Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

Джеф Хазбенд.
Перевод Леонид Ливеровский

Выбор долговечной палатки для велопохода

(Оригинал "Choosing a Tent For Your Cycling Holiday")

От переводчика

Обсудить статьи и перевод можно здесь.

Выбор палатки - культовая туристская тема обсуждений и споров, где каждый остается при своем мнении. Идеальной палатки не существует. Каждая палатка рассчитана на определенное применение, и конструкция ее является сложным компромиссом между выполняемыми функциями, ценой, весом и объемом.

Критерии Джефа Хазбанда к выбору долговечной палатки для велотуризма, ориентированные на ночевки в кемпингах, вполне подходят для несложных комфортных походов с ночевками в полевых условиях в подмосковье и соседних областях с небольшими оговорками, которые помечены в тексте словами "от переводчика".

Введение

Когда мы открывали компанию Breton Bikes в 90-х годах 20-го века, выбор легких палаток был невелик. Тогда существовало немного специальных моделей дуговых палаток купольного или туннельного типов, и множество "традиционных" вариантов палаток "домиком". Первые были очень дорогими, вторые были почти такими же дорогими и очень неудобными в использовании.

Теперь существует целое море конструкций палаток, и все они за немногими исключениями являются вариантами дуговой конструкции - "традиционная" палатка "домиком" почти умерла. Трудность состоит в том, что столь богатый выбор покрывает такой широкий диапазон цен и конструкций, что неосмотрительный начинающий турист может закончить покупкой чего-нибудь совершенно непригодного или неоправланно дорогого. В этой короткой статье я надеюсь дать читателю некоторое руководство, что бы он смог сузить рамки поиска...

Есть два вопроса, на которые Вы себе должны ответить, приступая к выбору палатки: "для каких целей мне нужна палатка?" и "сколько я готов потратить?" Это может показаться совершенно очевидным, но эти два вопроса не всегда тесно связаны, как мы увидим.

Что бы решить, какую палатку Вы хотите, следует представить себе тот отпуск, в который Вы собираетесь ехать с палаткой. В моем случае это будет отпуск на легком велосипеде с палаткой с остановками в кемпингах. Последнее слово самое важное. Если вы совершаете туристский поход в глуши, то Ваша палатка должна выдержать все, что природа может обрушить на нее: ливень, ураган, снег и так далее, и таким образом палатка должна иметь соответствующую конструкцию. Такая палатка будет прочная, у нее будет много дополнительных растяжек, она будет изготовлене из лучших материалов. Тут дело может касаться самой жизни и смерти, и идти компромисы в таком случае не следует. Такая палатка скорее всего будет типа "горной" и очень дорогой, сложной по конструкции, и более тесной по сравнению с "равнинной" при том же весе.

Сказав это, я думаю, что у большинства продолжающих читать, требования будут очень схожими с моими. Практический же итог таков, что если Вас застанет ужасающий ливень, и Ваша палатка его не выдержит, то Вы в конце концов сможете спрятаться где-нибудь в зданиях кемпинга (в кухне, в душевых, в туалетах). С такой подстраховкой можно выбрать менее экстремальную палатку. Теперь давайте посмотрим, на что я обращаю внимание при выборе палатки и почему?

Палатка будет ехать на велосипеде, а не на спине, и хотя малый вес - это преимущество, вес не самое главное, как не самое главное и очень малый размер в упакованном виде, так как палатку можно приторочить и снаружи велорюкзака. Таким образом мои требования значительно отличаются от требований пешего туриста.

От переводчика. Я бы все-таки рекомендовал палатку поменьше, которую можно легко убрать внутрь рюкзака, что бы лучше защитить ее от непогоды, раз, ну и каждый лишний грамм на велобагажнике не улучшает комфорт и удобство езды на велосипеде, два.

Первое - размер

Я люблю палатку, в которой можно сесть, что бы одеться, почитать и что-нибудь приготовить. Тамбур должен быть достаточно большим, чтобы сохранить все снаряжение сухим. Также я люблю разложить все вещи вокруг себя в палатке. Это значит, что мне нужна палатка, которую пешеходники бы использовали как двухместную. Когда я останавливаюсь с женой, мне подойдет трехместная палатка, и так далее.

(От переводчика. При поездках с супругой, хорошо, если палатка имет два входа и тамбура.Я считаю, что для поездок вдвоем подойтет и двухместная палатка, но двухвходовая с двумя тамбурами, а в несложной поездке в одиночку не лишней будет и компактная двухместная палатка, одного входа достаточно.)


Я не понимаю, почему я должен спать как в гробу, что бы сэкономить менее 1 кг веса.(

От переводчика. Палатка как минимум должна позволять раздется и одется, не выходя из нее, поэтому сверхлегкие и компактные "гробики" очень неудобны - приходиться переодеваться на улице.А как это сделать внепогоду?)


Второе – однослойная или двухслойная?

Если ваш бюджет не абсолютно стеснен, выбирайте двухслойную палатку. Будет значительно меньше скапливаться кондесата, и одновременно будет лучше вентиляция за счет множества тонких дышащих сеток внутренней палатки. Скажу еще, что если у Вас совсем нет денег, то и 10-ти евровая однослойная палатка все же лучше, чем отказ от поездки совсем. К тому же такая однослойная палатка будет легкая и просторная. Другое преимущество двухслойных палаток состоит в том, что все тенты в той или иной степени немного протекают. В приличной двухслойной палатке внутренний слой имеет гидрофобную пропитку (покрытие) - вода какое-то время будет собираться в капли и стекать, в однослойной вы сразу промокнете.

Третье - алюминиевые или стеклопластиковые дуги?

Удивительно, но те и другие недостаточно хороши, но по большому счету это единственный выбор. Стеклопластиковые дуги очень тяжелые и часто трескаются вдоль. Однако немного изоленты до определенной степени исправит надлом, и хотя палатка будет выглядеть несколько кривовато, но она будет продолжать стоять, так что и вы смоете продолжать отпуск.

Конечно, все качественные платки и даже часть бюджетных комплектуются алюминиевыми дугами. Они значительно легче, и ими приятнее пользоваться. Загвоздка тут в том, что такие дуги, если и ломаются, то полностью обычно в местах их соединения между собой. По моему опыту частота поломок пропорционально кривизне изгиба, и почти не зависит от качества материала. Тщательно изучив вопрос, я пришел к выводу, что большинство дуг, вероятно, изготавливаются всего на нескольких заводах, скорее всего в Китае или где-то рядом. Все они имеют одинаковую конструкцию соединения. Маленький рукав вставлен в основную трубку, затем четыре углубления выдавливаются на внешней трубке, что зафиксировать рукав. Этот рукав просто вставляется в следующий сегмент, образуя соединение. если Вы присмотритесь к этим углублублениям, то скорее всего заметите вокруг них маленкие трещинки - как раз в этих местах дуги обычно и ломаются, причем внезапно и сразу целиком. Это так же значит, что каркас с многосекционными дугами пакуется более компактно, но и более подвержен поломкам.

И конечно, алюминий устает - он "запоминает" каждое свое изгибание, и в конце концов ломается. Именно поэтому пружины в подвеске в автомобилях не делают из алюминия..

Есть связь долговечности и конструкции палатки, потому что, в отличии от палаток "домиком", дуги каркаса купольных палаток значительно изгибаются при сборке. Используя в течении многих лет такие дуги, я пришел к выводу, что долговечность напрямую связана с радиусом их изгиба.

Jack Wolfskin 'Pocket Hotel'.Много лет назад я тестировал палатку Jack Wolfskin 'Pocket Hotel'. Маленькая удобная 2-х местная платка с почти вертикальными стеками, что давало большой внутренний объем при малом упакованном размере. Я был так впечатлен, что купил целых 4 таких палатки для своего бизнеса. К сожалению, случилась катастрофа - дуги сломались менее, чем через 3 недели, и палатки стали непригодными к использованию. Причина была проста - дуги изгибались по слишком маленькому радиусу.

Vaude Taurus

Аналогично несколькими годами позже мы купили партию палаток Vaude Taurus. У этой палатки дуги тоже чсломались через несколько недель использования. Так две крупные и уважаемые компании произвели на свет негодные конструкции, которые тем не менее получили восторженные оценки экспертов, и выгдядели очень привлекательно благодаря хорошему отношению внутреннего объема к весу. Для типичного пользователя ресурс в две-три недели сборки разборки палатки означает, что палатка прослужит около года или более отпусков, и циничной маркетинговой точки зрения такая палатка является успешной. То, что такая конструкция может внезапно оставить кого-то вообще без крыши над головой и поставить в опасное, если не сказать больше, положение, вообще в расчет не принимается. Или это именно так, или производитель вообще не тестирует свои изделия надлежащим образом. Это непростительно. Это вдвойне непростительно, когда существует простое решение - поставлять предварительно изогнутые нужным образом дуги.

(От переводчика. Как, например, в палатках Marmot серии Earlylight.)

Стоит это недорого, но не дает возможности производителям изготавливать универсальные секции каркаса. Такие предварительно изогнутые дуги несколько труднее упаковывать, но по моему опыту палатки с таким каркасом выдерживают значительно меньшие радиусы закругления дуг без проблем. На самом деле у меня есть проект на будущее изготовить оснастку - изгибатель дуг, что бы я мог доработать все палатки, которые проходят через наши руки.

Как владелец компании, которая эксплуатирует по меньшей мере 20 палаток в течение 20 недель в году, я убедился на своем горьком опыте, что поломки дуг свойственны всем палаткам. Я советую покупать конструкции с максимально возможным радиусом изгиба основных дуг тента. В моем случае это палатка туннельного типа с радиусом дуг около 75 см, что я считаю разумным минимумом, да, дуги все равно ломаются, но обычно служат более 8 недель, что для меня приемлимо, поскольку поломка дуги случается обычно не чаще раза за поход, и наличие одной запасной спасает положение. Если же ломаются две дуги одна за другой, как это бывает в неудачных конструкциях, тогда вы "попали" и вынуждены сходить с маршрута.

И последнее, что я хочу сказать на эту тему: хотя качество материала и влияет на срок службы дуги, оно значительно менее важно, чем собственно конструкция - у меня были такие же проблемы и самыми лучшими дугами, которые только можно купить за деньги.

Что сначала: тент или внутренняя палатка?

Это старый спор. Что лучше, когда водонепроницаемый тент ставится сначала, и он укрывает Вас, пока вы возитесь внутри него, подвешивая внутренную палатку, или Вы быстро и просто устанавливаете внутренную платку и набрасываете на нее тент? Очевидно, что когда нет дождя, второй вариант и лучше и проще, но что делать, когда дождь идет и вечером и утром? У многих современных палаток тент и внутренняя палатка устанавливаются одновременно, что является большим преимуществом!

Из какого материала?

Современные палатки изготавливаются исключительно из синтетических материалов: или из нейлона или из полиэстера.

Оба материала выпускаются в виде разнообразных тканей разного плетения и веса, и более дорогие их них известны под названием "Ripstop". Это такая структура ткани, когда более толстые нити добавляются в плетение, формируя подобие каркаса для поддержки более тонкого материала. Идея заключается в следующем. Кагда небольшой разрыв (rip) ткани доходит до усиленной нити, он останавливается (stop) - отсюда и название. На природе такие вещи могут иметь важное значение, и при прочих равных от таких свойств не следует отказываться, но такие мелкие разрывы ткани нечасты, если Вы достаточно аккуратны, и таким образом некритичны, в отличие от поломк дуг. Лично я использую гладкие материалы, в основном по соображениям, изложенным ранее.

Следующий выбор необходимо сделать между нейлоном (Nylon) и полиэстером (Polyester), и каждый имеет свои достоинства и недостатки.

Большинство современных палаток изготовлены из полиэстера, главная причина этого, что полиэстер не растягивается, намокая.

Нейлоновый же тент, будучи хорошо натянутым сухим, провиснет даже от утренней росы. Соответственно, будучи натянутым во влажном состоянии тент, когда высохнет, станет натянутым, как тетива, и может даже вырвать колышки из земли. Некоторые дорогоие тенты продолжают делать из нейона, но с силиконовым или подобным гидрофобным покрытием, такие тенты почти не страдают от этого эффекта, во всяком случае пока они новые. Некоторые полиэстеровые тенты имеют структурную (усилительную) тесьму из нейлона, которая может сыграть ту же шутку, и тент, сильно провиснув, станет бесполезным, или сильно натянувшись, вырвет из земли колышки. И опять, это относится и к большим именам в индустрии туристсткого снаряжения, что непростительно...

Так что же, всем надо использовать полиэстер? Да, действительно он лучше во влажных условиях, но главная его слабость в том, что воздействие на него ультрафиолетовых лучей (солнечного света) просто катастрофическое. Мы определили, что под действием прямых солнечных лучей наши палатки из полиэстера прослужат 10 недель прежде чем станут ветхими (начнут легко рваться). Через 20 недель вы сможете порвать тент, просто растягивая его руками. Опять же, учитывая типичное использование палаток, производитель может не обращать внимание на этот факт, но для нашей фирмы Breton Bikes это неприемлимо, так как это может обнаружиться во время любого продолжительного тура.

Нейлон тоже страдает от такого эффета действия солнца, но, по поему опыту, нейлон служит примерно в два раза дольше.

Дно

Желая показать в характеристиках малый вес, очень малая часть палаток на рынке имеет адекватное остальным параметрам дно. В таком случае лучшим решением будет купить в садоводческом магазине пленку и вырезать из нее подкладку под дно.

Кроме защиты дна, и гарантии его непромокаемости, такая подкладка может пригодиться, чтобы сидеть на най на пикнике или использовать ее в экстренном случае как заплатку на тент, если он порвется. Поскольку пленка почти ничего не стоит и мало весит, она необходима в походе.

Заключение

Прошу прощения за столь глубокое описание конструкций палаток, но истина в том, что существует очень мало по-настощему великолепных конструкций, большинство же просто сплошь состоят из компромиссов, и Вы скорее всего нигде не найдете свою идеальную палатку.

Однако, зная в чем заключаются эти компромиссы, Вы сможете выбрать палатку именно для своих нужд.

Мы в Breton Bikes сделали выбор, и основной наш парк палаток состоит из Decathlon Ultralight Pro, палатки, которую и я сам был бы рад взять в мой собственный поход. Эта палатка очень просторная, ставится легко (внутренняя и внешняя одновременно), у нее достаточно большой радиус изгиба стоек, и она действительна очень вместительна для своих 3 кг. Из недостатков следует отметить нейлоновые растяжки (почему?) и полиэстеровый тент, с реалистичным сроком эксплуатации около 10 недель под солнцем, правда, к тому времения, все равно, дуги уже начнут становится ломкими.

Это лучший компромисс, который мы сумели найти.