Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
Матчасть: Лом салон | Матчасть->велотехника: Культовые велотемы | Велосипедное колесо. Джобст Брандт | Профессиональное руководство по сборке колес. Роджер Массон | Справочник Сазерленда по велосипедной механике | КАРАВАН-велосипед | Велоцепь и уход за цепью (от КАРАВАНА) | Все о седлах | Калькуляторы расчета длины спиц | Каталог технических статей | Тихая светодиодная революция | Путь к девятой звезде Shimano | Статьи Шелдона Брауна: Каталог статей Шелдона Брауна | Памяти Шелдона Брауна | Велоцепь и уход за цепью. | Сборка велоколес | Седла | Кожаные седла | Размеры покрышек | 26-ти дюймовые покрышки | Самопроизвольное переключение | Прокладка тросиков | Настройка переключателей | Передний переключатель | Боль при езде | Привставание при педалировании | Старт и стоп | Торможение и повороты | Как переключаться? | Переставлять ли задние покрышки вперед | Сайт Шелдона Брауна | Матчасть->снаряжение: Каталог статей о снаряжении | Пилить и никаких гвоздей (Обувь для прогулок-пропиловок) | Снаряжение для вело походов | Велоэкипировка | Снаряжение для лыжных ПВД | Питание в походе | Выбор долговечной палатки | Туристский коврик | Фото в зимнем походе | ВЕЛОЭКИПИРОВКА для спортсмена и туристаОдежда и аксессуары для велоспорта и велосипедных походов "КАРАВАНа"Огнев Андрей aka Рукль/Аукль.Содержание
ВелоэкипировкаЕсли вас увлекло катание на велосипеде, то рано или поздно придется пойти в магазин за велоформой, возможно - заказать форму клуба или любимой команды. Одно дело - покататься по городу или на даче, совсем другое - отправиться в караванский велопоход на ну никак не менее 50 км в день. Одновременно необходимо и удобство, и комфорт, и красивый внешний вид. Экипировка для велосипеда должна быть специализированной! Чем долее вы держитесь в седле, тем яснее понимаете это и чувствуете на своей шкуре. Здесь нельзя, как, например, в лыжном походе, скомпилировать на себе разнообразные предметы одежды из сходных видов спорта. (Более того, некоторые производители спортивной одежды специально указывают, например, на ярлыке на облегающих брюках для легкой атлетики, что изделие не предназначено для занятия велосипедом! - Невелосипедный покрой, иное расположение швов, не предназначенный к регулярному истиранию материал и проч.) Велоспорт, да и велотуризм специфичны в том, что, сидя в седле неподвижно, а тем более танцуя на педалях, вы вырабатываете нешуточную энергию самого быстрого мускульного движения человека с помощью механического средства; положение седока требует бесшовного уплотнителя и одновременно вентилятора - памперса; одежда должна дышать, отводить влагу, защищать от ветра, солнца, осадков, облегать особым кроем и с разной степенью свободы тело - никакая другая с этим не справится! В то же время нужно представлять сферу применения различных вариантов велоформы: на гонке, тренировке или быстрой покатушке паруса свободной куртки и пузыри широких раструбами шорт испортят удовольствие и значение скорости, и, значит, нужно быть в облегающем комплекте из лайкры - и для шоссе, и для кросс-кантри; зато гораздо комфортнее и практичнее отправиться в туристский поход именно в велошортах и прочных велоботинках, более приспособленных для пешего строя, чем спортивные велотуфли на скользкой карбоновой подошве, ступая по гатям, обходя болота и бурелом; и, прогуливаясь в исторических местах славного города Урюпинска, не будет повода душевно страдать от чрезмерного внимания окружающих обывателей к индивидууму в облипку сидящей красивой и столь же нелепой в провинциальном антураже гоночной формы от Biemme. Сплошь и рядом встречаются примеры моветона, когда велотуристы в велотрусах без маек, или со спущенными бретелями, или в майках и без трусов, или без маек и трусов вовсе, а только в исподнем памперсе, зато с велосипедом (!) в поводу как ни в чем не бывало разгуливают в людных общественных местах, не уважая тем самым ни себя, ни окружающих. Открытые напоказ - неважно, на голое тело или на термосвитер а-ля сарафан - бретели велорейтуз, так же, как и подтяжки на гражданских брюках, - очередной такой неверный образчик. Для женщин столь же неуважительно по отношению к обществу находиться в какой бы то ни было компании и ехать на велосипеде в подвернутых кверху велотрусах, а также в раздельном купальнике - это не велосипедная, а пляжная одежда! Редкая, к сожалению, среди караванщиц верная ей замена - спортивный топ и короткие велотрусы. В целом велоодежда тем интереснее, чем она ярче - это не только позитивный настрой, но и заметность на дороге. В жару надевайте как можно больше светлых тонов - темные цвета притягивают солнечные лучи, и перегрев темного велосипедиста над светлым заметно ощутим: первый может получить тепловой удар. Если у вас только один велосипед, разнообразьте свое хобби в велоформе, например, веселыми веломайками, велотрусами, велоперчатками - скелета, пирата, человека-паука... ВерхВеломайкаСпортивный стандарт - майка с коротким рукавом, воротником-стойкой, молнией до середины груди либо сквозной, с тремя открытыми карманами на спине. Для велотуризма возможны варианты с отложным воротником, пришедшим от рубашки поло, комбинацией врезных карманов на спине на молнии, с обрезным рукавом по образцу жилета на жаркую погоду.Длинная веломайкаПринципиально отличается только длиной рукава. (Интересный вариант - полудлинный рукав до локтя, чтобы не мерзло предплечье и в то же время дышала кожа рук от кисти до локтевого сустава, когда в такой майке - как он ее составил, из двух маек? - ехал в отрыве на финиш на третьей неделе Tour de France 2010 Александр Колобнев из "Катюши". Для катания в прохладную погоду может быть любопытен такой комплект: подобная майка с полудлинным рукавом и велотрусы, закрывающие колени, - согреты и защищены от ветра чувствительные к холоду участки предплечья и коленей.) Характерный крой запястья длинной велоодежды, от веломайки с длинным рукавом и до велокуртки на холодную погоду - вшитая узкая нетугая резинка по краю рукава. ВелотермобельеПод майку, тем более - длинную веломайку (а также велорейтузы) - намного чаще профессионалы, чем любители, - надевают велотермобелье - плотно прилегающую к телу обычно светлую невесомую сетчатую рубашку (и брюки), чтобы дольше сохранить свежесть верха. Веломайка джерсиРубашка свободного покроя с треугольным вырезом без воротника, и с коротким, и с длинным рукавом - с облегающей трикотажной манжетой на запястье - атрибут BMX, 4X, DH, FR и иже с ними. Хорошо сочетается с велошортами в велопоходах и поезках в лесу и по сложному рельефу в экстремальном стиле, так как сконструирована на пододевание элементов защиты. При быстрой езде на открытой местности парусит, и задувается ветром горло. Велосипедный жилетПосле веломайки с обрезным рукавом - самая легкая принадлежность верхней части гардероба. Почти всегда имеет сбоку и на спине сетчатые панели; карманы на спине. Спасает при резких перепадах температур и ветре на спусках, особенно летом в горах: если в долине 25-30 *C, то на перевале может быть 10-15 *C. Велосипедная кофта (свитер)Часто с квадратным плетением волокон - предмет утепления на прохладную погоду. Надевается на длинную веломайку, термосвитер. Велосипедная ветровкаС ветро- и влагозащитными свойствами - надевается на все вышеперечисленные предметы одежды в зависимости от изменения погоды и выпадения осадков. ВелокурткаДля холодной погоды, стремящейся к нулю. Надевается как третий-четвертый слой одежды. При быстрой езде, особенно в велотуризме с рюкзаком за спиной, желательно ее заранее снять. УтеплителиВключают три разновидности: рукава для рук (от бицепса до запястья), короткие утеплители для коленей (от середины бедра до середины голени) и длинные "ногова" (от бедра до щиколотки) для ног. Представляют собой растягиваемые чулки специального покроя для надевания с короткой велоформой. Бывают как легкими из лайкры, так и утепленными с начесом. Подбираются по размеру окружности мышц предплечья и бедра. В древности пристегивались пуговицами. Сейчас, даже несмотря на поддержку силиконовой ленты, съезжают вниз из-за неверно подобранного размера. Парный предмет экипировки. В целом верх велоодежды, надеваемой по принципу капусты один на другой, должен иметь повторяемый покрой: облегающий крой, воротник-стойка на молнии, удлиненная спина, укороченная передняя панель, крой манжеты, все вещи - одного и того же размера, роста, возможно - одного производителя, плотно обнимающие фигуру. НизПринципиальное отличие велотрусов и велошорт - и в терминах, и по существу: в облегающем крое первых и свободном - вторых, что выражено в составе материала: от тонкошерстяных без памперса гоночных велотрусов из прошлого до лайкровых дня сегодняшнего; от комбинированного со специальными вставками и отстегивающимся памперсом или без такового фрирайдного/эндуро варианта шорт или прогулочной модели из чистого хлопка со вшивным памперсом. ВелотрусыКлассические спортивные велотрусы - закрывают четырехглавую мышцу бедра, на лямках через плечо, со вшитым несъемным памперсом. Наилучший вариант - сетчатые, дырчатые бретели, двойной памперс, силиконовая противоскользящая лента по внутреннему краю трусов. Надеваются исключительно на голое тело! Производные от классики и доклассические: на поясной резинке с отсутствием бретелей; с удлиненным покроем 3/4, закрывающим колени; велотрусы короткие женские; велотрусы разной длины без памперса и т. д. Материал - лайкра в разном сочетании и процентном отношении с полиэстром, полиамидом и т. д. Часто, в зависимости от фирмы и страны изготовления, названа производителем по-другому, однако суть материала - дышащего, отлично тянущегося в разных направлениях и сохраняющего свою первоначальную форму - при этом не меняется. ПамперсКлассический велосипедный памперс вшит в велотрусы, имеет мужскую и женскую разновидности. Одинарный, двойной, тройной; при проблемах натирания тела при езде - совет тщательно подбирать при покупке, тем более что вернуть этот неподошедший по разным причинам товар в магазин вы уже не сможете, так как категория нижнего белья обмену и возврату не подлежит. После продолжительной, а тем более дневной поездки на велосипеде предполагается стирка велотрусов. Также памперсы существуют отдельно: в виде трусов, пододеваемых под велошорты, и - реже - под велотрусы; и пристегиваемые памперсы в виде несамостоятельного элемента - так же чаще всего велошорт. Стираются не сложнее носового платка. ВелорейтузыОблегающие спортивные брюки на прохладную и утепленные - на холодную погоду, с памперсом и без; вверху - бретели, внизу - бретели либо утягивающая молния. По консервативной традиции большинство рейтуз черного цвета. Цветные рейтузы как правило из командной велоформы. ВелошортыВ разной степени плотно облегающие фигуру, со вшитым или пододеваемым памперсом, причем оба варианта памперса под тканью велошорт, в отличие от велотрусов, незаметны внешне; имеют специальный крой, артикулированные колени, шлевки под ремень или ремень, уже встроченный в пояс, благодаря чему удобны для езды на велосипеде в городе, для велотуризма и путешествий. Короткие, до колен, ниже колен, с фиксируемой утяжкой по нижнему краю, со множеством всевозможных карманов, из различных материалов, в том числе из чистого натурального хлопка. Велошорты, как и шорты обычные, можно разделить по покрою: бермуды - до колен; бриджи - закрывающие колени; капри, или брюки 3/4 - закрывающие до половины голень. В велотуризме - на открытом пространстве, при жаркой погоде удобны первые; в лесу, в горах - последние. ВелобрюкиТак же разной степени облегания по фигуре, с ветроводозащитой, из хлопка, смесовых тканей, мембранных непромокаемых материалов - когда бывает достаточно смыть с них грязь всего лишь пригоршней воды из лужи, на лямках, с артикулированными коленями, с регулировками внизу репейником, молниями, при помощи пластиковой фурнитуры - и спортивные, и для велотуризма. Водозащитые брюкиОчень легкие и малообъемные брюки (в свернутом состоянии помещаются в карман куртки) на дождливую погоду, выдерживают малый-средний водяной столб от 3 000 до 10 000 мм. При наличии мембраны и, соответственно, заложенной паропроницаемости, при температуре ниже 12 *C могут служить для повседневного катания по грязным местам. (Для велотуристов в последнем случае это наиболее предпочтительный вариант: замыть грязь при необязательной потом стирке гораздо проще, чем дождаться, когда высохнут грязные спортивные рейтузы, и только потом сухой щеткой их очистить.) Головные уборыБанданаОсобой для велосипедиста формы с двумя острыми концами-завязками, с закрывающей темя от попутного ветра панелью; в зависимости от погодных условий, из тонкого, плотного, согревающего материала - на теплую, прохладную и холодную погоду соответственно. Незаменима для велотуриста на привале, при езде в лесу для байкера как защита от насекомых, в том числе под велошлемом. ВелокепкаОкруглый головной убор с характерным полукруглым прямым козырьком. Шоссейный и теперь все более архаичный атрибут - даже элита Pro Tour, сойдя с седла, неизменно меняет шлем на бейсболку; может быть надета под шоссейный велошлем, при этом служа заменой козырьку шлема. ВелошапочкаПохожей формы с козырьком, отложным воротником для защиты ушей и шеи; из мембранных материалов; то же предназначение, что и для кепки, но на прохладную и холодную погоду. Также недавно вошедшая в обиход универсальная шапка-балаклава, или мультибандана, когда верхний раструб при надевании на голову утягивается шнуром с фиксатором. Выпускается вело- и беголыжными производителями экипировки и предназначена для тренировок, разминки, для туризма. Велобалаклава, подшлемникЧаще из мембранных материалов, облегающий головной убор без козырька. Широкий вырез, открывающий подбородок; надевается под шапку или шлем. ВелошлемШоссейный, кросскантрийный, эндуро, комбинированный, исходя из параметров для этих видов. Шоссейному шлему не нужен козырек: даже опустив голову, вам необходимо четко видеть дорогу; зато кросскантрийный с козырьком защитит и от слепящего света фар, и от яркого солнца, и от нависающих веток в лесу - самый большой выбор в магазине; специализированный горный кросскантрийный/эндуро имеет дополнительную защитную панель на затылочной части. Дискуссия надевать-не надевать шлем неуместна. На каждом соревновании все надевают шлем в обязательном порядке. В обычном велопоходе и даже в городе он может спасти жизнь. Подобрать шлем непросто, стоит примерить десяток-другой образцов, главное - чтобы он сидел как влитой. Из обычно двух-трех переходных размеров выбирайте свой и только потом регулируйте размер тем или иным устройством на конкретной модели. Эволюция шлемов стремительна, и ни в чем так не заметна архаика экипировки велосипедиста, как в его модели шлема, поэтому желательно покупать последние выпущенные модификации наиболее известных фирм: Bell, Casco, Giro, MET, Rudy Project, Cratoni... Цвет шлема сочетается с основными цветами велоформы и затем - с цветом велосипеда. ПерчаткиСамые разные: шоссейные - невесомые из лайкры, кросскантрийные - c сеткой и махрой, гелевыми вставками для амортизации на внутренней стороне ладони, защитными элементами на внешней стороне ладони уже для эндуро; а также часто с комбинированными и полностью закрытыми пальцами во избежание травм; специальные дождевые из толстого согревающего неопрена; осенние, зимние - для теплой погоды, лобстеры - для холодной... Закрытые перчатки - от летних до зимних - хороши в лесу; с защитными элементами - в каменном море в горах, на шоссе и открытых пространствах - как можно более легкие, открытые, вентилируемые; для гонок - плотно сидящие на кисти руки, с максимальным прилеганием к грипсам. Перчатки принимают на себя значительные нагрузки, быстро пачкаются, когда в них чинят или чистят велосипед, как в лаборатории показывают соляной осадок байкера после катания - стирайте их почаще, пусть они будут рваными, но чистыми! Различные модели от Shimano, Trek, Roeckl, Wilier, BBB; редкая третьеразрядная фирма откажет себе в производстве этого велоаксессуара... НоскиДля велосипеда важны специализированные носки: разной высоты в зависимости от вида и погоды, со средней жесткости резинкой. На жаркую и теплую погоду - с низкой резинкой до подъема или чуть выше щиколотки - для кросс-кантри; для шоссе летом, а также на прохладную и холодную погоду под рейтузы - средней длины, чтобы в верхнем положении на педали не оголялась нога из-под рейтуз; высокие, иногда гольфы до колен - носки неизменно шоссейные, в том числе для раздельного старта. Материалы комбинированные, вязка разной плотности в определенных местах; тонкие, для всех видов - гоночные; толще, махровые - для тренировок и велотуризма, с учетом пеших участков. Часто имеют разделение на правый и левый носок. Интересные практичные модели от Shimano, Accapi, Wilier... Многие велотуристы готовы защитить себя велоэкипировкой на все случаи жизни, и особенно важно для них иметь сухие... носки. Чему готова помочь английская фирма All Sealskinz (Sealskinz.co.uk), предлагающая непромокаемые носки, шапки, перчатки. Как это обычно бывает с мембранными тканями, для гонки это чревато "баней", ну а для туризма такой комфорт сухости в непогоду приятен. Велотуфли надевают на одну пару носков, впрочем, как и тяжелые утепленные экспедиционные велоботинки. Как исключение, в триатлоне могут надеваться специализированные велотуфли без носков после первого этапа вида - плавания. Дополнение к разделу носкиКазалось бы, это незначительная деталь гардероба велосипедиста, на которую до последнего [сантима] не хотят тратить деньги даже гонщики-любители, выступающие на соревнованиях... Банально, но факт: все предметы одежды должны быть специализированными велосипедными, с возможными отличиями по видам катания: для шоссе, байка, велотуризма, что гораздо доходчивее познается на практике, чем при чтении этой теории. Для шоссе и тонких жестких велотуфель с пластиковым замком на твердой подошве и отсюда невозможностью нормально ходить, предназначены тонкие носки со специально заложенными функциями сочетания с внутренником обуви, минимизации натираний, влагоотводу.., благодаря строению и плетению волокон, комбинации нитей разных материалов..; носки предназначены исключительно для езды - и быстрой езды! Высота резинки чуть выше щиколотки разнится во многих моделях и у разных производителей незначительно: это та высота, при которой средней крепости (по сравнению со специализированными носками для разных видов спорта) велосипедная резинка носков не так сдавливает кровесносные сосуды, и катание может быть длительным. Более высокие носки, до высоты 1/3 голени снизу, используют в велогонках на шоссе гораздо реже, однако они входят в командную велоформу многих коллективов Pro Tour, на гонках порой заметен контраст высоких/низких моделей у разных команд. Высокие носки до икр, а также гольфы надевают обычно на раздельный старт и гонки на треке, в какой-то степени гольфы заменяют короткие компрессионные чулки. Гоночные носки для маунтинбайка сходны с гоночными для шоссе, они тонкие, но, по сравнению с последними, должны отличаться гораздо более высокими износостойкими качествами материала; при этом носки всегда должны соответствовать уровню и назначению велотуфель: тонкие гоночные носки вы наверняка протрете до дыр в свободных велотуристских ботинках, при этом ноги будут наверняка в них болтаться, и мозоли не исключены... Если на гонке предусмотрены или возможны в силу непогоды или сложности трассы пешие/беговые участки, нужны носки на порядок прочнее, возможно, плотнее - с махровыми или специального плетения вставками на пальцах, подошве, пятках: более грубые марафонские модели гоночных велотуфель и подобные упрочненные носки составят подобающий уровню и формату гонок комплект. На приключенческие гонки с заведомыми пешими участками, особенно по камням, лучше подбирать обувь только на репейнике, без замков и гребенок, а то и радикальный туристский вариант на шнурках и фиксирующем репейнике, возможно, с замком BOA и аналогами, с резиновой или нежесткой пластиковой подошвой. В этом случае носки должны быть максимально плотными, достаточно грубыми, плотной вязки - с невозможностью такого трения о растительность и камни, чтобы выдернуть и распушить нити. При трудностях с выбором подходящих веломоделей можно взять короткие высококачественные мультиспортивные или для горного треккинга. Для экспедиционного велотуризма и ботинок на подошве Vibram и аналогичных можно использовать разнообразные мультиспортивные и высокачественные треккинговые модели, для коротких велопоходов - обычные треккинговые модели и даже модели для фитнеса; все - самой разной длины. В разные по продолжительности велопоходы женщины надевают высокие цветные или пестрые гетры - оригинальный невелосипедный способ утепления, не прибегая к традиционным ноговам. Решительно не рекомендуются для всех видов катания на велосипеде носки для бега: у них жесткая резинка на высоте 1/3 снизу голени, которая излишне пережимает сосуды без нужной на то необходимости и нарушает работу кровообращения, ведь ноги велосипедиста не испытывают ударных толчков о поверхность, как при беге. В жаркую погоду востребованы короткие велоноски для разных видов велоспорта ниже щиколотки, но выходящие из-под велотуфель. В классическом триатлоне, с учетом надевания велотуфель на сырые после плавательного этапа ноги и чтобы сэкономить время, особая облегающая конструкция велотуфель позволяет исключить надевание носков, и олимпийская дистанция велоэтапа небольшая - 40 км; в классическом велоспорте, в основном на шоссе, некоторые спортсмены, и больше женщины, не надевают носки, однако это индивидуальное решение и совсем не пример для большинства, даже если велотуфли пошиты на заказ. В холодное время года утепленные велоноски длиннее, их надевают под велорейтузы, и они должны с напуском закрывать голень между бортиком велотуфель и краем велорейтуз, чтобы при вращении педалей не оголялась нога. Обычные велоноски для шоссе и горного велосипеда стоят у нас примерно от 140 до 400-700 руб. Хотите сэкономить - в "Декатлоне" часты распродажи вполне достойных для любителя моделей до 100 руб. за пару, в том числе и утепленных на холодную погоду. И тем не менее носки - обычный расходный предмет велоэкипировки, даже в велопоходе весьма нелепо сушить носки у костра, а лучше взять одну-две пары в рюкзаке про запас. Также, разумеется, носки должны соответствовать велоформе, по крайней мере, по назначению и цвету, если не фирме, модели или комплекту командной велоформы. Эстетически любые городские и в целом откровенно невелосипедные носки просто уморительно смотрятся даже на гонщиках, а как на туристах смешно.., какие бы комплекты Nalini все они не надели (не подумайте, что ваши носки, как и любая мелочь в экипировке, не заметны окружающим), и, если прислушаться к собственным ощущениям, доставляют достаточно много неудобств и несоответствия своим обладателям: сползает слабая резинка, носки не прилегают ни к стопе, ни к внутренней стенке обуви, протираются или помогают натирать мозоли и бог знает чем могут досаждать еще. Советский велосипедист-шоссейник был издалека узнаваем строгими черными из-под гуталина велотуфлями и ослепительно белыми короткими носками - тонкими или махровыми, сейчас же нет предела фантазии цвета и материала, и как сказал поэт - выбирай на вкус. БрендыВелосипедная одежда недешева, обычно существует прямая зависимость: чем выше цена, тем качественнее и функциональнее предмет одежды. Наверное, большинство европейских марок - итальянские или шьются в Италии: Biemme, Nalini, Santini, Campagnolo, Wilier, Briko, NorthWave; а также Shimano, Nike, Trek, Jeantex, AGU, BBB, Kalas. Едва ли не именем нарицательным как защита в непогоду стало название скромной шотландской фирмы, чьи немногочисленные завезенные в Россию образцы с лейблом Endura обрели необыкновенную популярность среди велотуристов; Gore Bike Wear и другие марки продолжают наращивать возможности мембран Gore-Tex, eVent и, соответственно, интерес потребителей к сложным сочетаниям технологичных материалов для суровых условий велопоходов, вот только гоняться в них нежелательно - для спорта выбирайте спортивные же модели. Каждый год меняется форма велосипедных команд, наиболее популярна из которых у любителей форма команд шоссейного Pro Tour: в прошедшем сезоне-2010 это были красно-черные цвета Team RadioShack, бирюзово-желто-белые Astana, черно-белые Team Saxo Bank... Несмотря на успехи Дениса Меньшова, Р. Гессинка и команды Rabobank, оранжево-сине-белые комплекты якобы почти не покупают. Мода? Стиль? Редкая улыбка двукратного победителя "Вуэльты"? В то же время многие годами катаются в форме давно не существующих US Postal Service, Discovery Channel, Tinkoff... Наиболее примелькавшиеся веломайки - от итальянских Cantino Tollo и Bianchi. Велоклуб "Караван" одет уже в не первый, а третий комплект клубной велоформы, сейчас это узнаваемая яркая желтая майка с оранжево-черными вставками и черные трусы с маркой клуба, сшитые на заказ на фабрике чешской фирмы Kalas. Форма после широкого обсуждения получилась удачной, яркой и заметной издалека, в то же время практичной, ведь боковые вставки на веломайке и велотрусы - черного цвета. Впрочем, здесь разработчики дизайна слукавили: основные цвета караванской марки - желтый и синий как отражение солнца на асфальте, черный - лишь самоназвание клуба. В марке присутствует еще и зеленый цвет - заливка латиницы (наверняка марка говорит о траве - читай, велотрофи). При существующем варианте марки и цветов, конечно же, есть варианты традиционного, по примеру профессиональных команд, изменения клубной велоформы, когда основную площадь формы занимают именно основные цвета - выражающие определенную идею клуба (кататься по асфальту и траве, а не только пилить дрова и жечь костер в черном угольном цвете), чего и хочется пожелать "Каравану". Тем более что в Москве появилась достойная, по отзывам, по крайней мере, юниоров и юношей-велосипедистов, трековиков, шоссейников и маунтинбайкеров вместе взятых, фабрика по производству в том числе велоформы Sport-Newish, со своим дизайнерским бюро и якобы 100%-ными итальянскими материалами. Образцы можно увидеть на командах от юношеской "Катюши" до сборной Беларуси по треку. В велоспорте, и почему не в велотуризме (?), мода играет гораздо большую роль, чем, например, в лыжегоночном спорте. Когда лыжник-гонщик выходит на старт в темно-синем комбинезоне от Adidas, бежит на ядовито-желтых лыжах Fischer в красных ботинках Alpina и машет ярко-салатовыми палками One Way, то смешно смотреть на такого узника брендов. Подбор же цветов в велоспорте идет с головы до пят, краски велоформы и велосипеда обычно дружат друг с другом. В российском профессиональном шоссейном велоспорте этот пример - возможно, эстетически не самый лучший - командная форма "Катюши" (шоссейники Pinarello/Ridley); в любительском кросс-кантри - "Merida-Веломир" (байки Merida) и "Веломаркета-ЦСКА" (байки Sintesi). (После недавнего заключения трехлетнего контракта между Focus и "Катюшей" на техническое сотрудничество и поставку шоссейников Focus любопытно будет посмотреть на, возможно, новую велоформу "Катюши": как могут сочетаться традиционно красно-черные цвета германской марки велосипеда и трехцветная по образцу российского бесикра форма велокоманды.) Комплект гоночной велоформы, составленный из разных марок маек и трусов, не смотрится, пусть даже цвета пришлись в тон. Желательно сразу надевать или менять полный комплект формы. Все остальное - по возможностям и выбору велосипедиста: аксессуары, велосипеды, бритье ног... В поездку на многодневную гонку и для спортивного катания нужно взять несколько комплектов лайкры; в туристический, особенно экспедиционный, велопоход - так же ряд универсальных комплектов маек и велошорт. В последнем случае важен не полный комплект одной формы и фирмы, а соответствие покроя майки и шорт: сугубо гоночная в обтяжку майка не смотрится и "не сидит" выше расклешенных шорт, и наоборот - когда узкие по фигуре шорты закрывает подолом необъятная джерси. То же правило и по сочетаемости материалов верха и низа: или синтетика, или натуральные материалы. ВелообувьСпортивные велотуфли и для шоссе, и для кросс-кантри - на двух репейниках и замке с гребенкой - самая распространенная модель среднего уровня катания уже много лет. Позволяет жестко зафиксировать ногу в обувной колодке. Для кросс-кантри предусмотрены сменные грязевые шипы внизу носковой части. Причем на большинстве моделей от SIDI могут быть заменены не только шипы, а и все компоненты подошвы и многие - верха: разборная подошва целиком, контактный замок, носковые и пяточные элементы, замок и лента гребенки, круглые замки на подъеме. Еще более удобен вариант замка-застежки BOA, пришедшего из сноубординга, - например, частично он применяется в SIDI и полностью - во многих моделях фирмы Lake. Для спортивной езды вне соревнований удобнее модель на трех-двух репейниках без замка и гребенки, которая традиционно заедает в грязи и песке и требует в итоге работы керхера. Для велотуризма практичны модели с упрочненной подошвой Vibram для удобства при ходьбе пешком. Шнурки здесь комбинируются с одной-двумя лентами репейника (Shimano, Mavic, NorthWave). В жаркую и влажную погоду удобны велосандалии, выбор открытых моделей на двух-трехленточном репейнике или утягивающем шнуре с фиксатором невелик: Shimano, Nike, Lake; выпускаемая фирмой, однако невиданная у нас в деле модель с упрочненным обрезиненным носком - от Keen. Нога в сандалиях замечательно дышит, загорает; вода - стоит уточнить: в водных универсальных моделях - как вливается, так и выливается; опасность представляют открытые пальцы - поэтому при катании в лесу и на незнакомой местности желательны модели с закрытым носком. Носки в сандалиях - очевидный моветон, какого бы цвета и вида ни были ни те, ни другие... Все вышесказанное относится к контактной велообуви, пусть даже вы не снимете специальные заглушки с контактных замков и станете кататься без встегивания в замок на платформенных педалях. Однако если вы любитель разведки лесных дорог, экстремал горных спусков - при хождении по мягкому болотистому грунту, мгновенном катапультировании с велосипеда с обеих ног контактная спортивная и даже туристская велообувь с узкой жесткой подошвой проиграет широким платформам и специальной, похожей на скейтовую, обуви с широкой плоской и менее жесткой подошвой (Lake, Shimano) (намного больше пятно контакта с поверхностью, большая площадь опоры удержит на плаву в трясине, более мягкая резина плотно охватит неровную каменную поверхность...). Причем в подошвы моделей SH-MP90L (Vibram) и SH-MP66L от Shimano врезаны закладные для замков, закрытые заглушкой, - выбор технического решения катания за вами. Еще более универсальные и вместе с тем специализированные на экстремальном катании - модели Impact High/Impact Low - ранее, а теперь - Sam Hill (по имени чемпиона мира по DH) (этой осенью в горах Савойи в них катался Леонид Елисеев) от американской компании Five Ten, то же - и от Ufo Plast (обе - "Триал") - на шнурках и репейнике, топтальные и с замком, с залипающей на любом покрытии широкой подошвой. (На самом деле у Five Ten целая линейка подобных моделей с запатентованной подошвой Stelth из специальной "прилипающей" резины.) Подобная обувь бывает и у неспециализированных марок: кроссовки Azurite LTH от Rossignol (Vibram), Cuero - от Pikolinos, мультиспортивные обновляемые модели с жесткой подошвой от Merrell, Lowa, Garmont (Vibram); водные сандалии от Teva, Keen, Merrell... Высокие объемные велоботинки на подошве Vibram, с мембраной Gore-Tex или собственными разработками фирмы-изготовителя - Shimano, NorthWave, Lake, закрывающие подъем и лодыжку, - предназначены для экспедиционного туризма и прохождения пеших участков, а также - с утеплением - для зимнего катания. Чехлы на велообувьВостребованы в велоспорте, это лайкра и неопрен обычно на дождливую погоду и грязную трассу, например, модели от Biemme, Pro. Очень хороший выбор чехлов на самые разные условия - от пыли до снега - от Deuter. Для велотуризма и езды по городу предлагают иной раз высокие бахилы до колен - AGU. Чехлы нужно примерять только на свою пару обуви! Для чего придется даже взять в магазин свой ботинок - бывает непросто добиться соответствия велообувь/бахилы. Для спортивных велотуфель подойдут такие же по назначению чехлы, предназначенные для велогонок. Даже для соревнований они являются расходным материалом, ну а ходить в них по асфальту, дорогам, по лесу - то есть заниматься банальным велотуризмом - себе дороже, так как они категорически на это не рассчитаны и, в отличие от достаточно крепких гоночных велотуфель, моментально рвутся. ГетрыДля велообуви применяются только в велотуризме и нечасто, обычно в комбинации с экспедиционными велоботинками. Гамаши - с высоким верхом до колен - еще реже, в сырую холодную погоду в лесу или горах, или в городе. ВелоочкиВажный аксессуар велосипедиста. Необходимы минимум три фильтра: зеркальный - на яркое солнце, желтый - на дымку, туман, переменную облачность; прозрачный - на утро и вечер, дождь и снег. Обычно комплект из трех линз прилагается к одной оправе, другой вариант - собрать комплект линз в трех оправах, и брать с собой по погоде или местам катания. Однако можно решить подбор фильтров одной парой очков - фотохромным зеркалом, когда линза изменяет свой цвет и, соответственно, свойства под действием освещения. Для леса и лучшей различимости деталей на скорости сейчас рекомендуется оранжевый фильтр; в условиях нечеткой видимости конкуренцию желтому составляют розовый и зеленый фильтры. Велоочки надеваются на ремешки надетого шлема, как, впрочем, и на любой другой головной убор, иначе последние будут сдавливать выступающие концы дужек, банданы, шапки... Снимая очки, научитесь автоматически убирать их - в том числе на ходу, не рискуя наступить или прижать: укрепив на шлеме, заведя одну дужку за молнию веломайки на груди, повесив за концы дужек на нагрудном шнуре, наконец, спрятав в жесткий или полужесткий футляр. Необходимо иметь при себе в футляре специальную шелковую или полиэстровую салфетку для протирки линз, зачастую она же - мешочек для оправы. Марка очков важнее, чем выбор бренда с вешалки: речь идет о защите глаз и оптической, и механической. Oakley, Casco, Rudy Project, Salice, BBB, Smith... Экипировка после гонки и на отдыхеСпортсмены после гонки по возможности сразу меняют отработавшую своё велоформу на разминочный костюм, а то и обычные джинсы, велотуфли на кроссовки или сандалии, шлем - на велокепку. Ну а отдых велотуриста скрашивает костер. Подробно про одежду для привала с костром - в "Снаряжении для лыжных походов "Каравана". Самое главное - неприемлемо находиться у костра в велоформе из синтетики, тем более в многодневном велопоходе: гораздо приятнее телу, коже и безопасно для материала экипировки и тем более здоровья ее обладателя быть в негорючей хлопковой, льняной, смесовой, замшевой, кожаной одежде и обуви. В небыстром велопоходе, при нежаркой погоде, при езде по лесу или горам удобно надеть хлопковую веломайку с длинным рукавом и свободным кроем запястья, капри - длинные шорты 3/4, также хлопковые и велосипедного покроя, длинные перчатки, туристские велоботинки, рассчитанные на продолжительную ходьбу, уложить вещи в велосумку на багажнике - в этом костюме, не переодеваясь, в том числе и у костра, при известной аккуратности можно с комфортом провести весь день! Иначе - при вашем наряде из лайкры - удобна горелка, из хлопка - хорош костер. Летом, особенно в жаркую погоду, для защиты от комаров и слепней, в большинстве случаев - на привале, пригодятся легкие сетчатые (разной ширины ячейки) костюмы охотников и рыбаков, разумеется, не имеющие отношения к велосипеду. В целом одежды для отдыха велотуристов как отдельной линейки не существует, возможно составить ее самим, например, на основе каталогов Shimano, Agu - для условий пикника, или каталога "Сплава" - для бивака в лесу; других фирм, выпускающих многочисленные серии товаров для широкого круга велосипедистов-любителей. Зимняя велоэкипировкаВ материале приводится обзор предметов на три времени года. Вместе с тем зимняя экипировка спортсмена и туриста сводится всего лишь к набору специализированных утепленных образцов одежды и обуви, никаких принципиальных конструктивных отличий от предметов весны-лета-осени нет. Важно понимать, что на скорости по морозному воздуху в состоянии неподвижности велосипедист быстро и сильно замерзает, только если это не снежные велокросс или кросс-кантри. У многих людей (и часто талантливых спортсменов) разные возможности кровообращения и отсюда способность или неспособность переносить низкую температуру при катании, когда мерзнут лицо и конечности, и потому одного желания кататься зимой может оказаться недостаточно, иначе придется ездить в рукавицах и неуклюжей обуви. У известных производителей зимний ассортимент обычно неширок: несколько моделей утепленных рейтуз и брюк, тренировочных (на зимних соревнованиях все равно надевают "всесезонные" гоночные велотуфли) и экспедиционных велоботинок, термобелья; существуют даже велосипедные "лобстеры" - трехпалые рукавицы, сходные с беголыжными по форме, но особые по выкройке и материалу, особенно наладонника; под перчатки или те же лобстеры удобно пододеть шелковые подперчаточники. Зимние гонки на велокроссовом и реже горном велосипеде, проводимые в первую очередь в Европе и прежде всего для зрелища и поддержания интереса к велосипеду в поле, потребуют дополнительно разве теплых чехлов на велотуфли, то же самое можно сказать и о тренировках (основное время зимой "чистые" шоссейники и кросскантрийщики крутят станок, тренируются на треке, а также участвуют в лыжных соревнованиях, занимаются ОФП, или, отринув отдых и передышку в межсезонье, пытаются поймать удачу в профильных для себя соревнованиях по ту сторону экватора...), и о катании в парке по тропинкам. Зимний велотуризм - выезды на целый день, тем более многодневные велопоходы с ночевками в палатках - экстремальный путь борьбы с окружающей средой. Непросто правильно подобрать экипировку, так как регулярно в течение дня меняются условия катания: по накатанному зимнику при быстрой езде важен дышащий верх и ветрозащитная панель на груди, ветрозащитные перчатки; как только началась пешая ходьба - срочно нужно утеплять и верх, и низ; мембранные ткани предпочтительны во втором - спокойном - варианте передвижения. При перемещении по сугробам надетых на спину велоштанов и велосипеда в руках сохранить правильную терморегуляцию еще сложнее... Длина вешалкиДля регулярно катающегося спортсмена-любителя и велотуриста. Собирается не вдруг, тем не менее никаких лишних вещей здесь нет. Качественные вещи итальянского пошива не так-то быстро и просто износить. После гонки и марафона комплект совершенно очевидно стирается полностью. При аккуратной езде - по мере загрязнения. В экспедиционном велопоходе с ночевкой в палатках, летом, короткий комплект велоформы выдерживает без стирки три дня; памперс и носки - два-три дня. Синтетические материалы стираются легко и быстро, даже в холодной воде с мылом и на руках. Гонки, марафоны, тренировки, быстрые походы
Обувная полка
Снаряжение
(Подробно - в материале "Велоснаряжение. Для спортсмена и туриста".) Велотуризм
Обувная полка
Снаряжение
(Подробно - в материале "Велоснаряжение. Для спортсмена и туриста".) Моветон
Неразумно
МагазиныНеполный перечень популярных торговых организаций "Веломаркет-ЦСКА" - средняя и дорогая по цене спортивная одежда Biemme, Jeantex, NorthWave, Wilier, Dainese; велотуфли SIDI и NorthWave, шлемы и очки Rudy Project; велотуристский ассортимент невелик; небольшие скидки. "Ювента-Спорт" - велоодежда Santini, Biemme, Jeantex, NorthWave; велотуфли Mavic, NorthWave; многие общие бренды, дисконтная карта и система скидок с "Веломаркетом-ЦСКА". "ОМНИ Байк" - велосипедный бутик, сеть магазинов - дорогая велоодежда Nalini; велотуфли Adidas (?); оригинальные велосумки Knog; редкие распродажи. "Веломир" - командная велоформа Multivan Merida Biking Team; велообувь Time, Merida, Cannondale (?); выбор шлемов MET; экстремальная одежда, перчатки от Fox; распродажи в конце сезона. "Велоспорт" - изначально и в первую очередь магазин для шоссейников: одежда Campagnolo - с ног до головы; велотуфли Shimano; шлемы LAS; 50%-ная распродажа в конце этого сезона на все товары. "Спортекс" - закрыт на неопределенное время. "Велоимперия"/с 2006 г. "СпортАкадемия" - выбор одежды и обуви от Shimano. "КАНТ" - средняя и дорогая по цене спортивная и туристская велоодежда от BBB и Briko, большой выбор шлемов Casco, перчаток BBB; лучший выбор велосумок Deuter, BBB; а также турснаряжения; сезонные и клубные скидки. "Триал-спорт" - для спортсменов и туристов: средние по цене немецкая велоодежда Gonso - максимально приближенная к городскому стилю, японская Pearl Izumi, финская Yoko; командная велоформа GT; перчатки Roeckl, велообувь NorthWave, Five Ten, Ufo Plast; турснаряжение; регулярные сезонные скидки. "Зенит" (метро "Сокольники") - велоодежда и аксессуары от Shimano, Trek, Nike; велообувь Shimano, Nike; небольшие скидки. "Спортмастер" - бывает недорогая, со значительными сезонными скидками, велоодежда от Cyclotech и Nordway; турснаряжение. "Декатлон" - недорогая велоодежда, перчатки, носки, велотуфли любительского уровня катания; турснаряжение; распродажи в конце сезона. www.chillengrillen.ru, розничные магазины в СПб и Киеве - в том числе велоодежда Biemme, велообувь Lake. www.bike-discount.de - немецкий велосипедный интернет-магазин. www.wiggle.co.uk - английский спортивный интернет-магазин. www.chainreactioncycles.com - самый большой велосипедный интернет-магазин в мире. ЗаключениеУвлечение велосипедом, когда вы по-настоящему раскусите это занятие, - свободное, занимательное, эстетически красивое, в караванском случае - компанейское времяпрепровождение. Если захотите быть в форме и физической, и велосипедной - знайте, что потратите на запчасти, техобслуживание, наконец, на экипировку - сумму стоимости не одного своего велосипеда! Но, как известно, был бы велосипед - все остальное купим... Материал отражает точку зрения автора.Copyright 2011 Огнев Андрей
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы.
Пишите по E-Mail.
WEB-дизайн:
М.Куркин,
Л.Ливеровский,
WEB-программирование:
Д.Глотов,
В.Денега,
П. Рузин,
Е.Шехова,
Логотип: А. Антонов.
Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора.
Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна. |