Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
Матчасть: Лом салон | Матчасть->велотехника: Культовые велотемы | Велосипедное колесо. Джобст Брандт | Профессиональное руководство по сборке колес. Роджер Массон | Справочник Сазерленда по велосипедной механике | КАРАВАН-велосипед | Велоцепь и уход за цепью (от КАРАВАНА) | Все о седлах | Калькуляторы расчета длины спиц | Каталог технических статей | Тихая светодиодная революция | Путь к девятой звезде Shimano | Статьи Шелдона Брауна: Каталог статей Шелдона Брауна | Памяти Шелдона Брауна | Велоцепь и уход за цепью. | Сборка велоколес | Седла | Кожаные седла | Размеры покрышек | 26-ти дюймовые покрышки | Самопроизвольное переключение | Прокладка тросиков | Настройка переключателей | Передний переключатель | Боль при езде | Привставание при педалировании | Старт и стоп | Торможение и повороты | Как переключаться? | Переставлять ли задние покрышки вперед | Сайт Шелдона Брауна | Матчасть->снаряжение: Каталог статей о снаряжении | Пилить и никаких гвоздей (Обувь для прогулок-пропиловок) | Снаряжение для вело походов | Велоэкипировка | Снаряжение для лыжных ПВД | Питание в походе | Выбор долговечной палатки | Туристский коврик | Фото в зимнем походе | ВЕЛОСНАРЯЖЕНИЕ - для спортсмена и туристаСнаряжение для велосипедных походов "КАРАВАНа"Огнев Андрей aka Рукль/Аукль.Содержание
ВступлениеЭтот материал адресован преимущественно велотуристам: спортсмены не гоняются с рюкзаками и, экономя вес в граммах, уж тем более не навьючивают на велосипед разнообразные вместилища походного скарба. Ну а основные наши герои - велосипед и особенно его водитель-турист - требуют весьма многочисленного набора предметов, облегчающих катание как недалеко от дома (в велопоходе выходного дня с "КАРАВАН"ом, например), так и путешествие (многодневный дальний велопоход) по таким местам, где для современных обывателей по-прежнему живут люди с песьими головами. Для минимального выбора желательны поясная сумка, рюкзак, велосумка, велоштаны на багажник, палатка, спальник, коврик... Обо всем - по порядку. СезонностьВелосипед - буквально всесезонный вид спорта. Шоссейный, кросскантрийный, DH-, FR-, 4X-, BMX- и другие кубки, чемпионаты, Большие гонки в Старом и Новом Свете и Северном полушарии проводятся летом, в Южном полушарии - наоборот. В осенне-зимне-весенний сезон в Европе и Северной Америке (по аналогии с лыжероллерами у лыжников) многие спортсмены разных велосипедных видов наряду с профессиональными узкоспециальными гонщиками участвуют в кубковых или отдельных гонках по самому зимнему виду - велокроссу; гораздо реже распространен соревновательный зимний маунтинбайк - и там, и там отличия от летнего регламента разве в использовании/не использовании шипованных покрышек и утепленной экипировке, а также длине дистанции. Тренировки или покатушки на снегу по набитым или очищенным дорожкам в парках - безобидное занятие для не желающих расставаться с двухколесным другом. А вот велопоходы и многодневные выезды в зимнее поле - это уже откровенная борьба с природой и с утра до вечера зависимость от расчищенного от снега пустынного асфальта, накатанных грейдеров и зимников, без чего любой велопоход моментально становится пешим и с утяжелением. Принципиальных отличий зимнего снаряжения от трехсезонного нет, но общий его вес будет заметно увеличен за счет: запасных теплых вещей; возможно, походной печки (в многодневке); на порядок более тяжелых альпинистских или хотя бы палаток с комплектной снежной юбкой; веса даже пуховых спальников на температуру до -20 *C и т. д. В то же время сэкономить общий вес поможет, например, вигвам (см. о нем выше); ночевки под крышей, и отсюда гораздо меньший продуктовый запас. На практике зимним катанием в велотуризме занимаются немногочисленные энтузиасты, почему-то очень часто не умеющие, а поэтому и не... желающие кататься и учиться кататься на... лыжах и, соответственно, взять для велосипеда тайм-аут на зиму. Парадоксально, но одновременно это люди, способные нарушить все мыслимые и немыслимые законы развития велосипедного движения, развить и продвинуть версию зимнего катания, а с ним и специального снаряжения далеко вперед. Примерный список снаряженияГонки, марафоны, тренировки
Велотуризм
Моветон
Поясные сумкиЭто минимальный объем для вещей и предметов, скорее для недалекого выезда или, наоборот, дальнего путешествия - вкупе с велоштанами на багажнике. Удобны модели от Deuter - Nordic 300 (2.5 л/300 г), Pulse For EXP (2 + 1 л/340 г); Tatonka Nordic Double (2 л/270 г (с двумя бачками)); Salewa Mini Max III (5 л/440 г (с двумя бачками)); Marmot Sweetwater Lumbar (7 л/380 г) (а также модель 10 л); Salomon; однако специализированных объемных (5-10 л) велосумок за спину автор не встречал. Мультиспортивные сумки, в которых можно надежно зафиксировать два бачка, положить сборный гоночный или походный комплект питания, удобны до известного предела: фиксация тяжелых под грузом сумок только на поясном ремне постепенно ослабевает, подтяжка ремня дает временный результат, и сумка на пояснице - в наклоненном вперед положении гонщика под большим углом - начинает постепенно сползать вниз и мешать свободе движений. Сумка-рюкзакМодификация-гибрид, когда из поясной сумки, компактного кармана или стянутого шнуром "колобка" вдруг появляется легкий небольшой рюкзак на экстренный случай: срочную покупку продуктов, сбор яблок или орехов по дороге, вечернюю прогулку по городу; его можно повесить на грудь и зафиксировать поперечными нагрудными стропами заплечного рюкзака, если спина уже под грузом: Deuter Hocus Pokus (4 + 20 л/530 г); Tatonka Superlight (18 л/190 г, в двух цветах), Squeezy (с мягкими лямками) (18 л/200 г, в трех цветах); Quechua Arpenaz 15 ultralight (15 л, в десятке расцветок...). Пригодится в любой спортивной или туристической поездке. ВелорюкзакСпортивный элемент на многодневных кросскантрийных гонках и различных марафонах (мультиспортивные - Salomon, Rossignol; специализированные - Deuter, Salewa). В других случаях в спорте используется только как внешняя оболочка гидратора 1-3 л, не считая редких моделей с интегрированной в рюкзак защитой спины (Deuter Attack, 7 л, 1 250 г). Поэтому достаточно большое количество моделей маленьких гоночных рюкзаков от 3 до 12 л (Deuter: Hydro lite 2.0 (500 г, 3 л)/Compact EXP (800 г, 12 + 2 л)) главным отделением имеют объем с выводной трубкой для гидратора. Соответственно, общий вес гоночного экземпляра стремится к минимуму, особенно на шоссе: свыше 5-6 кг - и вас начинает бросать и носить и ветром, и всевозможными центробежными и центростремительными силами на спусках и в поворотах, как бы идеально ни был уложен и ни сидел ваш груз за спиной. Рюкзаки для велотуризма, каким бы спортивным последний ни был, различаются по конструкции подвесной системы: дающей продуваемый просвет между спиной байкера и спинкой рюкзака полужесткой сеткой, или двумя и более продольными (обычно вертикальными) валиками. Первая конструкция тяжелее, выгнутый каркас заметно съедает заявленный производителем объем рюкзака, однако продув лучше, по разным данным, на 7-15 %. Вторая чаще имеет изменяемый объем, субъективно такой рюкзак при равном объеме с "сетчатым" вмещает больше, а дышит так же... Стоит воздержаться от выбора высоких легких треккинговых рюкзаков с таким же высоким тубусом: последний оказывается выше головы велосипедиста, задевает за ветви деревьев в лесу, не дает байкеру наклониться вперед и сесть в низкую посадку со спуска, а также часто упирается в затылочную часть шлема, что может привести к аварии и на дороге, и в горах.... Объем заплечных велорюкзаков для велотуризма от 10 до 35 л: самый большой выбор - от Deuter; Salewa; специализированные наибольшего объема - Tatonka Yamo 35 (1 600 г), VauDe Bike Alpin Vent 30 + 5 л (1 350 г). Не более - иначе вы превратитесь в велорикшу. Кататься с большим и нелегким заплечным рюкзаком, тем более спроектированном для других видов спорта и туризма, - тяжело во всех смыслах! Вроде бы ничего не болит, но появляется такая гармоничная функциональная усталость - расстройство для организма! Не кладите лишних вещей, велосипедные аксессуары пристегните к велосипеду или уберите в велосумку. Исходя из современного коэффициента набивки 0.7 кг/1 л, да и просто здравого смысла, общий вес походного заплечного велорюкзака нежелателен более 12 кг. Дополнительный объемПри недостатке объема в рюкзаке или временной проблеме внутреннего пространства возможно использование навесных карманов к рюкзаку от Deuter - External Pockets (5 л х 2 шт/220 г), Tatonka - Side Pocket/Expedition Side Pocket (4 л/100 г; 8 л/210 г), которые имеют мягкий и в то же время прямой каркас, в отличие от отечественных карманов, приобретающих форму только при максимальной набивке. Также для перевозки вещей на багажнике, и обычно это консольный багажник без "собачьих ног" - боковых стоек, без опоры на которые невозможна фиксация велоштанов, применяется жесткий водонепроницаемый транспортный чехол: Tatonka Barrel XS-S, Deuter Flight Cover и им подобные, крепятся с помощью багажных шнуров. Велосумки (велорюкзаки - штаны)Велоштаны - простой удобный выход для велотуриста. Размеры от 18 до 80-100 л, а там и до бесконечности "Розового слона"... Сухая ненапряженная спина, возможность провоза большого объема, веса, громоздких вещей: арбуз исчезает в таких штанах незамеченным и невесомым... Разделимы на сумки с жесткой фиксацией на замках сбоку, многообъемные и однообъемные. Первые красивее прочих (Tatonka, Deuter, AGU), однако не столь вместительны: 18-24 л, объем в паре - 36-48 л, при тряске в большинстве случаев не выдерживают пластиковые крепежные замки (запасные и дополнительные части к этим замкам в Россию не завозят, как и широкий ассортимент мелких предметов этих фирм, в Германии же, например, несложно купить комплектующие к ним), поэтому сумки для надежности пристегивают к багажнику еще и одноименными шнурами... Вторые безупречны с точки зрения логистики (made by Decathlon, ПИК-99 (модели "Трек-40 и -70"), "Снаряжение" (Фантом" V-36, "Кросс" V-45)), однако в суровой реальности единое целое не всегда может обойтись без уже упомянутого шнура. На субъективный взгляд, для гибрида и асфальта хороши первые; для легкого путешествия по накатанным грунтовкам - вторые; для байка - последние, и лучше с регулируемым объемом (AVL, "Снаряжение" - модели "Мираж" V-45...-80) - свободной утяжкой, нежели требующие набивки под завязку в сообразности с объемом, как ПИК-99 (модели "Трек"-45...-90), иначе не будут "стоять" - держать форму, при тряске могут попасть в спицы заднего колеса, повлиять изменяющейся развесовкой на траекторию движения, особенно при поворотах на спусках. В последнем случае с использованием однообъемных велоштанов, иногда перед поездом, иногда на переправах, а обычно в непростых горных условиях экспедиции, необходимо, чтобы лямки велоштанов были заранее пристегнуты к рюкзаку: когда проезжий путь заканчивается, и предстоит непростой пеший переход, велоштаны снимают с багажника и вешают за спину, и так - по нескольку раз за день; искать в рюкзаке и пристегивать лямки в таком случае - задержка всех и вся на маршруте, и никакие трехъобъемные комплекты на перекидном ремне через плечо здесь не подойдут. На любой рюкзак и сумку, и тем более - на велоштаны, обязательно нужно иметь чехол от дождя и грязи. Для последних выбор невелик: универсальный безразмерный профилированный красный чехол - от Tatonka, оранжевый - от VauDe, желтый в трех размерах - от "Снаряжения", а также ядовито-зеленый в двух - от ПИК-99. Некоторые фирмы (Deuter, Pro, ПИК-99) предлагают герметичные велосумки из водостойких материалов, однако это традиционная боковая навеска на багажник, небольшой объем 16-24 л/32-48 л и 20-40 л, а отсюда и применение - для хороших дорог под дождем. При провозе небольшого груза или перемены объема на веломаршруте удобны багажные сумки обтекаемой формы, например, BBB Carrier Bag; или универсальные, как Deuter Rack Top Pack (10 л/550 г); сумки также могут быть изменяемого объема - от Topeak, Author. Основное увеличение прямоугольной сумки 9-11 л происходит за счет двух раскладных боковых отделений - в этом случае необходима форма багажника с боковыми же стойками, на которые и будут опираться раскладные крылья сумки. Удобны и практичны разнообразные небольшие сумки-холодильники, кофры для фототехники (Tatonka, Deuter, AGU) - на руль, небольшие навесные сбоку сумки на переднее колесо, на багажник или даже жесткие тяжелые и очень тяжелые кофры; но нелепо выглядит велотурист - без различия диаметра колес в дюймах - что надел на себя и заплечник, и навесил на багажник велоштаны: далеко не уехать, отдохнуть в пути при движении не удастся, количество и вес вещей не поддается логике ее применения - велотуристом, а не беженцем из насиженного городского гнезда: уезжайте от такого примера. Иначе - два основных варианта: легкий велосипед без сумок и багажника (вес багажника ощутим опытным байкером!) и байкер с заплечным рюкзаком; и легкий велосипедист с поясной сумкой и с велоштанами на багажнике. Как исключение, при путешествии на двухподвесе небольшой общий груз разделяется между консольным багажником с палаткой-спальником-вещами в гермочехле и остатком снаряжения в заплечнике; при ловко надетых велоштанах и музыкальном таланте - гитара путешествует в чехле за спиной. Любой велорюкзак, особенно велоштаны, лучше всего яркий! Даже несмотря на стойкую приверженность немцев к баварскому флагу и, соответственно, ярко-синему/голубому цвету, три основных ярких цвета - желтый, оранжевый, красный - неизменно востребованы в рюкзаках германских марок. Выставка в немецком Фридрихсхафене OutDoor 2010 еще раз подтвердила моду на выбор спортивных цветов. В лесу, в горах, на марафоне это и маяк, и спортивный раздражитель для соперника; на дороге - ваша безопасность, заметность издалека и субъективная уверенность в том, что водитель, увидев в вас спортсмена или активного туриста, объедет на дороге по большей дуге с запасом скорости БрендыНесомненный лидер среди рюкзаков любого вида - германская фирма Deuter. Немалый тираж, в том числе завезенный и в Россию, разнообразие веломоделей от гоночного Hydro lite 2.0 (3 л) и до туристского Trans Alpine (30 л), по назначению, продуманность деталей и мелочей, качество и надежность, долговечность в жестких условиях велопохода. Сделано практично, хотя по-немецки грубовато и, быть может, даже примитивно. Во многом c Deuter схожи предметы походной экипировки от фирмы Tatonka, разработчики этой марки, видимо, намеренно придают, в частности, рюкзакам еще более выраженный примитивистский стиль из соображений народности в духе VolksWagen - разумеется, не в ущерб качеству и функциональности. Более оригинальные немецкие дизайнеры и конструкторы от Salewa и VauDe, соответственно, разрабатывают и выпускают более легкие и субъективно менее прочные вещи. На порядок более современная и модная экипировка от Salomon, Rossignol, к сожалению, не распространяется на велоспорт и не имеет специализированных моделей, таких, как, например, оригинальные предметы велоснаряжения от фирмы Knog, Topeak. Из относительно небольшого выбора велоштанов всех покроев доступные в Отечестве лидеры - Deuter и Tatonka, тем более среди боковых навесных вариантов, а также фотосумок и велорюкзаков на багажник и руль. Из однообъемных велоштанов субъективно лучшие от частного предпринимателя Е. Авласовича - AVL. При весе 1 500 г велоштаны с цветами на заказ объемом 90 л с пристежными лямками прошли все испытания восьми велосезонов на отлично. Популярна марка "Мираж", не в последнюю очередь благодаря своему симпатичному старому и новому внешнему виду, чего не скажешь о чересчур практично-унылом черно-желтом ПИК-99, неуклюжем громоздком мешке без возможности утяжки пустого объема. Чехол для велосипедаНеобходим для путешествий на транспорте. Возможно, лучший из применяемых покупных - марки Ь'Twin от Decathlon: черного цвета, невесом (365 г), накидывается на велосипед сверху и, не имея молнии, фиксируется на репейнике снизу, надевается на любую большую раму. С велосипедом под таким чехлом нет проблем пройти в гостиничный номер! Многие велотуристы сами шьют чехлы из легчайших, в том числе прозрачных тканей аналога авиационного шелка. Однако - это вариант для автомобиля, поезда и корабля. Для самолета необходим плотный чехол на молнии по всей длинной стороне прямоугольника, с двумя длинными ручками для переноски на плече, со вшитым карманом для вилки. Вес от 1 000 г - AVL, и более - Ь'Twin от Decathlon, ПИК-99, Topeak, выбор специализированных чехлов от Scicon и для шоссейника, и для байка. В путешествии для последнего варианта такой чехол используется как по прямому назначению при ночевке в дождь, так и в качестве походного снаряжения: как дополнительное дно для палатки, тент от дождя или солнца, бивачный мешок... Карман для вилки дублирован пенополиэтиленом Наконец, наилучший для безопасности вашего велосипеда, особенно шоссейного, предмет упаковки - специальный чемодан из профилированного жесткого пластика от Elite - Bike Box Vaison; Scicon - Aerotech Evolution (для справки: 94х113х36 см, 11.5 кг, 36 000 руб...).
Чемодан для велосипеда Закрытый объем, кодовый замок, роликовый ход, любые аксессуары и комплектующие под надежной защитой. Основной вопрос - место хранения подобного реквизита на время катания, тем более если отъезд домой происходит не только из другого аэропорта и города, а и другого государства и континента. Защитные чехлы для компонентовИногда могут быть полезны чехлы для колес - для одного или двух, круглой формы с молнией по окружности, особенно когда не так важен вес, как сохранность, например, тормозных дисков - от Pro, BBB: Wheelbag, Ь'Twin, Scicon. Или, например, чехол на заднее колесо и шатуны; на руль с обтяжкой разделочного шоссейного лежака - обе модели от Scicon. Также, в первую очередь в наземном транспорте, - чехлы на седло. Иногда чехол идет в комплекте с седлом (?) - как у некоторых моделей Brooks. Велосумки для запчастей и аксессуаровЗдесь принципиальная разница между туризмом и велогонками: в первом случае велозапчасти и аксессуары - набор ключей с выжимкой цепи, щетка, две запасные камеры, ремнабор, масленка, спицы, кусачки, петух, надфили, ветошь, педальный ключ... - укладываются в большую, чаще всего подрамную треугольную сумку на велосипед. Остаток - запасная цепь, покрышка, задний переключатель... - убирается в велоштаны. Небольшие треугольные сумки на раму, на руль, для всевозможных электронных девайсов удобны до тех пор, пока вы не начинаете ездить быстро. При спортивном катании, тренировках, на гонках и марафонах - берется минимум: в подседельную сумку - ключи, герметик и баллон CO2, или запасная камера, насос пристегивается на раму или к подседельному штырю. При экстремальном катании все аксессуары убираются в гоночный велорюкзак, где есть вшитый чехол для насоса: при падениях, стремительном проезде по лесу, сильной тряске вся пластиковая бижутерия с байка так же стремительно разлетается во все стороны... Субъективно лучшая небольшая треугольная мягкая сумка (кроме гонок) на раму объемом 3 л, на трех репейниках и двух регулируемых ремнях, с двумя двухсторонними молниями - от Tatonka. Рамные и подседельные сумки Deuter - особенно удобна сумка в стык переднего треугольника - Front Triangle Bag (1.6 л/100 г); BBB, Knog, Topeak... Стоит помнит, что для всех без исключения велосумок для инструментов не предусмотрено защитных чехлов, и рано или поздно они промокают под дождем, поэтому при ночевке в непогоду в велопоходе желательно укрыть чехлом велосипед или снять сумку; после езды в дождь - выложить и просушить ее содержимое и саму сумку ПалаткаВторая грандиозная тема для обсуждения у велотуристов после велосипеда. Производителей палаток, наверное, немногим меньше, чем фирм-изготовителей велосипедов. Непросто выбрать в недрах Интернета любопытную модель из общей массы; порой трудно даже определить ориентиры для поиска: назначение, характеристики, особые свойства экстремальных и треккинговых палаток, чаще всего используемых в велотуризме, весьма размыты уже при разработке изделия производителем, или неверно указаны в каталоге по назначению (велотуристам почему-то настойчиво предлагается палатка весом свыше 3 кг); и тем не менее универсальной палатки как таковой нет - разнонаправленность требований к компактности и легкости - с одной стороны (невесома и мала в упаковке; однако тесна, при невысушенном единственном тенте может капать внутрь конденсат, донимают агрессивно настроенные насекомые) и комфортности - с другой (тяжела и объемна) - разбивает четкие принципы и приводит к компромиссу или двум полярным вариантам. Основные качества палатки для велотуризма - легкость (возить на себе), компактность (укладывается в рюкзак или велоштаны) и не менее чем средние показатели водонепроницаемости от 3 000 мм водяного столба и выше (для экспедиции, погоду в которой не выбирают). Рекомендуемый весовой диапазон одноместной палатки - 800-1 800 г, от одного-единственного тента до стандарта из внешнего и внутреннего тентов; двухместной - 1 500-2 600 г; трехместной - 1 900-3 500 г, хотя последний уже не совсем велосипедный вариант. Дело в том, что велотуристы крайне свободолюбивые и независимые люди, и могут в любой момент изменить свои планы даже в многодневном велопоходе, поэтому большая часть и шоссейников, и байкеров имеет автономный комплект снаряжения. Самые легкие - из экстремальной серии, однослойные, часто из мембранной ткани или с силиконизированным с обеих сторон тентом - гибрид бивачного мешка и... палаточной дуги с оттяжками и колышками: Ferrino Bivy HL (800 г), VauDe Bivi (910), Red Fox Bivi Fox (990 г). Суть конструкции - экстрим для тела (узкий торцевой вход) и комфорт для головы (объемное пространство над головой, благодаря жесткой конструкции дуги), экономия веса на... накомарнике. Полноценный сон и отдых в такой палатке - для настоящих мультиспортсменов с хорошей нервной системой; возможно, размещение в базовом легере и необходимое походное обеспечение от организаторов гонок и марафонов. Немногочисленны однослойные одноместные экстремальные палатки, например, модели от CAMP: с торцевым входом - Hiky (1 100 г), с боковым - Bivak (780, бескаркасная); Alexika Solo (900, бескаркасная); Nova Tour Лайт Плюс (1 650 г). Бескаркасные модели нуждаются либо в телескопических палках, либо в срубленных специально, либо в деревьях-опорах: моментально поставить лагерь не получится. Как к курьезу можно отнестись к одноместной модели от известной калифорнийской фирмы Topeak (велоаксессуары) - Bikamper: байк служит несущей конструкцией за счет седла и руля в головах, а снятое и вставленное в специальный карман поперек длины переднее колесо - в ногах; несмотря на исключение из набора двух дуг и не полный, а короткий полог внешнего тента, полный вес немаленький - 1 630 г. Единственное ценное преимущество - невозможность кражи велосипеда... Зато ее модернизация - Bikamper EXP (1 700 г), при минимальных размерах по высоте и ширине - весьма практична, и служит переходом к следующей группе палаток. Далее с набором веса и минимальных удобств - легкие одноместные, полуторные и двухместные палатки "нестандартной", или гробообразной формы, на самом деле это типовые комбинации сегментов полубочки, скошенные под разным углом: MSR Zoid, -1, -1.5, -2; Salewa Neutrino I (1 100 г); Red Fox Sniper Fox (1 100); Honnah Stash (1 150, двухслойная, бескаркасная); CAMP Minima (1 500); Ferrino Lightent 1, 2 (1 500/1 900); BASK Wing 1 (1 900), Single (2 000-2 300 г). Тем не менее c добавлением внутреннего тента и условием пастельных тонов внешнего, по форме и конструктивным особенностям субъективно это наилучший вариант для путешественника-одиночки: MSR Hubba (1 380 г); на примере образцов от Salewa: Zodiac (1 890), Sparrow (2 300), Cervino (2 600, защитная юбка); Coleman Avior X2 (2 450); Fjord Nansen Muwang 1 (1 800), 2; Verticale Cronus 2 (1 820); High Peak Soly 2 (1 950); Halti Airlite Twin (2 000); наконец, Phantom (!) V2 (2 100 г, хаки и камуфляж) по сходной цене от "Сплава" (соответственно 3 100 и 3 400 руб.), когда к экстремальному минимуму добавляется боковой вход (принципиальная деталь!), высокий тамбур, хороший обзор, функциональное использование внешнего тента, а отсюда и комфорт в целом, казалось бы, невзрачного, при сильном порывистом ветре зимой способного улететь "воробья". Иначе, для автономного велоснаряжения это наиболее выигрышный вариант - есть внутренняя площадь для вещей, под пологом при дожде можно приготовить пищу; и спать, и просто отдыхать с видом на костер или речку удобно и приятно. И все-таки даже в двухместной палатке такой конструкции даже одному с непривычки будет тесновато, особенно если дуги невысоки и далеко разнесены по длине: сидеть высокому человеку в ней нельзя, как неудобно и переодеваться. Еще один, и серьезный минус - слабая сопротивляемость ветру: палатка не может самостоятельно стоять без натянутых оттяжек, а те, в свою очередь, конструктивно не рассчитаны на применение в условиях сильных ветров на открытой местности. Комфорт приходит в палатку с полноценным внутренним тентом и более высокой - от 95 см - крышей. Одноместные палатки с конструкцией из условных "полутора" дуг по длинной стороне в форме кораблика (полуполусфера) - от Marmot: Eos 1P (1 500 г), VauDe: Hogan Ultralight/Ultralight Argon (1 490), Eureka!: Skylight 2 (1 600), Jack Wolfskin: Termite I/10 (1 780), The North Face: Mica 12/10 (1 390 г) - хороши для невысоких, жизнелюбивых, небедных туристов: у них коротка длинная сторона прямоугольника пола, явно недостаточная для высоких людей (именно при выборе сверхлегких моделей нужно обратить внимание на длину внутреннего пространства пола: лежа на спине, вытянувшись в длину и закинув руки за голову, вы должны свободно умещаться в нем; иначе - к росту нужно прибавить 15-20 см); яркий оранжевый, желтый, салатовый внешний тент и соответствующя цена в 400-500 EUR. Однако есть и бюджетный вариант - модель от ПИК-99 1х1 (1 450 г) (а также 2х2 (1 950), 3х1 (2 150 г)). Отлично подойдут для минимального мультиспортивного набора, в том числе для заплечного велорюкзака. Также распространены низкие туннельные палатки-полубочки с одним входом с торцевой части наподобие кокона: Tatonka Kiruna (2 700 г), Eureka! Spitfire Solo (1 100), Quechua серии Ultralight (T2 - 2 900)/Ultralight Pro (T2 - 2 000) (by Decathlon), Salewa Neutrino II (1 450 г), а также бюджетные палатки от качественного производителя из СПб - фирмы Normal; "Аскет" (1 700 г) - от "Снаряжения". Они легки, компактны, имеют водостойкость 4 000-6 000 мм вод. ст., удобны за счет расположения спальных мест по длинной стороне и свободного, без перешагивания через спящего товарища, выхода наружу, однако некомфортны в силу узкого (!) торцевого входа, часто под нависающими растяжками, без которых дуги полубочки не смогут самостоятельно стоять, а при условии темного внешнего тента и просто аскетичны: кроме "персидской" ночи, в них ничего не разглядеть. Часто тент у экстремальных одноместных и реже - двухместных палаток один: силиконизированный или с многослойным полиуретановым покрытием; стоят такие изделия на 15-30 % дороже обычных, за тентом нужен уход и регулярное нанесение водоотталкивающего состава; все это оправдано лишь целью экстремально... уменьшить вес палатки. Стандарт двухместной палатки для велотуризма - конструкция палаточных дуг в форме бабочки (полусфера) - Salewa Micra, теперь Micra II. Тент - 4 000 мм, пол - 7 000 мм вод. ст., вес - 2 450 кг. Надежная универсальная недорогая палатка на все случаи нелегкой туристской жизни. Характерно также предложение цвета внешнего тента производителем: еловый зеленый, камышовый, насыщенный темный желтый, цвета мха - практичная походная расцветка. Micra тяжела на одного, причем при более чем свободном размещении путешественника-одиночки Гулливера, даже с занесением внутрь всего снаряжения и обуви, пропадает не менее 25 % внутреннего пространства; хороша для двух невысоких обитателей - тогда в голову или в ноги можно будет положить вещи; еще более хороша для семейной пары (один вход, никто не потеряется). Этот форменный стандарт незначительно разнообразят Salewa: Ultima, Finch II; Ferrino Blow Lite 2 (2 600 г, защитная юбка), Honnah Lighter (2 750); из отечественных - Verticale Beetle Pro 2 (2 400), BASK Clif 10 (2 600), Normal Mini (2 700 г)... Неплоха бюджетная вольная копия Micra с теми же техническими характеристиками, но вдвое-впятеро дешевле - Regul 2 Al от Outdoor Project. Один из легчайших и недешевых в этом классе образцов - альпинистская High Lab-версия от Ferrino с одним тентом - Monster Lite (2 000), а также Honnah Grith (1 950 г). Купольные палатки, безусловно, комфортнее и, соответственно, на порядок тяжелее из-за дополнительной третьей или нескольких сегментов дуг-коромысел вверху, а также традиционного второго входа: Marmot LimeLight 2P/10 (3 000 г), High Peak Khimbu (3 150), MSR Fury V2/08 (3 300); Salewa: Sierra Leone, Sierra Leone Ultra (3 300), XPD Altitude, Denali II. Однако и здесь есть нетяжелые ии даже облегченные образцы: Marmot Earlylight 2P (2 450), Jack Wolfskin Termit II/10 (2 290), The North Face Meso 22/10 (1 840 г), за которые нужно заплатить уже 500-600 EUR в розничном магазине. При двухместном и более размещении исходят из стандарта ширины спального места: на стройного - 50 см, плотного - 60, полного - 70 см; туристу среднего роста желательна высота над головой в 100 см. В велотуризме без зимних выездов не востребованы модели с защитными внешними юбками, увеличивающие вес и, соответственно, цену палаток; поэтому необходимо учитывать, что при интенсивном дожде снаряжение и обувь из-под тента придется занести внутрь: хватит ли вам для этого внутреннего пространства? Трехместные палатки - для велотуризма чаще всего купольные или объемные, в плане обычно квадратные, полубочки - от Marmot; Salewa: Sierra Leone III, Denali III, Micra Base, а также Tatonka Abisko (последние две - объемные двухместные, большой тамбур для байков или кухни) - берут сообразно вместимости хорошо скатанные группы и знающие друг друга велотуристы, чтобы минимизировать общий вес велоштанов и не везти лишнюю тяжесть в одиночку, и расчет здесь на компанейский отдых и путешествия. Рискнуть взять в велопоход трехместную Eureka! Zeus EXO (1 900 г), Black Diamond Oasis (2 800), купольную новинку от The North Face - Rock 32/10 (2 900 г, полиуретановое покрытие тента, 2 входа, 2 тамбура) или даже двухместную полубочку на троих - VauDe Taurus II (2 850 г), с попыткой разложить валетом трех обитателей на длине 230 см, по сужающейся ширине 165-140 см, под высотой 95 см и с одним входом сквозь равнобедренный тамбур 95х95 см - возможно лишь при длительном знакомстве туристов друг с другом... ...При выборе нужно обратить внимание на практичные алюминиевые, и еще лучше - анодированные или с добавкой скандия в сплав, а не на хрупкие и тяжелые фибергласовые стержни палаточных дуг (с последними палатка тяжелее, но дешевле на 10-15 %)... Некоторые высококачественные модели имеют конструкцию установки и, соответственно, снятия внешнего тента первым, и затем - пристегивание к нему внутреннего уже под пологом, что более чем удобно при дожде (от всех туннельных палаток Tatonka до отдельных моделей - Husky Flame 2, Canadian Camper Fish...). Комплектные колышки любой палатки одинаковы, однако при путешествии по различным лесным, степным и горным районам имеет смысл накануне отправки по маршруту самостоятельно составлять собственный примерный набор из купленных дополнительно: широких пластиковых - на рыхлый грунт, упрочненных ребристых - для твердого; титановых - для необыкновенной легкости; костылей с верхней плоской шляпкой и ушком с петлей для оттяжки - на каменистую основу (Tatonka Super Alu-Nagel); а также иметь дополнительный комплект оттяжек на скальную породу... Цвет палатки подбирается из соображений как практичности, так и поэтики: неважно, какой темный - для непритязательных туристов; схожий с тонами окружающей среды в любое время года - грязный темно-серый, темно-зеленый, темно-коричневый, комбинированный из этих цветов, или пока еще не вошедший в моду камуфляж - для тех, кто хочет слиться с природой или по крайней мере остаться в ней незамеченным; универсальный всесезонный - и при этом светлый, в том числе изнутри, камышовый - блеклый светлый зелено-серый цвет внешнего тента; наконец, яркий желтый, оранжевый, красный - в первую очередь экстремальные и альпинистские расцветки - для заметности издалека и одновременно для ощущения радости и снаружи, и внутри от отдыха на природе. При выборе темного внешнего тента крайне желательно подобрать модель со светлым внутренним! Регулярно путешествующему вело- и мультитуристу недостаточно одной палатки: вымок, порвался внешний тент, сломаны или утеряны палаточные дуги, перегруз рюкзака или приглашение в гости... Поэтому подбирать палатку к уже имеющейся стоит по принципу контраста: к двухместной - одноместную, к полусфере - полубочку, к тяжелой - легкую, с одним входом - с двумя, к темной - светлую и т. д. Важно понимать, что универсальной палатки не существует: в горах необходима защитная юбка от снега, в пустыне - она же плюс усиленная конструкция, способная выдержать гигантскую ветровую нагрузку; все эти особенности уже не позволят заметно сократить вес, и более легкая версия палатки будет подразумевать возможные экстремальные условия ночлега для путешественника... Сезонная скидка на палатки обычно только раз в году - в середине осени. БрендыЗакономерно лучшее качество палаток предлагают наиболее популярные фирмы-изготовители Старого Света (CAMP, Ferrino, Robens, Salewa, Tatonka, VauDe...) и Нового Света (Canadian Camper, Black Diamond, Eureka!, Marmot, Mountain Hard Wear, MSR...). Отечественные производители (BASK, Nova Tour, Red Fox, "Снаряжение", "Сплав", ПИК-99...) по большому счету стараются конструктивно копировать импортные образцы, от щедрот своих давая им проходные, ничего не говорящие англоязычные наименования; зачастую имея материалы, сплавы, химические технологии защиты тента и дуг на порядок совершеннее и долговечнее зарубежных - например, Normal из СПб с традиционными показателями водяного столба и паропроницаемости в одинаковом значении - 6 000 мм, они по-советски топорно относятся к разработке мелких форм, фурнитуры и особенно внешнего вида. Поэтому, если при покупке, традиционно сэкономив на качестве, комфорте даже, казалось бы, на незначительных мелких деталях - анодировании палаточных дуг, металле люверсов, моделях молний, в самом скором времени при непростых ночевках "в полях" вы почувствуете разницу на себе, результате и качестве своего отдыха. Традиционно в лидерах либо старейшие многоопытные производители - CAMP, Ferrino, Eureka!, либо молодые волки - Salewa, Marmot, MSR, Hannah. Тем не менее новейшие разработки традиционно относятся прежде всего к экстремальной серии и облегченным палаткам с одним тентом, а также к купольным вариантам для альпинистов, тогда как для групповых велопоходов наиболее предпочтительны двухслойные высокие легкие полусферы. До недавнего времени цвет экстремальных палаток, созданных в первую очередь для альпинизма и мультиспорта, был только ярких расцветок. Что отталкивало многих потенциальных путешественников "по диким степям Забайкалья", не желающих подобным образом подчеркивать свой праздный статус в местности с живущим в нищете населением. Теперь проблема снята, и у популярных цитрусовых моделей Black Diamond, Marmot, High Peak, VauDe появились оливковые, серые, коричневые двойники-братья. Возможно, в начале своего пути в туризм камуфляж. Фирмы-производители со стажем все чаще в новинках предлагают нестандартные формы, и в первую очередь - в экстремальных сериях. В то же время со многих сайтов фирм удаляются данные на палатки, снятые с производства: тем самым для пользователя невозможен прямой архивный поиск и сравнение, что очевидный минус политике и рекламе производителей палаток и не только. Также непроста для поиска история палатки: например, приведенный здесь выше далеко не полный перечень аналогов или свободных копий Salewa Micra как яркого образца известного стандарта формы бабочки-полусферы - результат многократного повторения формы, которая, возможно, разработана и принадлежит вовсе не германской, а сейчас итальянской (?) компании Salewa, а, например, фирме Eureka! Рейтинг палаток(Велопоходы, 2003-2010, три сезона - с апреля по октябрь, совершенно субъективно.) Одноместные и легкие
Двухместные
На троих и трехместные
ВигвамВыпускается серийно (ИП в Рыбинске), и на самом деле это не вигвам - древесное сооружение на жердевом каркасе, а классическая конструкция Великих Равнин - типи: полотнище из шкур животных (здесь материал Оксфорд 240D), растянутое на конусообразном каркасе из жердей длиной до семи метров, уменьшенная в полтора-два раза от оригинала жилища племени сиу. Проходит испытания у А. Харлашина. Не традиционное для европейца походное сооружение, скорее применимо по назначению - для базового лагеря на 4-6 человек. Различаются зимний и летний варианты добавлением полога (аналог снежной юбки у палаток) к первому. Все остальное - ткань (всего лишь 1 500 мм вод. ст., не менее трех вариантов камуфляжной расцветки), размеры (диаметр 3.50 м, высота 2.75 м), вес (3.30 кг, полог 1.00 кг) - идентичны. Стоимость 3 600 и 4 000 руб. (с пологом). Отдельно приобретается гигантская, в размер вигвама, противомоскитная сетка (цвет оливковый). Для установки необходимо напилить девять - три несущих и шесть каркасных - прямых сухостойных жердей или нарубить столько же хлыстов диаметром верхушки не менее 3 см и длиной 4 м, возможно, понадобятся еще одна-две слеги для регулировки дымового клапана и "коновязи" для входа. Изначально предполагается, что вигвам предназначен для лесных стоянок, ибо современный ни пеший, ни конный турист не захочет таскать эту связку дреколья в безлесной местности или степи... Тем не менее вигвам имеет ряд преимуществ перед палаткой: минимальный групповой вес (на 6 чел.) на одного туриста летом - 0.55 кг, с пологом в комплекте - 0.72 кг; быстрая сборка и разборка (при наличии жердей на месте стоянки); возможность розжига костра, сушки одежды, приготовления пищи на открытом огне или углях; возможность установить походную печь; устроить баню; ходьба внутри в полный рост; хорошая аэродинамика и сопротивляемость ветру. А также и ряд недостатков: все вещи будут густо и надолго пропитаны запахом дыма; необходимо подбирать как можно более сухие дрова "нестреляющих" искрами пород деревьев - сосны, ольхи, дуба, бука, чтобы сохранить от прожигания горючие материалы снаряжения, а возможно, и ткани конструкции; периодически регулировать вытяжку дымохода снаружи вигвама.
Для велотуристов - это также перспективный базовый лагерь в противовес "радиалкам из Алушты"; пригодится для выезда на известную стоянку при неутешительном прогнозе погоды; хорош для освоения новых маршрутов в далекой лесной глухомани; для экстремальных зимних катальщиков. Дополнительное дно для палаткиВ непогоду его укладывают под пол снаружи или под тамбур, меньше или по контуру внешнего тента, чтобы избежать эффекта чайного блюдца. Для экстремального экспедиционного велопохода у дна слишком большой вес: 2 000х2 500 см - 800 г, 3 000х4 000 см - 1 800 г от Quechua, не легче и от Tatonka... Поэтому разумная замена дну - постеленный под палатку плотный двойной велочехол из водоотталкивающей ткани. ТентПолезен на привале, особенно для компании, как защита от солнца, дождя, насекомых. Условный вес с растяжками и колышками, в упаковке - 1 000 г. Летом заменит палатку. Подбирается из разных вариантов рассадки туристов: размеры 3х2, 3х3, 4х3, 4х4, 5х4, 6х4, 6х6 м и т. д. Каждая вторая "палаточная" фирма выпускает тенты: качество Tatonka, неприхоливость Quechua, дешево и сердито от Normal... Далеко не всегда тент привычной прямоугольной формы: например, серый ромбообразный тент от Honnah напоминает распластавшуюся в полете летучую мышь... Входящие в комплект тента стойки из алюминия тяжелы, и поэтому редко берутся в велопоездку. Бивачный мешок, или бивуакзакЛегок, компактен, может иметь различные утепляющие или изолирующие свойства, или набор таких свойств, прообраз дома над головой. Летом с надетым накомарником заменяет палатку. <- Marmot Alpinist Bivy (425 г). Выбор одно- и двухспальных мешков от Salewa: Beaver I (440), II (620), Bivibag Storm II (720 г); разнообразие модификаций от Quechua, BASK... СпальникУниверсальных спальников не существует! На лето для велотуризма необходим как можно более легкий и компактный спальник на температуру ночи 12-17 *C, в качественном компрессионном мешке с системой утяжек, что позволяет поехать в поход с ночевкой на легком велосипеде без багажника всего лишь с заплечным рюкзаком. Утеплитель - синтетический, вес брутто спальника - 500-650 г. Один из легчайших летних (кокон) - 500-граммовый Deuter Dream Lite 500/Dream Lite L (650 г). Также удобен вариант одеяла - расстегивающийся по двум сторонам тонкий утепленный крой, например, от Salewa - Sigma Micro 650 Quattro (650 г). На межсезонье желателен спальник для температур 5-12 *C, также с синтетическим утеплителем, который намного проще в уходе, чем пуховый, и на порядок дешевле, например, The North Face Wasath reg LH/10 (1 150 г/ +5 *C). Для ночных температур, стремящихся к нулю, или как "теплый" зимний - до -10 *C, подойдет пуховый. Вес таких спальников для велотуризма не должен превышать 1 000-1 200 г, и по возможности быть также небольшого объема. Deuter - Atmosphere 350 (15х32 см, 880 г)/350 L (16х35 см, 1 010 г) на температуру комфорта -2 *C; Salewa - Diadem Flex Ultra (16х35 см, 800 г) на -1 *C. ВкладышНаилучший вариант сна - во вкладыше на голое тело! Это та же простыня - шелковая, льняная, хлопковая или флисовая, от Salewa: Silk Sleeping bag (120 г), Microfibre Liner (190), Cotton Liner (450-460), Fleece Blanket (800); Deuter - Second Skin (300 г); Halti - Silk Liner; Quechua (шелковая, льняная); наконец, 11 (!) моделей вкладышей от Ferrino; легко стирается. Благодаря ей, спальник остается чистым, достигается утепление спальника на 3-5 *С, в жаркую ночь на этот саван достаточно накинуть расстегнутый спальник сверху. В межсезонье и зимой разумнее использовать плотный хлопковый. И бивачный мешок, и спальник, и вкладыш - как капустные листья к корню - подбираются исходя из роста туриста: к значению роста прибавляется 15-20 см! Высоким туристам необходим размер L или XL (у разных производителей по-своему), обычно это 215-225 см в длину, для великанов есть размер на 240 см; конечно, все это увеличивает вес стандартного образца... КоврикСтандарт длины - 185 см, ширина до 70, а иногда и до 100 см ("Снаряжение"). Обычный двухцветный нетолстый коврик незаменим на межсезонье без ночных заморозков; удобнее пристегивать его вертикально сбоку заплечного рюкзака и к задней плоскости велоштанов поперек, в полиэстровом мешке, например, от Tribord, Tatonka: Stuffsack Isomatte L/XL, чтобы не запачкать. Летом, когда прогрета почва, гораздо удобнее тонкий, с фольгированной стороной тонкий коврик-скатка, он легко помещается в любой рюкзак свыше 20 л. Также применим летом коврик для пикника с искусственным ворсовым начесом а-ля шотландский плед, который выигрышно смотрится и удобен и на траве, и в палатке. При минусовых температурах ночью, в экспедиции необходим и более функционален сопоставимый по весу со стандартным, но втрое меньший по объему вариант самонадувающегося коврика с клапаном, например, от Quechua - трех- и всесезонный. Также на холодное время года существует выбор плотных ковриков стандартного типа: скатка и гармошка. ПодушкаНежелательно чем-либо заменять подушку в многодневном походе: этот небольшой предмет снаряжения вполне оправдывает свой небольшой вес и объем в рюкзаке. Наиболее компактна и удобна прямоугольная самонадувающаяся подушка, для нее желательно иметь наволочку, или постилать на нее полотенце. Набивная подушка убирается в компрессионный мешок. Оба варианта - от Quechua. Коврик-сиденьеЛучший вариант - легчайший, с одной фольгированной стороной - от Tatonka: Alu-Sitzkissen (30 г), а также более прочный - от Salewa: Seat Cushion (95 г). Незаслуженно пренебрегаемый многими туристами универсальный предмет для похода: на нем можно посидеть, вынув в любой момент буквально из кармана; перейдя реку вброд и встав на него мокрыми ногами, можно спокойно надеть носки на чистые ноги; его можно постелить на пол переполненной электрички и комфортно проехать до нужной станции... Обычный пример коврика - из толстого вспененного материала, или обшитого тканью, с эластичным ремнем на замке. УпаковкаОдна из лучших в продаже - от Deuter, Tatonka, а также выбор французских марок от Decathlon - Quechua, Tribord, Artengo и других. Специализированные дышашие сетчатые и, наоборот, влагозащитные наборы; оригинальные штучные жесткие, полужесткие, мягкие, из неопрена упаковочные аксессуары для крупных и мелких вещей и предметов, разновысокие профилированные сумки для обуви... Вес снаряжения*Данные производителя, указанные на сайте, приводимые в печатных каталогах, указанные на ярлыках и самих предметах, не всегда соответствуют действительности. Особенно неточны показатели веса у палаток, когда выбрасывается "лишний" вес - чехол, растяжки и колышки; у спальников - тот же чехол (компрессионный мешок), или когда в удлиненном размере L/XL проставлен вес стандартного изделия, а также неверно рассчитан вес утеплителя на большую длину; в рюкзаках - как издержки стандартизации нескольких размеров в одной модели. Для борьбы с лишним, а также неточным весом пригодятся карманные электронные весы, например, от RST - в данном случае не "вилочной" марки, а шведского производителя электронных приборов. С максимальным весом в 10 000 г и погрешностью в 5 г вы должны справиться с задачей минимизации как частного, так и общего веса выбранных предметов. Во многих спортивных и туристических магазинах, перечисленных ниже, в торговом зале находятся электронные весы, где вы самостоятельно можете взвесить любой предмет, будь то велотуфли или палатка. Можно взять на вооружение метод альпинистов перед восхождением, когда при укладке снаряжения на каждом предмете нанесен его точный вес, который затем суммируется и регулируется и самим участником, и предводителем группы. Еще раз о важном: лишние предметы, вещи, лишний, дополнительный вес и груз нужно оставить дома! -------- * Указан везде в материале по данным каталогов производителей. ОсвещениеДля велоспорта, исключая мультиспортивные соревнования, фонари не нужны. И в целом чистые спортсмены в любых видах спорта болезненно переносят старты в вечернее или темное время суток, пускай даже под мощным светом прожекторов. Для гонщика, следящего за весом в том числе и велосипеда, есть свои модели, например, Blin:k - спрятанная в торцевую выемку седла шайба-мигалка на клипсовом замке от Fi'zi:k. Для велотуриста с заходом солнца в городе или на проезжей части дороги для безопасной езды обязателен белый свет впереди и красный сзади. Катафоты - городской атрибут велосипеда, который со всех сторон окружен машинами, и блики на катафотах от света автомобильных фар дают велосипедисту дополнительную защиту; за городом, при быстрой езде, езде по грязи, высокой траве, в лесу любые лишние пластиковые и не только предметы "городской" навески (катафоты, защита кассеты, рокринг, подножка...) не нужны и небезопасны для спиц и трансмиссии. Самый простой вариант - миниатюрные габаритные фонарики (не катафоты!) на руль (белый) и подседельный штырь (красный) на пластиковых хомутах при универсальной регулировке или утяжке винтами: Cat Eye, Shimano, BBB, Knog, Sigma, Trelock... Вариант крепления габаритных огней на велошлеме - впереди и сзади - менее безопасен, так как на высоте под два метра он дезориентирует и водителей, и даже пешеходов, незирая на светоотражающие элементы на одежде и рюкзаке велосипедиста. Чтобы проехать по темноте, нужна велофара с направленным светом, еще лучше - с изменяемой фокусировкой и мощностью светового пучка, широкий выбор от тех же производителей. Популярны фирменные велонаборы: велофара и красный фонарь; пусть такая фара светит скромно, однако может заменить белый свет переднего габарита и послужить хотя бы для вашего обозначения на проезжей части. Однако даже наибольшая мощность такого освещения невелика и позволит безопасно ехать со скоростью не более 20-25 км/ч. Как альтернатива велофаре или параллельное ей освещение в пути - налобный фонарь, надетый поверх велошлема. Преимущество налобного освещения на велосипеде в его мобильности: можно повернуть голову куда необходимо и попытаться рассмотреть замеченное чудо на полном ходу. На велошлем легко надеваются и хорошо сидят стандартные туристские налобные фонари от Petzl, Princeton, Black Diamond... Неудобство - в ощутимой массе фонаря на лбу после 40-50 км пути в случае, например, модели Tikka XP от Petzl, когда достаточно яркий свет в 40 люмен нагружен 95 граммами веса фонаря. Более удобна модель Myo XP/RXP той же марки на 50 люмен, когда основная тяжесть - блок питания с тремя батареями AAA - вынесен на затылок, и не присоединен из-за велошлема теменной ремень. "Велосипедные" налобные фонари от Cat Eye - Tora и Neko - специально сделаны в таком исполнении, однако вживую на головах велосипедистов автор их не встречал. Любители ездить нон-стоп и заложники короткого светового дня в большинстве случаев используют легкие невелосипедные мощные фонари, чаще устанавливаемые на руль, чем крепимые на велошлем. Фирменный фонарь-новинка из этого разряда, налобного типа - Petzl Ultra (345 г - общий вес/200 г - вес на голове)/Ultra Belt (495/230 г) (несъемный (?) теменной ремень) мощностью 350 люмен (в семь раз ярче привычного Tikka XP). Распространены "нефирменные" и налобные, и стационарные - с самодельными креплениями и на руль, и на велошлем фонари, чего стоит одно название такой "модели" - "Народная фара" (китайский производитель UltraFire - дешево и сердито: "тактический" фонарь-свечка в 1 500-2 000 руб. с доставкой, 900 люмен при 113 г веса). Мощные велосипедные фонари, например, от Cat Eye, - весьма тяжелые и габаритные: Triple Shot Pro (263 г), Triple Shot (477 г), и редко встречаются у велосипедистов в поле. Модели от Light & Motion, при заметном обновлением продукции, так же и нелегки, и недешевы (все приводимые модели - с креплением на руль): Stella 400D (два фонаря в комплекте; 400 люмен; 313 г; $299), Seca 700 (700 люмен; 341 г; $499) и 1400 (1 400 люмен; 500 г; $699). НавигаторПо вполне объективным соображениям в велоспорте и велотуризме широко используются модели фирмы Garmin - мирового лидера в области спутниковой навигации и спонсора известнейшей шоссейной команды Pro Tour, а также многих мультиспортивных соревнований. Не нужен на гонках кросс-кантри, особенно в виде XCO с разметкой кругов, однако пригодится для просмотрового круга или тренировки по гоночной трассе, даже несмотря на, казалось бы, заранее приведенные данные трассы организаторами. Желателен, возможно, в наручном беговом варианте, на кросскантрийных марафонах, особенно на многоэтапных многодневных, хотя бы один на команду из двух участников, когда одна-единственная сбивка с маршрута чревата непопаданием на подиум даже не на этапе, а в общем зачете. В велотуризме хорош на все случаи жизни, от навигации в лесном массиве и до вечерних гуляний по курортному городу. Выбор лучших моделей до этого сезона сводился к пяти сериям: 60-й, 76-й, Colorado, Dakota, Oregon, однако, начиная с весны прошлого года, постепенно, и базовая 60-я модель, и вся 76-я линейка, и семейство Colorado из четырех модификаций были сняты с производства и отправлены в "архивные модели", хотя и до сих пор находятся у нас в продаже. Примечательно, что для велосипеда (как и для других видов спорта и туризма) у компании разработана специальная серия Edge, насчитывающая на сегодня восемь (!) моделей, и тем не менее в силу явного перевеса туристского мышления над спортивным их чрезвычайно редко можно увидеть в поле. Бестселлер в велотуризме за последние восемь лет - модификация 60 CSx; сейчас обретает популярность модель Dakota 20; из новинок компании - модель Oregon 550 со встроенной фотокамерой. К купленному в рознице или заказанному в интернет-магазине навигатору дополнительно приобретаются электронные генштабовские карты (trefa), а также крепление на руль велосипеда (идет в комплекте в серии Edge) и специальный защитный чехол. В велопоходах, особенно в многодневных, предводителю желательно иметь навигатор и заранее закачанную качественную электронную карту района маршрута, а также, по возможности, подборку треков ранее путешествовавших здесь велотуристов. ВелокомпьютерОтносительно недавний велосипедный "работник". Разделяются на проводные и беспроводные. Неинтересны женщинам, велосипедным волкам-одиночкам, ориентировщикам с навигатором: традиционно данные компьютера дублируются GPS-навигатором при таком же традиционном их расхождении на незначительный процент погрешности. Для спорта и особенно для шоссейных моделей в гораздо большей степени применяются беспроводные и крепятся на вынос руля для лучшей аэродинамики; в велотуризме, наоборот - проводные модели устанавливают на правую или левую сторону руля, а вынос остается свободным - для хвата велосипеда во время пешего прохода. Наиболее растиражированные модели - от BBB, Cat Eye, Sigma, Trelock, Vetta... Для обычного катания подойдет любая начальная модель с минимальными пятью функциями, главные из которых - текущая скорость и общий километраж. С убъективно лучшая модель для велотуризма, недорогая, с упрочненным толстым проводом, с дополнительной пластиковой оплеткой, с функцией двух дистанций, с креплением корпуса в горизонтальных выдвижных салазках при усилии до четкого клика - Cat Eye Enduro 8. Причем характерная черта всех моделей этой японской фирмы, в отличие от конкурентов, - дробные показатели спидометра в десятых долях: например, на скорости 20 км/ч замер ведется от 20.0 до 20.9 через 20.1...2...3...4.., что очень удобно для ее контроля по сравнению с грубыми значениями 20.0-20.5-21.0, тем более 20-21-22 км/ч. Ненадежны в условиях велопохода модели средней ценовой категории от Sigma, например, квадратные по форме, с креплением вполоборота по окружности - при касательном ударе даже кистью руки, а также задетые ветками они могут легко и незаметно для велосипедиста быть выбиты из гнезда; также весьма непрочен тонкий провод многих моделей многих марок. В то же время существуют ремонтные наборы и комплекты запчастей к различным моделям и маркам, хотя их выбор несравнимо уже по сравнению с выбором моделей велокомпьютера..; многие модели взаимозаменяемы с гнездами других внутри одной марки или одного технического уровня исполнения. Компьютер устанавливается по таблице производителя мастером или самим велосипедистом, исходя из данных окружности колеса, ширины и высоты конкретной модели покрышки, и, возможно, на данном конкретном (ширина и высота) ободе. Причиной затяжных споров в конце гонок и на всем протяжении велопоходов о расхождении значений километража у участников, возможно, является многократная замена покрышек или колес в сборе без соответствующей переустановки значений компьютера.Материал отражает точку зрения автора.Copyright 2011 Огнев Андрей
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы.
Пишите по E-Mail.
WEB-дизайн:
М.Куркин,
Л.Ливеровский,
WEB-программирование:
Д.Глотов,
В.Денега,
П. Рузин,
Е.Шехова,
Логотип: А. Антонов.
Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора.
Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна. |