эффективны, но точных данных не приводил. Импортные специализированные смазкиНа сегодняшний день у нас в продаже бывает много специализированных импортных смазок, а информации по ним почти нет. Поэтому я возьму на себя смелость без разрешения правобладателя привести результаты теста популярных в США смазок, давно (1998) опубликованные журналом Bicycling, но актуальности еще не потерявшие. Рейтинг: ***** - великолепно Нагрузочный тест ("Timken Test"). Он проводится следующим образом. В подшипник закладывается смазка. Он начинает вращатся, и через определенные промежутки времени на него увеличивается нагрузка, до тех пор пока он не начнет задираться. Чем выше нагрузка (больше число), тем лучше результат.
Copyright, Bicycling Magazine Из этого списка я пробовал только Tri-Flow w/DuPont Teflon, Finish Line KryTech, Pedros Syn Lube ATB, Pedro’s Ice Wax, WD40. Однозначно лучшей из этого списка для влажных условий, на мой вгляд, является Pedros Syn Lube ATB, а для сухих условий на шоссе Pedro’s Ice Wax. Хороша смазка Rohloff, но она не любит пыль и становится очень грязной. Получается особо липкая цепная грязь. А WD40 смазка не для велоцепи. Она лучше подходит для вытеснения остатков воды и чистки деталей. Смазывать цепь ей можно, но делать это надо часто - каждые 2-4 часа езды.
Стратегии использования велоцепейЕзда до полного износаСпособ удобен тем, что не требует регулярной проверки состояния привода, хотя и средства не экономит. При появлении проскльзывания (срыва) велоцепи надо сразу менять и цепь, и кассету и, возможно, большую и средную звезду системы. Этот способ имеет смысл применять при использовании дешевых звезд и дорогой велоцепи. Циклическая смена цепейМожно купить 2-3 дополнительных велоцепи и через каждые 500-1000 км менять их местами так, чтобы износ всех цепей был равномерным. Циклическая замена цепей позволит существенно продлить срок службы звездочек, не увеличивая ресурса каждой велоцепи в отдельности. Т. е. кассета и звезды системы проходят 10000-15000 км, а каждая цепь за несколько «кругов» до 2500-4000 км. Эту стратегию стоит применять в случае использования цепей и звезд примерно одного уровня. Причем, желательно с системами со стальными звездами, т. е. начального и среднего уровня.
"Я чередую 5 цепей через 1000 км +- 50 км." - Женя Велобол Прищепа
Совет от Егора Иванова ака Толстого
Регулярная ранняя замена велоцепейИспользовать дорогую кассету и дорогую систему с алюминиевыми звездами, которые подвержены более быстрому износу, чем стальные, стоит поступить по-другому. Так как звезды и кассета в этом случае стоят существенно дороже цепей, а даже самая дорогая цепь на горном велосипеде скорее всего никогда не пройдет больше 1000-2000 км до полного износа, , критческий же износ наступит гораздо раньше, километров через 500, то имеет смысл регулярно менять велоцепи на новые. Что такое критический износ? Это такое удлинение цепи, которе еще "не испортило" кассету и звезды, и еще позволяет поставить новую цепь,новая же цепь, в свою очередь еще не будут интенсивно изнашивать звезды. Если удлинение
Производители рекомендуют смену цепей при удлинении ее на 0,75% - 1%. (не более 1/8" на 24 полузвеньях). Для быстрой проверки удлинения есть измерители удлинения, типа Park Tool Chain Wear Indicator, проградурованные, как правило, значениями 0,5%-0,75% или 0,75% -1%. Велоцепи можно брать среднего или даже низкого уровня, и не ухаживать за ней как следует. Например при удлинении цепи на 0,75%-1%, или примерно через каждые 500-1000 км ставить новую цепь, а старую просто выкидывать. Главное – внимательно следить за состоянием цепей и не допускать их критического износа (удлинение более 1%). Вы потратите лишние деньги на велоцепи, но существенно продлите жизнь кассете и системе. Дополнительный плюс тут такой, что по мере износа кассеты и вытяжки цепей заметно падает четкость переключения передач. При таком подходе можно получить хорошее переключение в течение длительного времени. Дополнение от Антона Крупенникова
Конец дополнения от Антона КрупенниковаДополнение от Андрея Кузнецова
Конец дополнения от Андрея КузнецоваСборка и разборка велоцепиСовременные велоцепи Shimano по инструкции неположено разъединять по соединительной оси потому, что ее трудно надежно соединить штатной осью, но попробовать можно (с некоторой потерей прочности). Инструкцию производителя соблюдать надо, поэтому рекомендовать нижеследующее, как штатную процедуру я бы не стал, но попробовать можно. Для соединения звеньев велоцепи штатной осью шток выжимки велоцепи (в положении для склепывания) должен иметь на торце точно выдержанное по размерам углубление. Во время склепывания велоцепи в определенный момент края этого отверстия начинают давить на боковые пластины, а ось велоцепи перестает продвигаться дальше. После соединения выжимка переставляется на другую сторону велоцепи, и другая пластина поджимается тоже. Делать все это нужно точно и аккуратно. Если ось встала чуть-чуть не симметрично, ее надо подвинуть выжимкой в положении для разборки, и снова поджать боковые пластины. После чего можно совсем чуть-чуть подрасклепать ось. Внимание! Это все десятые доли миллиметров. После такой процедуры звено перестает вращаться, и его надо разработать. Для этого надо руками посгибать-разгибать звено в шарнире, можно также, но очень аккуратно!!, и дозированно поизгибать звено в поперечном направлении. Учтите, что боковые пластины низкоклассных цепей повредить легче. Автор многкратно за срок службы разбирал и собирал велоцепи (Shimano HG90, DuraAce, SEDISport GT Gold и др.) по штатным осям, и за десятки тысяч километров по шоссе ни разу не рвалась ни одна цепь. Но тут, наверное, многое зависит от стиля езды: шоссе и использование максимально пониженных передач при езде в гору. Сейчас разбирать и собирать велоцепи стало легче. Давно появились велоцепи со штатным звеном для разборки SRAM (PC-61, PC-91), соединительные звенья существуют и отдельно. Например, KMC CL-371 (7.1 мм), CL-373 (7.3 мм). KMC CL-371. Дополнение от Антона Крупенникова
Конец дополнения от Антона КрупенниковаРазмеры и совместимость велоцепей
"Легенда о «плохих» велосипедных цепях. Андрей Григорьев.Наверное, вам приходилось слышать от катавшихся ранее на советских многоскоростных велосипедах или вы замечали сами, что проблемы ограниченного ресурса цепей в прошлые годы практически не существовало. По крайней мере, о ней почти не говорили и совсем не писали. Конечно, понятие о «езде в три цепи» было и раньше, но это относилось, в основном, лишь к спортсменам, наматывающим за год огромные расстояния. Среднестатистический обладатель Туриста, Спутника, Спорта или Старт-шоссе задумывался о смене цепи лишь через несколько лет после покупки велосипеда, когда сильно нажать на педали без срыва цепи со звездочек было уже невозможно. До этого момента цепь ходила по 6-10 тысяч километров. И часто можно было ограничиться лишь заменой самой цепи, без звездочек, а трещотки менялись в основном не из-за большого износа звезд, а из-за поломок храпового механизма. Обладатели же односкоростных Украин, Салютов и Кам, за редким исключением, вообще не меняли цепь в течение всего срока эксплуатации велосипеда. Сейчас же на горных и гибридных велосипедах цепь ходит 3-5 тысяч километров, после чего начинает срываться со звезд под нагрузкой. Приходится менять не только цепь, но и кассету, а иногда и звезды системы. А если вы хотите сохранить кассету, то менять цепь приходится через 1000-2000 километров. Многие считают, что цепи стали делать хуже. Но на самом деле современные многоскоростные цепи по ТТХ существенно превосходят старые. С 1987 по 1998 год я сам отъездил на двух Туристах около 20 тысяч километров. На двух велосипедах за эти 20 тысяч было заезжено всего 3 цепи. Но я не поленился последние две из них измерить, а также измерить цепь, на которой уже после меня ездил мой отец. Усредненные результаты получились примерно следующими. Растяжение цепей на момент полной их неработоспособности составляло по 6-8 мм на 24 звена. Т. е. относительное удлинение достигало 2.5%, а скорость растяжения примерно 1 мм на каждую тысячу километров пробега велосипеда. Предельное же растяжение цепей для горных велосипедов составляет всего лишь около 3-4 мм на 24 звена (1%). Почему же так происходит? Все очень просто. Для безотказной и длительной работы высота зуба звездочек должна примерно равняться высоте цепи. Более высокие зубья не дадут цепи легко заходить на звездочку и сходить с нее, а слишком низкие потребуют более точного изготовления и будут менее долговечны. На всех звездочках односкоростных велосипедов, а также звездочках ХВЗ так и делали. Но чтобы цепь переходила с одной звезды на другую (высокие плоские зубья), приходилось смещать переключатель несколько дальше, а после переключения возвращать немного назад. Четкая иллюстрация этого – вечные проблемы с переключением на самую большую звездочку трещотки, где ограничитель не позволял сдвинуть переключатель дальше крайней звезды. Такое положение дел неприемлемо для индексного переключения передач, являющегося стандартом на современных велосипедах. Поэтому для улучшения четкости переключения передач ввели не только само дискретное (индексное) переключение, когда переключатель может занимать только ряд фиксированных позиций, но и стали применять специально рассчитанные на компьютере профили зубьев на звездочках кассеты и системы. Более того, так как звездочки в кассете расположены значительно ближе друг к другу, чем на системе, для надежного четкого переключения передач высоту зубьев на звездах кассеты пришлось уменьшить раза в полтора, настолько, что кончики зубьев незначительно перекрывают центры осей цепи (половину высоты цепи). Это и стало причиной весьма ограниченного максимального допустимого износа цепи до ее замены и невозможности при сильных износах цепи использовать новые цепи с изношенными кассетами. Кроме того, для горных велосипедов характерно существенно большее натяжение цепи при работе. К примеру, на Спутник устанавливалась маленькая ведущая звезда на 40 зубьев или больше, а у современного горного – 22 зуба при примерно одинаковой длине шатунов. Соответственно, при условии, что велосипедист стоит на педали всем весом, натяжение цепи у MTB почти вдвое больше. Конечно, в этом случае цепь проходит меньшее количество оборотов, но это компенсируется большим поворотом звеньев при набегании на звезду и сходе с нее. Большее количество передач и меньшая база между валом каретки и осью заднего колеса часто ведет тому, что цепь работает с большими перекосами. Кроме того, горный велосипед стал намного чаще использоваться на очень грязных дорогах. Но, как показывает практика, скорость растяжения цепи остается в большинстве случаев в пределах 1 мм на 24 звена на каждую тысячу километров пробега велосипеда, т. е. примерно такой же, как и на Туристах-Спортах. Так что можно сделать вывод, что ресурс трансмиссии современных велосипедов уменьшен не по вине цепей. Работая даже в более тяжелых условиях, современные цепи растягиваются не быстрее, чем старые. Copyright 1999, 2000, 2010, 2012, 2014-2021, Леонид Ливеровский
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы.
Пишите по E-Mail.
WEB-дизайн:
М.Куркин,
Л.Ливеровский,
WEB-программирование:
Д.Глотов,
В.Денега,
П. Рузин,
Е.Шехова,
Логотип: А. Антонов.
Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора.
Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна. |