Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
Матчасть: Лом салон | Матчасть->велотехника: Культовые велотемы | Велосипедное колесо. Джобст Брандт | Профессиональное руководство по сборке колес. Роджер Массон | Справочник Сазерленда по велосипедной механике | КАРАВАН-велосипед | Велоцепь и уход за цепью (от КАРАВАНА) | Все о седлах | Калькуляторы расчета длины спиц | Каталог технических статей | Тихая светодиодная революция | Путь к девятой звезде Shimano | Статьи Шелдона Брауна: Каталог статей Шелдона Брауна | Памяти Шелдона Брауна | Велоцепь и уход за цепью. | Сборка велоколес | Седла | Кожаные седла | Размеры покрышек | 26-ти дюймовые покрышки | Самопроизвольное переключение | Прокладка тросиков | Настройка переключателей | Передний переключатель | Боль при езде | Привставание при педалировании | Старт и стоп | Торможение и повороты | Как переключаться? | Переставлять ли задние покрышки вперед | Сайт Шелдона Брауна | Матчасть->снаряжение: Каталог статей о снаряжении | Пилить и никаких гвоздей (Обувь для прогулок-пропиловок) | Снаряжение для вело походов | Велоэкипировка | Снаряжение для лыжных ПВД | Питание в походе | Выбор долговечной палатки | Туристский коврик | Фото в зимнем походе |
Джеф Хазбенд.
Перевод Леонид Ливеровский
Самонадувающиеся коврики - ловушка или иллюзия?Выбор туристского коврика или проблема с Therm-a-RestОбсудить статью и перевод можно здесь. От переводчикаВыбор спального туристского коврика еще одна тема обсуждений и споров среди туристов. Ведь очень важно в походе хорошо высыпаться. Как всегда, Джеф Хазбенд подходит к выбору коврика с позиций надежности и долговечности, и неудивительно, ведь он владелец компании, которая организует велосипедные походы и туры, предоставляя снаряжение на прокат. (Оригинал "Self inflating mattresses - snare or illusion?")Я езжу в велопоходы вот уже более 25 лет, и почти все это время я полагался на классические спальные коврики-"пенки" (пенополиэтилен - перев.), такие как популярная серия "Karrimat" от пионера в этой области компании "Karrimore". Мне нравился коврик "Biomat", но когда мой приятель, взяв у меня его попользоваться, покалечил его задним колесом своего мотоцикла, мне пришлось взять первую попавшуюся "пенку". Основывая компанию Breton Bikes в 1989, я и Кейт хотели, чтобы наши клиенты пользовались лучшим снаряжением, и мы долго искали, и все-таки нашли оригинальный "Biomat", и радостно включили его в наш велотуристсктй набор. 8 лет спустя я оказался в Альпах в качестве руководителя велопохода. Приятная пара была с нами, и у них у обоих были самонадувающиеся коврики "Thermarest" - распоследнее новшество в спальных ковриках в те годы. Устройство таких ковриков простое. Слой упругого вспеннего пластика (пена с открытыми ячейками, которая впитывает воздух, как губка воду) покрыт воздухонепроницаемым материалом. Весь секрет в том, что оболочка прикреплена к внутренней части, а не просто надета на нее. В оболочке имеется воздушный клапан, когда он открыт, воздух постепенно заполняет "губку", по мере ее распрямления до толщины от 1,5 до 3 см в зависимости от модели. Потом Вы закрываете клапан, и ложитесь на коврик, и он не плющится под вашим весом, и поскольку оболочка приклеена (или приварена) к внутренней части, то она не вздувается пузырями, и "губка" нигде не продавливается. Для упаковки коврика, клапан открывается, коврик аккуратно и плотно сворачивается, выдавливая воздух через клапан. Потом клапан снова закрывается. Упакованный самонадувающийся коврик занимает меньше места, чем того же размера классическая "пенка", но весит немного больше. (Малый упакованный размер - одно из главных, но не основное, достоинств таких ковриков, что важно, когда объем стеснен - так часто бывает в пешем и велопоходе. Но только самые "продвинутые" модели очень компактно упаковываются и близко приближаются по весу к классической "пенке". Один самых легких в своем классе Therm-a-Rest ProLite Plus весит около 700 г. и упаковывается в размер 2,5 литровой бутылки, теплый (5 см), упрочненный TrailPro весит около 1,1 кг, упакованный размер - длина 30 см, диаметр 15 см. Ижевский коврик из пенополиэтилена весит 300 - 600 г в зависимости от толщины, и сворачивается в трубу 60 см х18 см. Очень легкий для своей теплоизоляции Therm-a-Rest NeoAir весит всего 410 г., сворачиваетя в размер поллитровой бутылки, и заслуживает отдельного разговора, эта революционная конструкция скорее усовершенствованный надувной матрас, а не классическая "самонадувайка". Перев.) Теперь возвращаемся назад в 1996 год к нашей паре с ковриками "Therm-a-rest". Эта пара посмеивалась, что мы, все остальные, так "затвердели", что не нуждались в таком баловстве, как комфорт, что мы и не являемся "продвинутыми" велотуристами, до тех пора однажды утром мы не обнаружили Поля, поливающим свой "супер-коврик" водой, и пытающимся найти место утечки воздуха. Он ни капли не спал в ту ночь! Жаль что Вас не было с нами там, повсюду была вода, и его борьба с матрасом в бесплодных попытках найти утечку, повергла нас в истерический хохот.Но, штука была в том, что многие участники поимели возможность испопробовать новшество... На следующий год та же самая группа снова была со мной в походе, и у половины из них были "Thermarest"ы. Я был шокирован и разочарован ими... Еще несколько лет я сражался за "пенки", но все большая часть моей "банды" капитулировала. Через несколько лет случилось неизбежное, и я тоже попробовал новинку, и , да, теперь я использую самонадувающиеся коврики (недорогии копии). Дело тут в том, что "пенка" свои функции выполняет неплохо. Она обеспечивает термоизоляцию и некоторую мягкость, в прошлом я вполне был этим удовлетворен. Различе состоит в том, что самонадувающиеся коврики обеспечивают еще большую термоизоляцию, и если Вы тщательно выберете место на земле, где поставить палатку и постелить коврик, сон на нем может быть почти таким же комфортным, как и на приличной кровати. Теперь вспомним начало статьи, где я говорил, что я хотел бы обеспечить моих клиентов таким снаряжением, каким бы я и сам пользовалсяь, но в данном случае это было невозможно. Но, почему? Дело не в цене. "Пенки" "Biomat" достаточно дорогие, и разница в цене между ними и самонадувающимися ковриками не запретительная. Загвоздка в том, что все снаряжение, которые мы даем напрокат должно быть как можно надежнее. Каждая поломка - это возврат, замена, и недовольный клиент, а голая правда состоит в том, что самонадувающиеся коврики очень, очень непрочные. Они могут прослужить годы при аккуратном использовании, но стоит только вынуть такой коврик из палатки и сесть на него для пикника, и каждая острая травинка, любой чертополох, все со сколь нибудь острыми краями, попавшее под такой коврик, прокалывает его. Но, что еще противнее, прокол обычно не проявляется раньше середины ночи, и неважно насколько хорош был Ваш коврик, когда он сдулся, Вы останетесь лежать на голой земле. Жесткая правда состоит в том, что нельзя ожидать от неопытного туриста, использующего прокатное снаряжение, такого же аккуратного с ним обращения, как от фанатика подобного мне... Несмотря на всю мою аккуратность у меня было 2 прокола за 5 лет. И хотя, считается, что самонадувающиеся коврики ремонтируются в полевых условиях, но лист чертополоха или ветка ежевики может сделать длинный ряд тончайших проколов, которые действительно трудно обнаружить и заклеить, особенно приятно пытаться заниматься таким ремонтом среди ночи. Таким образом для нашего бизнеса мы используем старые верные "Biomat"ы. Они никогда не не бросят Вас в беде, люди используют их в и качестве разделочных досок (если судить по порезам на них), и дети играют с ними в перетягивание каната, и они падают с багажников велосипедов, и катятся вниз по дороге - и все это совершенно не ухудшает их основных свойств. Два типа туристкого матраса - один "неубиваемый", другой непрочный, есть ли более важное различие?Для нашего бизнеса, по причинам изложенным выше, ответ должен быть нет. Для меня лично в недельном велопоходе ответ - да. На самонадувающемся коврике я лучше сплю. В нашей компании мы пошли на компромисс, предлагая купить участникам самонадувающийся коврик по себестоимости, и после этого нежная забота о нем становится их ответственностью. Возвраящаясь к использованию самонадувающихся ковриков лично мной, то, идя в недельный поход, я рискну взять только его, особенно если будет возможность починить коврик или купить что-нибудь подходящее по дороге. Собираясь же в поход на месяц, я бы взял с собой старый добрый "Biomat". В кругосветном путешествии самонадувающийся коврик то же был бы непрактичным. Такие замечательные самонадувающиеся коврики по сути роскошь, а не вещь, на которую можно положиться. На самом деле, когда участники покупают у нас самонадувающийся коврик, мы обычно рекомендуем взять и "Biomat" тоже, как второй коврик - сидеть на нем во время еды,и как резерв, когда случится худшее! От переводчика. ЗамечанияОсновные виды туристских ковриков
Самые важные свойства туристских ковриков
Основные материалы ковриковКоврики делают:из "газонаполненного" пенополиэтилена с несвязанной молекулярной структурой с закрытыми порами (closed cell foam) - самые дешевые и самые легкие, но "холодные" и не долговечные - быстро спрессовываются под весом туриста. Этот материал в первую очередь предназначен был для применения в строительстве. Часто выпускаются в фольгированной модификации. Серьезные производители спортивного снаряжения в данный момент уже не выпускают подобных ковриков. из пенополиэтилена (ППЭ) с закрытыми порами (closed cell foam) – самые популярные и массовые коврики, состоящие из одного листа этого материала различной толщины. Они более долговечны, чем из "газонаполненного", имеют лучшую теплоизоляцию, упругость и эластичность. Бывают двух типов.
из EVA (ЭВА - этиленвинилацетата) пены с закрытыми ячейками (closed cell foam) – это более современный материал, обладающий лучшими по сравнению с вспененным полиуретаном и полиэтиленом эксплутационными характеристиками. Он обладает высоким сопротивлением нагрузкам на разрыв и сгиб, хорошим коэффициентом теплопроводности 0,033 Вт/(м*К) и способностью сохранять форму и гибкость при охлаждении. Водопоглощение около 6% по массе или менее 1% объема. Коврики из ЭВА постепенно вытесняют коврики из пенополиэтилена. На ощупь они не такие гладкие и скользкие, как из пенополиэтилена. Часто коврики из ЭВА выпускают с рифленым ламинированными покрытием. из пенопулиуретановой пены с открытыми ячейками (open cell foam). Это, так называемый, мягкий пенополиуретан, в просторечьи известный как "поролон". Из него изготавливают самонадувающиеся коврики. Теплопроводность пенополиуретана обычно не превышает 0,033 (при плотности менее 70 кг/м3) и может быть снижена до 0,02 Вт/м*К путём применения в качестве вспенивающего агента фреона. Основная характеристика туристских ковриков - R-факторR-фактор отражает тепловое сопротивление материала. Это фактически толщина деленная на коэффициент теплопроводности. Чем выше численное значение этого фактора, тем более 'тёплым' является материал. Единица измерения американского R-фактора: фут2*F0*час/BTu (британская термоединица). В системе СИ тепловое сопротивление измеряется в m2*Co/W или м2*градo/Вт. Американский R-Index численно примерно в 6 раз больше, чем в системе СИ. US_RI = SI_RI*5.68 Например:
В реальных, полевых условиях и при наличии соответствующего этим условиям снаряжения (палатка, спальный мешок и одежда (термо бельё)) американский R-фактор очень грубо означает вполне комфортабельный (без ощутимого охлаждения снизу) сон при температурах :
Зимой признаком недостаточно "теплого" коврика будет заметно подтаявший снег наутро под тем местом, где лежало тело на коврике. ВыводыЯ полностью согласен Джефом. Для пикника, что бы сидеть у костра, для сложного автономного похода лучше взять классическую пенку или "сидушку-развалюшку", а в жаркую погоду можно даже обойтись тонким (2-3 мм) фольгировнным ковриком, правда спать будет жестковато. Для несложного похода, когда хочется побольше комфрта, или же для поездки в холодную погоду, и/или когда объем снаряжения критичен лучше взять хороший самонадувающийся коврик.
Copyright, Geoff Husband.
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы.
Пишите по E-Mail.
WEB-дизайн:
М.Куркин,
Л.Ливеровский,
WEB-программирование:
Д.Глотов,
В.Денега,
П. Рузин,
Е.Шехова,
Логотип: А. Антонов.
Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора.
Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна. |