Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

Огнев Андрей aka Рукль/Аукль.

Питание в велопоходе и на гонке для спортсмена и туриста

Содержание

Обсудить статью можно здесь.

Велопоход на один день Особенности питания в разных типах походов клуба
Питание на ходу
Спецобслуживание
Частности
Велопоход двухдневный
Мелочи
Велопоход трехдневный
Велопоход многодневный
Моветон
 
 
  Расписание питания велотуриста
  Окончательный регламент

Частный взгляд спортсмена-любителя на порядок питания, варианты питания и комфорт питания поклонников велосипеда, которое важнее, чем кажется, и может сдружить или рассорить участников велопохода, велогонки и веломарафона - на один день, на много дней или на много километров. (Материал не содержит данных о расчете калорий, подборе специализированных диет, особенностях вегетарианского питания и сыроедения, отдельно взятом рационе велогонщика, о продуктах вообще и их сочетаемости в частности и т. п.)

Велопоход на один день

Самое безответственное и авантюрное путешествие от границ Ближней Мещеры, куда академические географы записывают и Москву с Лосиным Островом и Сокольническим парком до сопредельных территорий Владимирского ополья... Даже на самом раннем поезде дальше Рыбного и дома-музея С. Есенина, Тарусской и усадьбы художника В. Поленова, Бородина и музея-заповедника "Бородинское поле" вы не укатите; возвращение на последней электричке никого не удивит, но, разумеется, в понедельник в офисе вам никто не поверит про ваши 100-150 км на всего лишь двух колесах накануне.

Гастрономический максимум на день - набитый под завязку штурмовой рюкзак на 30 л. Или одна штанина 12-24 л велорюкзака Deuter, Tatonka и иже с ними на багажник. Или скромная сумочка 10 л там же. Или сумка-холодильник 7-9 л на руле. По маршруту из "Плана велопоходов" - встречаемые летом в каждой второй деревне магазины и автолавки.

Завтрак

Субботнее утро московской кухни туриста, бутерброды с горячим чао-какао; если не рано или вы - жаворонок, то ешьте плотнее, потому как в вокзальной суете и толкотне с дачниками вряд ли найдется время и место даже мороженому. В то же время не пейте много жидкости спозаранку, и, по возможности, сходите в туалет перед электричкой. Велопоход начинается с маршрута, а не с магазина: полезно из дома взять продукты на первую половину пути, чтобы не зависеть от дорожных обстоятельств.

Проще в воскресенье, если вы еще и проспали после... субботнего велопохода, когда в ранней электричке стоит рискнуть позавтракать, особенно если в рюкзаке тяжелый зимний термос с горячим напитком. Однако с последним куда более плотным расписанием РЖД может статься, что придется откушать под разного рода ненужные взгляды и выражения пенсионеров, молодых пар, мамаш с грудными детьми, нетрезвых граждан, малолетних хулиганов, собак и кошек... Поэтому в вагон садитесь заранее, дружной компанией, которая и сама может пошутить.

В серьезный туристский или спортивный велопоход берется полная дневная раскладка - при отсутствии магазинов, коротком световом дне, чтобы сохранить полезное время на катание и достопримечательности. В этом случае продукты покупают заранее и пакуют накануне, положив необходимое на ночь в холодильник в дорожных контейнерах. При недостатке опыта в автономном путешествии заранее мысленно представьте себе, что съедите на второй завтрак, что на обед, что на ужин, и с поправкой на свежий воздух умножьте на полтора!

Завтрак спортсмена желателен без суеты, вовремя и продуманный. Так же желательно с вечера подготовить и собрать комплект питания на гонку. Концентраты удобнее разводить в бачках на месте, особенно в летнюю жару, но при наличии чистой воды на месте старта; или взять таковую с собой с запасом.

Второй завтрак

Никакого плана питания, в отличие от трека маршрута, расчета средней скорости, перечня достопримечательностей... на веломаршруте фактически не существует! В лучшем случае это традиционный магазин перед привалом и стоянка на не вполне определенное время. Избранный торговый дом может быть частным и закрыт, сгорел, очередь на полчаса, купить нечего; стоянка огорожена забором, затоплена, распахана, занята и т. д. Поэтому либо предводитель похода заранее объявляет пренеприятнейшее известие, либо участники так же загодя задают и решают свои гастрономические вопросы.

Будьте самостоятельны и предприимчивы: при частых остановках в настойчивых поисках "того самого магазина"... поешьте понемногу - банан, творожный сырок, мармелад.

Магазин

Продуктовый магазин - как будто непотопляемый бизнес, имеющий стабильный торговый оборот свежих продуктов, но все же не стоит ломиться в первый попавшийся: опытному покупателю на провинциальной площади из трех магазинов вполне по силам выбрать лучший. Прежде всего важен выбор продуктов, как можно более широкий ассортимент, их стоимость отходит на второй план - иначе туристы-экономы потратят свободное время группы на целевой обход всех возможных заведений... Помните: магазины - зло, и смело выбирайте самое привлекательное...

Частный магазин столь же часто оставляется своим хозяином на перерыв: вы так же легко можете вызвать продавца, расспросив местных жителей, где он живет. Удобно на остановке группы за несколько километров до точки выслать вперед авангард, чтобы к приезду пелотона магазин успел распахнуть двери. Если в магазине очередь, и, чтобы закупить продукты поодиночке, может уйти до часа времени, или у вас предчувствие, что скоро грянет буря - на пороге толпа дачников, сезонных рабочих, байкеры конкурирующей фирмы - делайте общий заказ на необходимое!

Перекус

Так называемый перекус случается неожиданно, о нем самом, его времени и месте заранее как правило ничего не сообщается. Обычно это полдень, глухое место, и до магазина еще ехать и ехать. Не каждый участник рад второму завтраку: остался сок, но съедены бутерброды, или все еще крошатся в рюкзаке любимые овсяные печенья, но выпит бачок с минералкой... Во избежание еды всухомятку, при минимуме жидкости и "твердого топлива" совет - употреблять и то, и другое пополам. У товарища наверняка такой же небогатый выбор, и он выручит вас водой или сухарями, но если вы привыкли к фильтрованной воде и сыру, а не хлебу, с плесенью, захочется поторопить события, ну а время комфортного перекуса - до получаса, когда за одну остановку можно решить все текущие проблемы: счистить грязь с байка, смазать цепь, протереть очки...

Сетевой супермаркет

В нем легко сориентироваться столичным жителям, покупающим продукты в семье. Независимо от планировки отделов можно быстро собрать продуктовую корзину на любого участника или группу, расплатившись банковской картой. Скидки, деликатесы, кафе. В последнем при затратах времени по закупке на общий стол можно успеть позавтракать.

Гастроном

Отличается обилием покупателей и очередями в субботний день. Значительная наценка на основные завозные группы товаров, в то же время здесь качественные и недорогие местные мясные, молочные, крупяные, кондитерские изделия. В таком центральном магазине в глубинке, тем более при отсутствии рынка, обычно закупается свежее мясо, птица и рыба для шашлыка и гриля.

Магазин "Продукты"

В нем всегда чего-то не хватает: или выбора колбасы, или закусок, суповых концентратов или печенья и конфет. Важно суметь на ходу изменить предполагаемый план закупки, исходя из отсутствия какой-либо составляющей. Очень часто это один-единственный длинный прилавок с произвольным расположением продуктов, и покупателю нужно запомнить, четко и ясно сказать продавцу, что ему нужно, иначе покупка превращается в бестолковую беготню туриста-почемучки вдоль прилавка при неловком долготерпении очереди.

Деревенский магазин

Непредсказуемый объект. В последнее время стремится к форме самообслуживания - рюкзак где-то неожиданно придется снять у входа в зал. Часто летом к обеду раскупается весь хлеб вплоть до булочек из простого теста. Наиболее затратный по времени закупки магазин, несмотря на число продавцов по отношению к количеству покупателей. Однако в глуши приветливый, и в нем по вашей просьбе вскипятят воду для чая, а также пустят под крышу с байками... во время грозы. Полезен для забывчивых: можно купить шампунь, мочалку, котелок, топорик, рукавицы...

Ларек

Вдвое-втрое завышены цены; продукты могут оказаться несвежими; обычно две многочисленные невелосипедные группы товаров: сладкие батончики и напитки и "солнечное" пиво, алкогольные коктейли, чипсы и дорогие дешевые орехи. Поэтому внимательно проверяйте срок годности продуктов, а также правильность расчета продавцом и подлинность денежных знаков... Необязательного визита в магазин, если вы в большой группе, можно избежать, взяв продукты из дома на весь день, как в лыжный поход: пока идет закупка, есть время неспешно откушать домашнего и даже пообедать, а на привале осмотреть окрестности. Любителям поплавать, наоборот, стоит заняться этим на голодный желудок, поев за три-два часа до этого, а пообедать уже после плавания (не купания, разумеется).

Колодец

Бесплатный объект, поговорка "как пить дать" из старины говорит о первой главной просьбе путешественника. Несложно выкрутить вороток или поднять клюв журавля с полным ведром воды наверх, однако городские жители не знают, не понимают и даже пытаются настоять на своем, а это неправильно в корне: нельзя ополаскивать руки и лицо в какой бы то ни было общественной и личной непроточной емкости для воды - ведре из колодца, бочке под водостоком, бассейне у дома. По деревенским законам это святая емкость для всех - и хозяев, и гостей - только для зачерпывания и перелива; наливайте через край, зачерпывайте и поливайте из ведра, ковша, через воронку.

Привал и обед

Привал должен быть!

Поскольку велопоход - не тренировка и не соревнование на выживаемость. К сожалению, обычно люди оценивают ситуацию по себе: если предводитель не привык обедать в положенное время горячей пищей и набором в три блюда, то, возможно, он попытается предложить то же самое своей группе - не соглашайтесь на добровольное изнурение организма! Чаще грешат этим женщины-предводительницы, когда в силу совершенно отличного от мужского образа питания, устраивая на марше несколько коротких остановок, в том числе и для перекуса, они намерены сэкономить время и, как ни странно, силы для более скорого прохождения маршрута или, например, экскурсий, купания и т. п.

Традиционный караванский привал не ранее часа-двух пополудни, после как минимум 30-40 км; важен выбор места: продуваемое, без комаров и в то же время без ветра, в тени, уютное, с видами, речкой, дровами и прочими взаимоисключающими характеристиками. Привал с костром, чаем, отдыхом - от полутора до двух с половиной часов. Поздний привал - к четырем часам, до которого нужно "тянуть" - природу не обманешь, - ослабляет и физически, и морально; сидя на нем, участники думают уже не о красотах вокруг, а об обратной электричке.

Важно заранее знать, или расспросить аборигенов на месте, где взять воду для приготовления пищи: купить в магазине или добыть на привале.

Далеко не все водоемы хороши, чтобы вскипятить воду для чая. Иной раз бывает так, что привал на реке - красивые виды, купание, а воду берут из ручья, который в нее впадает - сумрачный грязный овраг, зато чистая водица.

В обычном однодневном походе полезны два больших кана на группу: сразу варится суп и кипятится вода для быстрого супа и каши, и чая. Иначе половина участников, пропускающая первое блюдо, полчаса сидит на сухомятке, напряженно всматриваясь в дымок над единственным котелком, повторно поставленном на огонь...

Костер или горелка?

Костер - для всех и каждого, горелка накормит трех-четырех друзей.

Принципиальное отличие: для первого - каны, для второй - газовый баллон, защитный экран от ветра, специальная посуда, чтобы не испортить на костре.

Существует универсальная посуда для костра и горелки, обычно это узкие стальные тонкостенные цилиндрической формы каны 1.0-1.5-2.0 л, что экономит вес и место в рюкзаке, однако отнюдь не время закипания воды в сосуде такой формы и вовсе не количество дров, необходимых для этого.

Иногда костер - антураж, а готовят на газе, иногда - наоборот; нельзя нормально готовить пищу на большом костре при 12 и более участниках в маленьком частном котелке, тем более без кострового комплекта из троса-цепей-крючьев, - или суп выкипит, или котелок опрокинут.

Кан - атрибут руководителя, по традиции клуба он должен напоить участников велопохода чаем и зимой, и летом.

КЛМН - незабытый туристский набор

Кружка - наиболее ценный предмет на привале. Без нее не попить чаю, из нее можно поесть супа. В нее можно набрать вишни.

Ложка - второй по значимости предмет, хороша для разбора бабушкиного меда на "Иваньковской петле", когда наш деревенский "перекус" является хорошо замаскированным предводителем обедом на привале...

Миска хороша под неожиданно сваренный из топора - грибов, картошки, зелени и овощей по дороге - суп, или быструю кашу.

Нож пригодится для свежей нарезки: от хлеба до масла и арбуза.

Лучший на сегодня набор посуды, видимо, титановый от японской марки Snow Peak: легкий и универсальный по своим свойствам.

Однако существует еще более легкий вариант, как пример - ловилка, она же виложка в трех размерах от Light my Fire R: сочетание ложки, вилки и макета ножа в упрочненном разных цветов пластике, не боящегося кипятка; а также полный комплект пластиковой и комбинированной - пластик плюс металл - посуды, включая глубокие тарелки, от Light my Fire R и Primus. В последнем случае на весе ножа можно сэкономить, купив консервы с ключом и продукты в нарезке. (При обладании некоторым временем предпочтительна свежая нарезка при вас - иначе есть риск купить просроченный продукт, переведенный таким образом в другой вид.)

Практичны влажные салфетки - при отсутствии воды ими протирают руки, столовые приборы и посуду; а также немецкие зубочистки от Fackelmann из древесины бука...

Обед в трактире на большой дороге, например, в Рождествене по маршруту на Медведицу - замечательный ход, и не важно, подают в нем суп или нет. Однако в ближнем и среднем Подмосковье то ли стали редки подобные заведения, то ли так сильно желание байкера отдохнуть в выходной день от каких бы то ни было столов и стульев - в большинстве случаев привал и обед на траве...

Зато подальше от Москвы, при катании по заселенной провинции и тем более за границей, при нежелании разводить костер, готовить на горелке, закупать большой объем продуктов, полезно придерживаться обеда в столовой, кафе или ресторане: это поддержит и четкий распорядок дня, и пребудут с вами и горячая пища на выбор, и гарантированный отдых, и другие преимущества цивилизации.

Полдник

Следующий перекус, полдник или как его ни назови - в промежутке между привалом и финишем на железной дороге - совершенно напрасно игнорируется в велопоходе. Остались продукты после привала, магазин не важен, примерно это 70-80-е километры пути, почему туристам не отдохнуть перед последним броском хоть на север, хоть на юг? - Завершить поход не загнанными клячами поодиночке, а весьма бодрым коллективом. Иногда полдник замещает обед, и на машруте оказывается лишь две остановки. Важно и поесть, и встряхнуть мышцы, особенно бедра (часто у неопытных катальщиков при ударной нагрузке их сводит, и они первыми выходят из строя), и вовремя посмотреть расписание обратных поездов.

Для любой формы принятия пищи в велопоходе, а особенно это касается второго завтрака и полдника, и особенно в холодное время года (не говоря уже о зимнем катании) - ранней весной и поздней осенью, удобен термос. Термосов на одного участника может быть и два, и даже три; сюда же можно отнести и закрытую термокружку. Вес термоса сопоставим с весом комплекта горелка-баллон-защитный экран, преимущество - во времени, сэкономленном на приготовлении горячего.

Ужин

Вечером на ж.-д. станции встречает грустным ассортиментом придорожное заведение. Лучший вариант при возможности рекогсценировки местности - купить продукты в дорогу не в привокзальном, а в обычном поселковом магазине, и затем не спеша трапезничать в электричке. При наличии времени и знании кухни можно замечательно посидеть компанией в кафе у платформы в Дубне и на ж.-д. вокзале Большой Волги, чебуречной на вокзальной площади в Савелове и других не менее подходящих случаю простецких и вместе с тем уютных для небольшой компании местах.

Велопоход двухдневный

Как правило - с ранним субботним выездом - звездный поход клуба в Подмосковье: нельзя опаздывать на вокзал: электрички порой берут с боем. Необходима раскладка на первые полдня. Далее - как в обычном однодневном. После купания и привала следует опустошение вечернего магазина с щедрой закупкой на звездную стоянку, с ночевкой на водоеме или у источника с питьевой водой.

Ужин в двухдневном походе

Ужин в двухдневном походе - гвоздь длинного велодня и - прямо скажем - рабочей недели... Ради него везут с вечера замаринованное мясо, набор специй, оливки и маслины, свой особый кетчуп и аджику, и даже... разборный мангал. Несмотря на то, что иной раз такой поход представляет просто перевозку продуктов на расстояние до 50 км, на привале никто не скажет худого слова после угощения кусочком мяса и рыбы с дымком. Продукты нужны в изрядном количестве: магазин уже за холмом, а впереди еще завтрак, обед... Считается, что велотуристы покупают продукты с запасом, и теоретически компания из 7-10 человек способна прокормить одного веселого нахлебника.

Караванский костер

Караванский костер - нодья - пирамида из параллельных плотно лежащих сухостойных жердей и подтоварника, и даже делового леса (сухого) свыше 30 см в диаметре... Костровой комплект - трос, цепи и крючья - почти не используется, каны без крышек произвольно ставятся на бревна и поэтому требуют внимания. Иногда ради углей для шашлыка делается малый костер. Места в партере - вдоль направления бревен. Летом на лучших стоянках эти места лежачие - берите коврик попроще, чтобы не жалко было прожечь его искрами, а лучше негорючий.

Стандарт туристской посуды - из нержавейки от Tatonka, разнообразные предметы регулярно модифицируются. Газовые горелки и в целом оборудование Kovea - аналог велосипеда Merida: дешево и сердито. Классом выше распространены Camping Gaz, Karrimor, MSR.

Велопоход трехдневный

Часто с вечерним отправлением на поезде до 500-800 км в пути в известную вам сторону. Необходимы продукты в поезд, по прибытии участники обычно дружно завтракают в местном оригинальном кафе и начинают романтический маршрут, покупая продукты по мере необходимости. Для дикой местности существует вариант Б, когда приходится спрыгивать с байком на низкую платформу на богом забытой станции, и потому берется из дома полный походный дневной рацион (не считая продуктового запаса в поезд), обновляемый затем в ближайшем райцентре.

Общий стол редок (см. о нем ниже).

Велопоход многодневный

Куда вы так просто не попадете: нужны связи, будут проверки, понадобятся общие скатки в группе... Покупаются продукты в поезд, учитывается вариант Б, берется аварийный запас: чай, сухофрукты, нуга, орехи, сырокопченая колбаса, бастурма, тушенка, каши и суповые концентраты, наконец, пеммикан и сублиматы. Не берутся скоропортящиеся продукты, особенно летом в жару. Желательно взять валюту или мелкие деньги в ней, а также банковские карты из дома: со старта по малонаселенной местности бывает нужна разве что питьевая вода, а банкомат может встретиться чаще, чем магазин...

В самолет продукты берутся, чтобы не остаться голодным при регистрации и ожидании багажа в обоих или нескольких аэропортах. Возможен провоз на борту аварийного запаса, желательно в ручной клади, или при точном расчете веса багажа... Овощи и фрукты желательно помыть заранее.

Общий стол

Общий стол (обычно в экспедиционном туризме) Устраивается для группы по желанию участников, чаще с первого дня путешествия, а иногда и при знакомстве всех участников вскоре после начала маршрута.

Нет ничего зазорного отказаться от такой неочевидной привилегии.

Взносы поровну - и от любителя поесть, и от непритязательного туриста... Продукты закупаются инициативной группой, на гастрономический выбор которой трудно повлиять, и произвольно распределяются по рюкзакам участников. Кто-то с салом уехал вперед, а кто-то с хлебом отстал, и потому организовать быстрый перекус на маршруте не дано: пока одиночки смакуют пиво с вяленой рыбой, участники общего стола уже не удивляются очередному предложению организаторов сухариков с колодезной водой...

В любом случае едва ли не каждый из братии вынужден дополнительно докупать продукты для себя, так как рассчитать раскладку на дюжину и более туристов даже с регулярным пополнением запасов трудно, и ждать разносолов на дистанции не приходится.

Однако, на привале приготовление пищи на общий стол происходит быстрее - одновременно варятся суп, каша и чай, и смена блюд при условии полного набора посуды идет без перерыва по сравнению с одиночками.

Рацион общего стола тем скуднее, чем более в нем участников, и обычно это живой суп, макароны и каша с тушенкой и сосисками, печенье к чаю, скромный глоток вина на дне кружки. Поваром среди технарей-велотуристов обычно выступает энергичная женщина или даже женский коллектив, отсюда известная экономия на основном блюде - мясе и рыбе, сборная овощная солянка супа и разливанное море гарниров - макаронных и крупяных изделий, упорное стремление и немалое время на приготовление мелконарезанного салата из свежих овощей, уничтожаемого братией за пять минут...

Иначе - горячее питание, значительный объем пищи, обязательное сладкое к чаю и затем - неудовлетворенное чувство голода у сильной половины человечества...

Однако во многих коллективах есть человек, который умеет не только варить кашу, а любит готовить, причем совершенно разные и разнообразные блюда!

Важно вовремя распознать повара, увлечь его этим хобби и подвигнуть на великие дела. Будет еще лучше, если такой человек знает толк в продуктах и сможет их осознанно закупать. По крайней мере в хорошо скатанных велогруппах такой повар незаменим, и процесс закупки и приготовления пищи отработан превосходно.

Сельские продукты

Куда более практично войти в мужскую долю на шашлык и разливное пиво...

Многие известные в клубе личности отлично готовят шашлык, наверное, из всех видов дичи и рыбы, а также знают толк в членистоногих, поэтому в такой компании можно и поесть, и попить, послушать гитару и даже спеть самому...

На дневке - утром на рынке, на рыбном месте, или вечером в деревне хорошо купить свежую рыбу, раков, парное мясо, сало, домашний квас, яйца, творог, сметану и приготовить на углях, мангале, сковороде...

Рынок

Можно занести в разряд местных достопримечательностей. Заехать утром - чем раньше, тем лучше; велосипеды оставить вне пределов торговых рядов со своим дежурным - так спокойнее...

Не надо спешить покупать, а лучше с любопытством прогуляться по рядам: с краю подороже, в центре подешевле, в каком-нибудь углу прячется интересный товар. Смело торгуйтесь - это не магазин.

Пробовать немытые продукты и их части не стоит, и все овощи, фрукты с рынка, бахчевые, даже виноград, снятый утром с лозы, нужно тщательно вымыть. Поэтому заранее продумайте, где и как помыть хотя бы фрукты, либо аккуратно упаковывайте их (желательно хотя бы в полужесткую тару) до привала с проточной водой. (При отсутствии воды помогут влажные салфетки.)

Ресторан

Праздник байкера. Незаменим на большой дороге в обеденное время: это горячая пища, достаточно быстрая перемена блюд, одновременно укрытие от жары, отдых, обмен впечатлениями за полдня. В любимых, доступных и недорогих местах катания - Крыму, Восточной и Южной Европе, Малой Азии - может посещаться ежедневно и не единожды за день...

Заранее почитайте об особенностях местной кухни и имейте при себе разговорник с разделом о гастрономии. Любопытно попробовать известные всему миру и вдруг понравившиеся именно вам блюда, при этом отдавая себе отчет в их порционности: мало или много для вас? При том, что можно заказать половину порции, а можно и блюдо на компанию.

Стоит четко знать курс местной валюты и его игру, заранее представляя сумму счета. Хотите сэкономить - выбирайте скромный заказ, не стоит поддаваться на ухарство товарищей. В конце концов можно скромно и недолго отобедать в другом заведении и присоединиться к группе, которая по-татарски залегла в подушках в культовой точке. Да и банкеты проходят не каждый день, а лишь по случаю приезда-отъезда, встречи друзей, взятия перевала, окончания сезона дождей... По московской, мягко скажем, щепетильной традиции счет расписывают на каждого, иначе гигантскую по местным меркам сумму со всех байкеры долго и натужно собирают в несколько кругов, докладывая потрепанные купюры мелочью...

Ресторан стандартной гостиницы, небольшого отеля, частного пансиона при посещении велосипедистами, особенно при включении завтрака в стоимость проживания, не обойти, не объехать. Без рекомендации со стороны ассортимент чайной церемонии заранее не угадать: от просчитанной скупцами-хотельерами пайки в несколько мелкофасованных джемов-кремов из соседнего супермаркета до двух-трех часов обременительного для желудка сидения с пятью наборами со шведского стола: овощной, мясной-рыбной, молочной, сладкой и фруктовой тарелками и несколькими бокалами напитков... Наилучший вариант и для проживания, и для питания - маленький частный пансион на 10-25 человек: домашняя кухня и максимум внимания гостям.

Расход воды

Почти всегда разумная стоянка велопохода - у ключа, на реке, озере, водохранилище, море, однако если рядом нет воды, в сутки на человека нужен объем технической воды хотя бы 0.5 л привозной - умыться и дважды почистить зубы. В горах с учетом приготовления пищи привычная норма в день - 3-4 л, в пустынной сухой местности - 4-5 л в день. Причем в экспедиционном туризме с велоштанами желательно постоянно возить две полных бутылки по 1.5-2.0 л каждая на случай непредвиденной остановки.

Расход газа

Несмотря на формальный запрет, в поезде провозятся баллоны со сжиженным газом. Купить газ на месте в бедной провинции или стране непросто, и он вдвое-втрое дороже. В горы берут лучшие баллоны от Camping Gaz, MSR, Primus - на высоте в разреженной атмосфере важно качество работы клапана. Названные баллоны, невзирая на их статус одноразовых, можно закачать газом многократно, однако все равно это исключение из опыта походов.

В непростые походы по диким местам, в самолет берут мультитопливную горелку, а на месте иногда вынужденно покупают некачественный бензин, который быстро засоряет форсунку. Расход газа (субъективно) на человека на две недели при нерегулярном приготовлении пищи - не более двух раз в сутки - большой баллон 450 г, или два баллона по 230 г (вес нетто).

Существуют и некоторые другие оригинальные способы приготовления пищи, например, при помощи спиртовой горелки Tatonka Alcohol Burner (технический спирт, 95%-ный этаноловый от "Феррейна"), походной печки от "Экспедиции" (540 г, мелкий хворост при высокой теплоотдаче и КПД).

Посуда

В многодневном велопоходе, при условии оговоренного общего стола, берется из расчета количества участников, предпочтение отдается 3-4л-вым овальной формы стальным канам для костра российского производства и набору популярной посуды для горелки от Tatonka.

Для личного пользования желательны закрытая термокружка и стандартный набор КЛМН.

У одиночек громадный выбор: от армейского котелка или комплекта плоских судков до походной сковороды, большого плоского блюда из нержавейки для мытья и выкладки фруктов, кислотостойкой туристической фляги объемом 1 л для перелива сока из пакетов (многие бумажные пакеты имеют негерметичную после вскрытия крышку) и т. п.

Особенности питания в разных типах поездок клуба

Спортивный поход "Спорттрофи-Караван"

В силу спортивной специфики берется дневная продуктовая раскладка из дома, возможна остановка у единственного магазина перед привалом. Важнее ровный прокат, активный отдых на привале, плавание, жизнь волейбольного мяча и бадминтонного волана, нежели получасовые потери у каждого магазина. Привал полноценный, с костром и чаем. Или вариант быстрого проката с остановкой на перекус и купание; в холодную погоду к горелке можно добавить термос и даже два термоса; а затем приезд на звездную стоянку клуба, с традиционным привалом и костром.

"Велотрофи"

В авантюрный поход велотрофи, иногда в трофи-рейд понадобится отдельный неприкосновенный запас, включая напитки на полдня и более, в зависимости от местных условий. Не пригодится - хорошо, пригодится - еще лучше: без автономного комплекта питания сама идея разведки местности заранее обречена на неуспех.

Гонки кросс-кантри

На дистанции до 60 км нужны велобачки, гораздо реже - гидратор, на пунктах питания большинство не останавливается и пьет и ест на ходу, при возможности берет свои сменные бачки со спортивными напитками, энергетические гели и батончики. Желательно заранее продумать упаковку и провоз мелких продуктов, чтобы вынимать и есть на ходу, сохранив их товарный вид.

В жаркую летнюю погоду условный расход жидкости на гонке - 0.5 л на 20 км, иначе примерно 0.5 л/час. Поэтому рискованно проехать олимпийский вид XCO за 2.0-2.5 часа на только двух своих бачках в раме байка.

Марафоны кросс-кантри

То же, на пунктах питания важны мелконарезанные бананы, свежие фрукты, сухофрукты, сладости; не обойтись без соленых огурцов, селедки; кстати галеты, несладкие разнообразные сухари. На приключенческий марафон смело можно вешать за спину гидратор 3 л и заливать бачки под завязку. Важны разнообразные напитки, чтобы не получить хотя бы временную аллергию на один; нельзя пить только воду, которая в экстремальных условиях вымывает соли и минералы из организма. Можно приготовить как спортивный напиток из концентрата, так и свой компот, сок из натуральных ягод и фруктов.

Существует несколько вариантов провоза напитков: в бачках на раме - один или два бачка по 0.5-1.0 л, или бутыль в регулируемом кронштейне - до 1.5 л; в гидраторе - от 1.0 до 3.0 л; в поясной сумке - два бачка по 0.5 л; на поясном ремне - две фляги по 0.3 л; в трех карманах веломайки - по бачку 0.5 л; на плечевых лямках рюкзака - два бачка по 0.5 л; а также комбинации из этих вариантов. Если на раме вашего велосипеда только одна пара креплений для кронштейна, совет иметь велобачок (и еще один - запасной для гонки) наибольшего объема - 1 л, например, от Isostar.

В жару при условии пунктов питания субъективно бачки эффективнее гидратора: несмотря на то что любая жидкость в пластике нагревается за полчаса, все-таки она свежа; компот в гидраторе может просто испортиться раньше, чем будет выпит до конца; везти и пить теплую жидкость неправильно при возможности смены бачков. Тем более, что в бачке намного быстрее приготовить напиток из концентрата.

Тем не менее жидкость в гидраторе достаточно долгое время остается прохладной: сделав первый теплый глоток содержимого, нагревшегося в подводящей трубке (им можно просто прополоскать горло, и выплюнуть), второй глоток получаете холодным. Коварство наполненного гидратора - в отсутствии индикатора уровня жидкости: невозможно даже приблизительно установить на ходу, на сколько именно пуст или полон резервуар.

При пользовании загубником бачка и гидратора лишний раз сплюньте первый глоток, особенно если на загубнике нет защитного колпачка, а бачок или трубка в пыли или грязи: известны случаи массового отравления гонщиков микрочастицами... экскрементов диких животных, ведь кросс-кантри - очень часто затяжное лесное мероприятие!

Марафоны и бреветы на шоссе

Наверное, в этом виде самый аскетичный марафонский велосипедный вариант питания в Отечестве.

Участники едут налегке, без машин сопровождения, питаются поначалу спортивными батончиками, гелями и изотониками, затем сладостями из придорожных заведений, и в целом нестабильно и как придется; далеко не всегда ждет горячий обед, особенно когда указанное в Легенде кафе закрыто, на спецобслуживании в выходные дни и т. д., а ведь известно, что более 200-300 км без горячего плотного обеда любитель-шоссейник с ходу не проедет; перекусывают и отдыхают на обочине или на заплеванной автобусной остановке; спят там, где закончатся силы...

Во многом это объясняется отсутствием условий на дороге как проезжей части: невелика дорожная сеть, большой, и особенно грузовой, трафик по ним, плохое качество покрытия и грязь на проезжей части независимо от погодных условий, узость дорожного полотна, отсутствие асфальтированной обочины, низкий уровень безопасности велосипедистов.

Отсюда невысокая сегодня популярность шоссейного вида и у спортсменов, и у любителей, ну а рандоннеры - традиционно наиболее небогатые велосипедисты из возможных.

Очень жаль, что эта "бюджетная" модель катания от "Каравана" прочно вошла в традицию и сознание марафонцев на шоссе, и машина или машины сопровождения, тренировки и бреветы в команде (не нарушая правил, разумеется), квалифицированная помощь врача, массажиста, наконец, спортивное сбалансированное питание с учетом личных пристрастий воспринимается не как плановая подготовка к бревету, а как Божий дар.

Питание на ходу

В раме велосипеда одна или две пары креплений под кронштейн для велобачка, а в шоссейной веломайке - три кармана на спине. Обычно это пластиковая фляга 0.5 л, в туризме удобнее металлический бачок или термос, в него можно залить горячий чай из котелка на привале. (К сожалению, по опыту использования такой термос от Zefal одинаково недолго держит напитки как горячими, так и холодными.)

Главное - качество загубника и/или крышки, ведь пьют на ходу. Именно для байка был придуман гидратор (Camelback), объем до 3 л, в рюкзаке с выпуском шланга на стропу на груди, чтобы пить при тряске. Это самый большой питьевой объем байкера, который тем не менее не отменяет присутствия бачков на раме: в гидраторе до сих пор отсутствует шкала уровня жидкости, а последняя имеет обыкновение внезапно заканчиваться.

Для туризма разработан регулируемый по высоте кронштейн под бутылки до 1.5 л.

Однако велотуристы пренебрегают возможностью пить и есть в седле, останавливаются, распаковывают рюкзак или достают из кронштейна (а не из кармана рюкзака или велоштанов) не соответствующую его габаритам, перевернутую вверх дном пластиковую бутылку, пьют, убирают и запаковывают, теряя и темп, и время, объясняя это только им понятным удобством.

Спецобслуживание

Спортсмены, марафонцы

В туристическом походе едят мало, быстро, на удивление стойко отказываются от мяса и рыбы. Многие постепенно и специально переходят к вегетарианству и даже сыроедению с тем, чтобы как можно меньше зависеть от обстоятельств в длительных путешествиях и питаться подножным кормом.

Другие, наоборот, крайне легкомысленно относятся к питанию, составляя детский рацион "пока мама на работе" из доширака, батона белого хлеба, пакета молока, упаковки арахиса и сникерса. Нетерпеливы и требуют действия. Важно вовремя занять их чем-то полезным для общества - напилить дров, починить байк, собрать палатку, или отправить на дистанцию раньше основной группы.

Вегетарианцы

Спокойные позитивные люди, однако склонны к спору о вкусной и здоровой пище. Нуждаются в свободе и понимании, без чего превращаются в зануд. В многодневном групповом походе стоит заранее учитывать выбор меню потенциального кафе или ресторана, иначе ваш необыкновенный участник останется голодным.

Однако, оставшись в многодневке один на один с вегетарианцем и тем более приверженцем сыроедения, примерный мясоед будет в незавидном положении, особенно в диких местах: сыроед сможет питаться буквально на ходу, например, из расчета 5 кг фруктов в сутки, в том числе потребляя часть жидкости из этой массы; тогда как его оппонент будет вынужден тратить если не деньги, то время на... охоту и приготовление пищи...

Женщины

Едят мало, часто, разборчивы и противоречивы: при спонтанной реакции на выбор продуктов могут предпочесть запыленный ларек на обочине соседнему гастроному.

Запасливы, скупы и одновременно... транжиры времени: из гипермаркета размером с футбольное поле после часового променада выходят с йогуртом и бананами и в любое время суток угостят ассорти из орехов и сухофруктов.

Важно понимать, что симпатичная половина человечества питается по-другому!

Неправильно ждать вожделенного живого супа la femme весь день и еще полвечера, а также отправлять женскую экспедицию за провиантом - предсказуемым результатом будет много-много мешочков с крупами и рожками и одна кривая банка тушенки...

В то же время во избежание противоречий между мужской и женской половинами разумно придерживаться классических по времени и объемам принятия пищи завтраку, обеду, полднику и ужину.

Дети

Физическая нагрузка и нагулянный аппетит решают все проблемы капризных туристов. Или позволяют на это надеяться. По крайней мере детям менее всего свойственно получать радостные впечатления от поглощения пищи...

Взрослые дети

Довольно многочисленная категория мужской части велосипедистов, представляющих, что булки растут на деревьях. Всю жизнь их кто-то кормит и покупает для них продукты. Ни о каком распорядке питания, диетах, выборе при покупке и рецептах приготовления пищи, сочетаемости основных продуктов они так и не узнали.

Поэтому посещение магазина и рынка для них шоу, цирк или джунгли, полные опасных приключений; ну а для товарищей - без помощи такому новобранцу - все может сложиться неутешительно, например, при расстройстве желудка подобного героя где-нибудь далеко в степи или горах.

Частности

Угощение на привале

Разнообразнейшие напитки, сыру - все возрасты покорны, бисквит, шоколадные конфеты, орехи, торт, шашлык, что-то необыкновенно приготовленное на костре или углях, местные деликатесы, фрукты.

На Открытии-Закрытии сезона, этом грандиозном поедании пищи и попойке, большая часть продуктов и даже напитков выставляется на скатерть общего стола, что, однако, не подразумевает обезличенного спонсорства - и в угощении нужно знать свою меру...

И все же большинство продуктов покупается исходя из масштаба индивидуального питания, а также известной экономии средств: рассчитывайте на свои предпочтения в еде, собственный аппетит и алкогольную норму, так как угощение товарищей по большей части носит церемониальный характер, и далеко не всегда приходится по вкусу и желудку избалованному гастрономическими приключениями путешественнику.

Алкогольные напитки

(Этот раздел относится исключительно к велотуристам...) Востребовано пиво как насыщенный калорийный напиток; особенно в обед и жаркий летний день как... замена супу; в том числе в ресторане при вкушении плотной жирной пищи.

Чем дороже отечественная марка, тем лучше неопытному желудку.

Наливки и настойки Кашинского и Новгородского ЛВЗ, суздальские медовуха, пиво и сбитень, вино - по вкусу на привале.

40%-ные и более крепкие изделия вредны со спортивной точки зрения, исключая привал с ночевкой, а также дневку.

Стоит уточнить, что разные напитки по-разному усваиваются разными велотуристами: то же пиво для одних - преимущественный напиток дня, для вторых - отличный катализатор пищеварения, для третьих - химический элемент, вводящий в предсказуемый ступор.

И если медицина учит, что алкоголь задерживается в организме на трое суток, то некоторые нестойкие участники могут просто банально сойти с дистанции не из-за небольшого опьянения, а из-за невозможности совместить алкоголь и езду в седле.

Употребление спиртных напитков на дистанции замечательно до первого ДТП, когда может выясниться, что, оказывается, в крови участника столкновения есть некий - уже не важно, какой - процент алкоголя...

В целом при езде по дорогам общего пользования, с трафиком автотранспорта, на скорости свыше 30 км/ч алкоголь противопоказан абсолютно: организм не успеет среагировать на изменение обстановки в доли секунды; ну а если без ханжества, то на пустынной грунтовке в полях и в лесу каждый волен выписывать кренделя по-своему...

Курение

В велопоходе и вообще на велосипеде сигарета выглядит нелепо и даже комично: вот многозначительная пауза и очередная затяжка с глубокомысленным прищуром глаз заканчиваются, импозантный герой садится в седло и разом вдруг сокрушает собственный романтический образ, быстро-быстро раскручивая педали... Исключение - на вечерней стоянке, когда тонкий и стойкий сигарный дым определенно кого-то напоминает...

Продуктовые сувениры

Самые распространенные из продуктов - алкогольные напитки, в большинстве походов покупаются без раздумий и сожалений. В многодневном походе покупаются накануне или в день отъезда: во всех смыслах слова тяжело возить раритет местного виноделия!.. Так же - банки тушенки, аджики, сосуды с соусами. Для бутылки желателен специальный узкий полотняный мешок по фигуре и с ручками...

Мелочи

Аптечка

Начиная с активированного угля и заканчивая индивидуальным допингом: иногда заехать на перевал помогают... леденцы "Полет"... В многодневном походе, несмотря на современную традицию независимости отдельно взятого индивида, желательно заранее собрать общую аптечку на группу. Даже если последняя будет состоять исключительно из разрядников спортивных велопоходов, все равно предводитель должен взять йод, бинт, пластырь и прочие примитивные обеззараживающие и противотравматические препараты.

Скатерть

Полезна в любом, а тем более в многодневном походе. Предусматривает упорядоченный стол и чаще всего круговую рассадку, или обед в положении от сидя до лежа. Подразумевает общий обряд принятия пищи и угощение товарищей. На привале - центр гастрономии. Разный формат и материал, от хлопка до заготовки из синтетического нескользящего полотна с возможностью выкройки любого размера и формы.

Другой вариант - применение непосредственно караванской скатерти - полупрозрачной кальки шириной до метра, когда участники плотно сидят рядами лицом друг к другу с обеих ее сторон, а стол не имеет ни начала, ни конца... Долго находиться за таким столом, особенно на Открытии и Закрытии велосезона, в тесноте невозможно, так же, как и есть с земли, сидя на корточках или подогнув под себя ноги. Поэтому обычно далее по программе - танцы, пиротехнические развлечения, купание, сбор грибов и ягод...

Упаковка

Удобны разнообразные контейнеры-непроливайки, куда поместится дневная раскладка, маринованное мясо, огурцы, салат, творог, та же брынза в обильном рассоле, шоколад, спрятанный от поломки плитки... Наиболее удачен вариант набора-матрешки, когда опустевшие емкости компактно убираются одна в другую. Костровой кан путешествует в полиэстровом мешке с утяжкой и не пачкает вещи угольной сажей. Так же и посуда для горелки. Эти емкости - те же контейнеры: купили продукты, овощи, фрукты - помыли, вытерли или стряхнули воду и уложили в готовую жесткую форму, чтобы не помять.

Мусор

Варианты по возможности: закопать, сжечь, взять с собой и выбросить в контейнер по дороге. Вредно сжигать полиэтилен и вдыхать пары сгорания. Тем не менее в обычном походе все сжигается и сгорает в сильном пламени; на всем известной июльской стоянке на Медведице лежит стеклянный камень из расплавленных бутылок...

Моветон

Байкеры в магазине

Великое стояние на трофи-рейде. Традиционный караванский трехдневный велопоход по пересеченке. 30 не голодных и бывалых участников. Первая электричка из Москвы. В губернском городе N в девять утра. Супермаркет - закупка на общий стол - завтрак в кафе - выезд к маршруту в полдень... - транзит 40 км асфальта - сельский магазин в К... - обеденное время, собственно начало грунтового маршрута... Трапеза на ступенях ...Магазин! Бросив в миргородской пыли на проезжей части неопределенного цвета велосипеды, байкеры с запекшимися от жажды губами быстро покупают пиво в банках и садятся на ступеньки, в упор не замечая местных бабулек с сумками, боязливо перешагивающих через заляпанные грязью ноги в велотуфлях... На солнце не пахнет ...Магазин на семи ветрах. Бесконечные хождения внутрь-наружу, мороженое сменяет бананы, "Сникерс" - бабаевский батончик. Толпа байкеров совершенно тупо стоит или даже сидит с разноцветными обертками в руках и обсуждает свои интересы в полутени у северной стены местного "очага культуры", куда к вечеру привыкли отливать лишнее проезжие автомобилисты... "Ура, магазин!" ...Три десятка байкеров подъезжают к заветной стене, поочередно ставя велосипеды один ко второму, второй к третьему. Первые вышедшие с продуктами не в состоянии протиснуться к своим плотно прижатым велоштанам в первом ряду, другие силятся достать кошелек из второго ряда, третьи как ни в чем ни бывало перекладывают свои вещи, не обращая внимания на товарищей...

Голод не тетка ...

Байкеры спускаются из электрички на землю, поют птички, на заброшенной станции утро. Сложная петля между сараев и гаражей ведет к магазину на проезжей дороге... Разноцветная толпа суетится с рюкзаками, кто ест, кто пьет, из переулка выскакивают отставшие и с ходу вылетают на противоположную обочину. Вот первым рванул поперек асфальта паренек в черных одеждах - на глазах байкеров и старушек на автобусной остановке напротив его как воробья на лету бьет наземь красная "Нива". Бабки ахают в голос, тетка за рулем белеет что яблоня весной, неудачник вскакивает из-под капота и стряхивает пыль с восьмерки на переднем колесе в десяти метрах от заветного входа...

Необыкновенная сосна ...

Разбитый грейдер, приметный раскидистый силуэт за пыльным кюветом, "Перекус!". "Сосна выделяет фитонциды, которые отпугивают насекомых. Поэтому под ней их не бывает", - говорит не ботаник, но авторитет на колесах. Едва усевшись, байкеры понимают, что кто-то приманивает сюда комаров, несмотря на свойства замечательного дерева... Арбуз и поросята ...Где-то в Европе. Едут наши байкеры по дороге с арбузом, который уже хочется съесть. Где же остановиться? На стриженной лужайке, на озере, в деревенской кондитерской за плетеным столом? Выбрали по туристской привычке - замусоренный хворостом глухой сосняк, рядом фермерский хозяйственный двор и хрюкает поросенок - вот то, что привычно - что надо...

Вековые ценности ...

Под зеленью старинных барских лип в сельце А. N-ского уезда. Пикник на горе у разбитой рыже-кирпичной церкви с видами на нижний пруд, дорогу, еловый лес... Хорошо посидели байкеры, собираются в путь, собрали мусор в пакет - куда деть? Вот оторвались от притяжения земли - вдруг открывается им гигантская деревенская помойка в крапиве - эврика! Уже занесена рука байкера запульнуть в нее мешок, как гнусавый пьяный голос и говорит: "А ну только попробуй бросить, сейчас всю кучу убирать будешь..."

Хочу чаю ...

В горном ресторане в... Венгрии. Обеденное время, жара, байкеры садятся в тень веранды. Официант записывает заказ от каждого, очередь третьего блюда. "Пожалуйста, чай с лимоном". "Нет, два чая с лимоном". Официант не понимает и переспрашивает. Именно так - два чая с лимоном. Следуют некоторые затруднения с переводом с венгерского и английского на русский и обратно, приглашенный метрдотель (на фоне почти полного отсутствия посетителей) подчеркивает, что в меню такого блюда нет. "Но есть ли чай?" Говорят - да. "А лимон?" Есть на кухне. "Тогда положите его в чай". "Зачем?!" Женщины-байкерши не выдерживают и заявляют: "Здесь есть нечего!" (Бедняги венгры почти не пьют чай, лимон кладут в европейского рецепта коктейли и по старинной традиции сервируют стол графином воды под жирную острую пищу.)

"Ваша овсянка, сэр"

Для новичка и неопытного катальщика даже обычный однодневный велопоход на 70-90 км - сильнейшая встряска организма. Проспать завтрак, отказаться от супа на привале, выпить всю воду и не взять ее запаса с собой - и вы физически не доедете к вечеру до станции: калории истрачены, силы иссякли. Бешеный пульс, пот градом, радужные круги перед глазами... Анемия, головокружение от утреннего, еще быстрого катания, спины товарищей удаляются и пропадают за поворотом... Без тренировки, наката километров, опыта катания качество и комфорт питания напрямую влияют на езду новичка. Не так даже важно, что вы скушали, - нужно сделать это вовремя.

Опытного байкера однажды подстерегает рубеж 100 км. Обычно это касается состояния не физической, а функциональной формы (выносливости), но и питание здесь может или подвести, или помочь преодолеть нагрузки. Почему-то при прокате, ближе к этой цифре, возникает некоторая усталость, потеря темпа на пересеченной местности. По возможности стоит собрать группу и устроить короткий перекус, что разумнее, чем на последних силах доезжать известные в караванском фольклоре 7 км до станции...

На марафоне не менее важно регулярно питаться, используя и свои запасы, и пункты питания, и возможную помощь своих тренеров и "кормильцев". Остаются в памяти гонки, когда жаль терять секунды на ПП, и два-три-четыре десятка километров проезжаются насухо; вдруг - неожиданно - заканчиваются "батарейки": свой пульс, мышцы свежие, дыхание в порядке, все под контролем, а спортсмен буквально останавливается - не на чем продолжать движение. Как только вы делаете глоток жидкости, берете сухарь, конфету, пригоршню изюма... - поехали с места с ветерком. При эпизодическом участии в соревнованиях необязательно и даже рискованно заменять условный бутерброд вполне конкретным гелем, не вникнув в особенности спортивного питания, однако если ваше увлечение гонками зашло уже далеко, то резонно перейти на специализированное спортивное питание.

Расписание питания велотуриста

Завтрак - дома, под тентом палатки, в кафе - утром с 7 до 10 ч... Второй завтрак, он же перекус - на дистанции, у культурного объекта, в кафе - в 11-12 ч; или примерно через два часа после начала маршрута. Обед - на привале, в ресторане - в 13-14 ч; и не позже 15 ч при любом распорядке дня, независимо от обстоятельств. Полдник, еще один перекус - в 17-18 ч. Ужин - в форме перекуса на станции в кафе, в электричке; в походах с ночевкой - в кафе, на стоянке; после 19 ч.

Велопоход от магазина Быть может, это покатушка?.. Когда утром с электрички толпа байкеров прямиком заезжает к торговой точке - пиши пропало. Наверное, байкеры не позавтракали, или их дома не кормят, и продукты они не покупают, и сами не готовят, поэтому и закупают, что и где придется, и питаются не в одно время, а когда приспичит... Может, им и кататься не хочется, и поход так же покатится, от магазина до магазина? В целом этот отрицательный пример не только не сплачивает группу, но и поощряет несобранность: редкий байкер при малейшем побуждении к пище потом не крикнет, когда следующий магазин.

Отсюда и мораль такого питания - купить что-нибудь побыстрее, тут же съесть - приглушить голод, к обеду - колбасу, а суп сварить лень, да и не в чем - котелка нет, а очень часто и кружки... Из магазина такой байкер выходит со сладким набором школьника независимо от времени суток: мороженое, сладкие сырки, печенье, пряники, чипсы, кока-кола... Сытости эти дары не дают, и на привале наш герой вынужден принимать угощение "настоящей" едой из отожженных в костре, чтобы не пахли, консервных рыбных и обрезанных пивных банок...

При весе заплечного рюкзака летом 4-5 кг добавка 2-3 кг продуктов утром для байкера нечувствительна и не составит труда докатить до электрички, не говоря о велоштанах на 10-12 кг снаряжения. Какие же доводы в пользу начала и частых остановок у магазина? Вывод на поверхности... перед магазином: одновременно с закупкой это еще и место принятия пищи - так сказать, едальня на открытом воздухе. Не в живописном месте, на туристической стоянке, рядом с памятником культуры, нет - и самого неподходящего места не найти...

Ничтоже сумняшеся довольные визитом байкеры, широко раскидав по обочине, если не по проезжей части, велосипеды, встают в кружок, усаживаются на асфальт, ступеньки, завалинку, да на что придется рядом с магазином: проезжая дорога, ветер, пыль, машины, хождение туда-сюда покупателей, площадка перед магазином как правило замусорена или в лужах, теневая стена и сторона оприходована любителями пенного напитка, тут же пьяницы, попрошайки, бродячие собаки... Иначе говоря, у всех посетителей здесь дело, и только байкеры по нелепой традиции тут отдыхают, ну и подкрепляются...

Окончательный регламент

Питание велосипедиста, в велопоходе и на гонке - не главная, но важная часть целого - успешного катания.

Нельзя игнорировать питание - например, вместо диеты отказываться от продуктов вовсе или тянуть день на сухариках, а вечером дома не удержаться от полуторной дневной нормы или нескольких банок пива подряд...

Неправильно преувеличивать его значение для достижения результатов, которые дает тренировка, а не допинг...

И это несложно - два-три раза за велопоход откушать вовремя и посвятить время велосипеду, но не магазину.

Приятного аппетита!

Материал отражает точку зрения автора.