Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

Тихая светодиодная революция

Юрий Разин.

“И была тьма кромешная, и дух байкера летал над пустынными водами. И сказал он: “Да будет свет!” И стал свет. И увидел он, что это хорошо”!

В темное время суток фонари нужны всем велосипедистам. Байк едет быстро и тихо. В шумном городе его практически не слышно, а когда становится слышно, то обычно уже поздно. Байкер должен быть хорошо заметен издалека. В идеале ночью на автомобильной трассе он должен напоминать новогоднюю елку, сбежавшую с детского праздника.


Вело фонари, прошли долгий путь с 60-х годов XIX века. Начав со свечных и масляных, к концу века XX они пришли к криптоновым, галогенным и ксеноновым лампам, энергоемким и компактным батарейкам и аккумуляторам. Но, несмотря на все успехи и новые технологии, оставались нерешенными серьезные проблемы.

Лампы накаливания стали излучать больше света, но и потреблять энергии стали существенно больше. Несмотря на успешное внедрение галлогенидного цикла, срок службы ламп ещё сравнительно невелик, не более 2000 …3000 часов. Раскаленная спираль и стеклянная колба не любят резких толчков и ударов. КПД малогабаритных ламп накаливания мал, и мы за свой счет обогреваем окружающее пространство и увеличиваем энтропию Вселенной. В результате свежие батарейки и аккумуляторы досуха высасываются за 3-5 часов. В городе аккумулятор можно зарядить, а что делать в автономном многодневном походе, – тащить с собой килограммы батареек? Перспектива не радостная.


Но тут начали появляться LED (Lighting Emission Diode) - светодиоды с интенсивным светоизлучением. Изобретены они были еще в 60-х годах. Но дороговизна и низкий световой КПД мешали их массовому применению. Поначалу их ставили только в мигалки. В 90-х годах прошлого века произошел технологический прорыв, и светодиоды начали занимать прочные позиции в фонарях, фарах, прожекторах.

Рис 1. Конструкция стандартного 5-мм светодиода.

Первой оснастила свой ручной фонарик белыми светодиодами фирма LUCIDO в 1995 году. К 2000 году стали появляться фонари на руль и налобные с LED.


Преимущества LED-светодиодов:
1. Долгий срок службы. Обычно до 100 000 ч, это около 11 лет.
2. Устойчивость к ударам, перегрузкам, вибрациям.
3. Высокий КПД, отсутствие нагрева при работе.
4. Светоотдача, более высокая, чем у ламп накаливания.
5. Низкое потребление энергии.
6. Миниатюрность, простота конструкции, встроенная оптика /линза, отражатель/.
7. Высокое быстродействие.

Что дают светодиоды?


Возрастает надежность, не надо снабжать фонари запасными светодиодами. Так как светодиод является практически точечным источником света, то легко формируется равномерно освещенное, большой площади, правильной формы световое пятно. Нет слишком ярких и почти черных участков, рефлексов, полос, искаженного изображения спирали и конструкций лампы. Периферийная зона получается равномерно освещенной.

 

Рис 3. Схема света. (Рис. Алексея Сигаева)


При низком расположении фонаря, у оси колеса, луч идет под острым углом к дороге, которая освещена неравномерно, зато хорошо виден рельеф и все детали перед колесом. Но если дорога “колдобистая”, то возникают тени и эффект “лунной поверхности”.

Фонарь на руле. Угол падения луча более вертикальный. Область перед байком освещена более равномерно. Теней практически нет, но рельеф дороги виден не так хорошо.

Налобный фонарь. (На рисунке не показано) Дорога освещена ещё более равномерно, рельеф различается ещё хуже, но легко можно осветить любой участок, как на дороге, так и сбоку. Очень удобно при прохождении поворотов.

Аккомодация человеческого глаза - процесс медленный. Если впереди слишком яркое, слепящее световое пятно, то вокруг ничего не видно. Глазу может потребоваться до 15 секунд на привыкание к темноте.

LED-светодиоды позволяют получить большую, оптимально освещенную область перед байком и видеть, что делается вокруг. Они имеют хорошую цветопередачу, т. е. цвета поверхностей, воспринимаются как при естественном, дневном освещении и позволяют получить хорошую освещенность при малой мощности LED. Глаза меньше устают и быстрее можно распознать препятствие на дороге. Одного комплекта свежих батареек теперь хватает на то, что бы пойти в многодневный, автономный поход или откатать всю осень, прихватив зиму и начало весны.

Некоторые полезные сведения.


Площадь освещенной зоны перед велосипедом зависит, прежде всего, от количества светодиодов. Ее освещенность зависит как от количества LED, так и от яркости их свечения. Поэтому фонари с одинаковым числом светодиодов, могут сильно различаться по световым возможностям, если светоотдача диодов разная. А чем меньше светоотдача, – тем меньше цена.

Существуют два способа переключения световых режимов фонаря: коммутация, когда светит разное количество светодиодов; изменение напряжения питания, когда количество светодиодов не меняется, но светят они с разной яркостью.

Выбор подходящего варианта – дело вкуса.

Первый способ проще, дешевле, но световые характеристики при переключении меняются достаточно сильно.

Второй способ дороже, сложнее, требует применения электронных схем управления, чуть менее надежен, но площадь светового пятна при переключении режимов меняется мало.


Яркость свечения светодиодов, а, следовательно, дальнобойность и освещенность постепенно уменьшается по мере разряда батарей. Скорость разряда зависит от типа батарей, нагрузки и температуры воздуха. Все паспортные характеристики достаточно точны, если установлены алкалиновые или литиевые батарейки и температура +20С.

 

Рис 2. Светоотдача LED в зависимости от длины волны /цвета/.
Светоотдача измеряется в люменах на 1Ватт. За Ватты мы платим деньги, покупая батарейки или заряжая аккумулятор, на выходе получаем световой поток. Справа, вертикальная шкала светоотдачи обычных источников света. Видно, что LED уже превосходят люминисцентную, ртутную и галогенную лампы. В вело фарах используют галогенки от 2,4 до 10 Вт, и тут преимущество светодиодов ещё больше, - чем меньше мощность и размер лампы накаливания, тем меньше КПД и больше денег уходит в бесполезное тепло.


Кроме давно и хорошо известных криптоновых и галогенных ламп накаливания появилась новая разработка – лампа со спиралью, которую называют по-разному: ксеноновая лампа высокого давления, HXP – лампа, ксенон - галогенная лампа, ксеноновая лампа.

Информации мало, но известно, что работает она по галлогенидному циклу, внутри смесь ксенона с другими газами, благодаря этому температура спирали и светоотдача выше, чем у обычных галогенных ламп. Несколько больше и потребление электроэнергии. Светят бело-голубым светом. Далее будем называть такие лампы ксеноновыми.


На горизонте уже обозначились Metal Halide bulb technology - газоразрядные ксеноновые лампы высокого давления. Спирали нет, а есть электрическая дуга в колбе, заполненной ксеноном под большим давлением (около 30 Атм в нерабочем состоянии и около 120 Атм в режиме горения) и солями металлов. Такая лампа имеет цветовую температуру около 4300 градусов по Кельвину по сравнению с 2800 - 3100К у стандартной галогенной лампы, кстати, у солнечного света при голубом небе в полдень - 6500К, в 2 раза большую светоотдачу и меньшее потребление. Кроме батарей нужен высоковольтный блок поджига и питания. Срок службы – более 1000 ч. Правда, стоимость их пока заоблачная!

Все больше производителей начинают выпускать фонари с LED-светодиодами, больше появляется моделей, легче становится подобрать себе подходящий вариант.

Итак, что мы имеем?

ФОНАРИ НА РУЛЬ.

CAT EYE.

В 2003 г. появилась новая линейка фонарей для байка с креплением на руле: HL-EL110/200/300 с одним, тремя и пятью светодиодами соответственно.

Используется технология концентрации светового пучка Opti Cube (оптический куб), когда каждый светодиод имеет свою оптику, собирающую и фокусирующую свет. HL-EL300 светит непрерывно более 100 часов от 4 батареек формата АА. Режим работы только один – номинальный. Легкими нажатиями на кнопку, не выключая фонарь, можно “подмигивать” окружающим предупреждая о своем приближении. Оптика и мощные светодиоды создают яркий и плотный пучок света, сравнимый со светом галогенной фары средней мощности. Причем, концентрированный луч бьет метров на 50…60, а световое пятно имеет хорошо очерченные границы. В корпусе фонаря есть боковые вырезы, благодаря которым свет хорошо виден справа и слева, что в сочетании с неплохой периферийной подсветкой повышает безопасность на ночных дорогах.

WESTON POINTER Ltd.

Фонарь RHL-03 с тремя светодиодами крепится на руле байка, питается от 2 батареек формата АА и относится к отряду фонарей “ближнего боя”. Имеет два режима работы - постоянного свечения и проблесковый. Время непрерывного свечения - 150 часов. Инсталлируется на руль легко, быстро и без инструментов. На дороге перед байком создает не слишком большое световое пятно. Рекомендовать его для серьезных, сложных поездок, например 24-часовых гонок, трудно.

Но при этом он обладает массой других достоинств. Легкий, компактный, удобный и простой в обращении, он может быть прекрасным “габаритом” в городе, на освещенных трассах и служить хорошим ручным фонариком на биваке, в палатке, при мелких ремонтах. Свет хорошо виден справа и слева, а проблесковый режим очень полезен на перекрестках, развилках, съездах на трассу, разворотах, так как привлекает внимание водителей. Корпус у него брызгозащищенный, но сделан аккуратно, надежно, все стыки имеют резиновые уплотнения, и RHL-03 безболезненно выдержит краткое попадание в воду.

Россия богата своими Ньютонами, Кулибиными и Эйнштейнами.

Если идея витает в воздухе, то грех ее не реализовать. Алексей Сигаев из клуба “Цвет”, успешно ошиповав шины, решил разобраться со светом и, не пожалев, любимую мышку от компьютера сделал фонарь на 6 LED, который установил на руле своего байка. Он разместил светодиоды в одной плоскости без общего отражателя, закрыв снаружи стеклом. Выключатель расположил снизу, дабы не затекала вода, а батарейки в подрамной сумке. Время непрерывной работы от одного комплекта батарей составляет не менее 70 часов. Фонарь дает широкое равномерно освещенное, чуть уступающее по яркости галогенке средней мощности, бело-голубоватое пятно света, которое позволяет комфортно чувствовать себя в достаточно сложных условиях: узкая тропинка в лесу, грязный, колдобистый проселок, сильный дождь. На привале им очень удобно освещать общий стол во время ужина или устанавливать палатку.

Сейчас Алексей сконструировал мощную фару на 10 LED-светодиодах с оригинальной системой питания и очень интересным дизайном.

Подробности можно посмотреть на сайте: http://alekssi.narod.ru/ .

НАЛОБНЫЕ ФОНАРИ

PETZL.

Основные универсальные налобные фонари DUO и DUO BELT оснащаются сейчас модулями с тремя LED-светодиодами (300часов работы), пятью (250часов) или восемью LED-светодиодами и имеют гораздо больше возможностей по сравнению с прежними версиями, когда в качестве экономного источника света служила малогабаритная лампочка накаливания.

Прежде всего, резко возрастает срок работы с одним комплектом батареек - c 36 до 180 часов в экономном режиме.

Это режим ближнего света, когда восемь светодиодов создают достаточно большое, не очень яркое световое пятно перед велосипедом, которого вполне хватает в городе, чтобы самому увидеть внезапное препятствие на дороге и быть хорошим “габаритом” - заметным каждому, кто идет или едет.

Это “бивачный” режим пешего перемещения, поиска дров, жизни в палатке и ремонтов в темноте.

Оптимальный режим модуля 8 LED - 40 часов работы.

Это основной режим перемещения по мало освещенным грунтовкам и проселкам. Освещенность пятна позволяет достаточно детально на расстоянии 8 – 10 м видеть дорогу и поддерживать неплохую среднюю скорость. Боковые зоны хорошо освещены и помогают ориентироваться в темноте.

Режим максимальной яркости - 14 часов работы. Вроде бы немного, но галогенная лампа высасывает батарейки всего за 9 часов. Кроме того, в максимальном режиме модуль светит как яркий прожектор, вполне сопоставимый с галогенным, он создает большую освещенную область на расстоянии 18–20 метров. Его можно применять для особенно трудных условий: дождь, большая скорость, плохая дорога

Фонарь держится на шлеме с помощью двух строп. Угол наклона луча и фокус галогенной лампы регулируется. Оптический блок защищен от ударов широким, толстым резиновым кольцом.

Компактная кассета для 4 батареек LR14 соединена с фонарем длинным шнуром. Корпус сделан герметичным, и спелеологи ныряют с ним через сифоны в пещерах, предварительно сунув кассету с батарейками в полиэтиленовый пакет и обмотав скотчем. Когда батарейки истощены почти до предела, модуль автоматически переходит в экономный режим, продлевая время работы фонаря.

Я поставил модуль 8 LED и свежий комплект батарей в свой видавший виды DUO BELT в ноябре 2002 г., а в марте, когда батарейки разрядились и, галогенка уже тлела темно-желтым цветом, модуль поддерживал все три режима работы, правда, с меньшей яркостью.

Фирма PETZL расширяет линейку своих универсальных налобных фонарей, новыми моделями с общим названием MYO.

Кроме того, на смену хорошо известному микро фонарю TIKKA с тремя светодиодами и батарейками таблеточного типа приходит новая разработка, которая называется TIKKA PLUS.


Фонари MYO имеют светодиодный блок на 3 или 5 LED и новую малогабаритную ксеноновую лампу с регулировкой фокуса. Всего планируется выпускать четыре модели MYO 3 и 5 с пластиковой кассетой для 4-х батареек АА на затылке, MYO BELT 3 с аналогичной кассетой с клипсой на длинном шнуре и MYO BELT 5 с кассетой для четырёх батареек LR14 как у фонаря DUO BELT.

У фонарей новая компоновка. Светодиоды расположены снизу, под отражателем ксеноновой лампы корпус, которого служит для включения световых режимов, фокусировки и регулировки угла наклона луча, что удобно делать даже в толстых перчатках. Модели MYO / MYO BELT 5 имеют оригинальную систему питания светодиодов, которая обеспечивает режим “продленной яркости”.

Несмотря на разряд батареек, специальная микросхема стабилизирует рабочий ток протекающий через LED и поддерживает высокую яркость свечения длительное время. Затем, когда батарейки почти полностью истощены, светодиоды автоматически переключаются в экономный режим свечения.

Для характеристики времени работы этих фонарей надо вводить уже два значения:

а) режим продленной яркости,
б) полное время свечения.

Например, для MYO BELT 5:

ОПТИМАЛЬНО:

а) 90ч. >
б) 210ч.;

МАКСИМАЛЬНО:

а) 26ч. >
б) 220ч.;

ЭКОНОМНО:

а) 280ч. >
б) 360ч.

Ксеноновая лампа питается напрямую и работает 11ч. Фонари MYO / MYO BELT 3 имеют только один режим работы LED и светят 180ч., а ксеноновая лампа 4ч.

Каждый фонарь имеет запасную лампу. Малогабаритная ксеноновая лампа потребляет меньше чем галогенка стандартного формата, и по размерам ближе к точечному источнику света. Благодаря этому, основное световое пятно и периферийная зона, освещены более равномерно, меньше темных и светлых пятен и полос. Фонари хорошо держатся на шлеме с помощью двух строп и имеют защиту от случайного включения. Вес оптического блока небольшой: 140 … 170г. и практически не ощущается на голове. Даже минимальный вариант - MYO BELT 3, благодаря мощным светодиодам и правильному отражателю, достаточно уверенно освещает дорогу перед байком. Ксеноновая лампа светит очень хорошо. Большой диапазон фокусировки позволяет иметь центральное световое пятно необходимого размера, оптимальной яркости, равномерной освещённости и отчетливо видеть дорогу на 15 … 17 метров перед байком. При фокусировке на “даль” тонкий, сконцентрированный луч бьет далеко вперед расстояние 90 … 100 метров. Широкая периферийная зона сильно облегчает движение по лесу и узкой извилистой тропинке. Можно сказать, что получился весьма удачный универсальный фонарь.


TIKKA PLUS. Изменился формат фонаря. Оставаясь микро, он приобрел еще один светодиод – теперь их 4, батарейки пальчиковые, три штуки, размер ААА. Режимов работы стало четыре: максимальный – 80 часов, оптимальный – 120 часов, экономный – 150 часов и проблесковый – 400 часов. Вес 78 г – с батарейками.

TIKKA PLUS имеет одну широкую мягкую стропу и регулируемый угол наклона луча. Корпус сделан из более прочного и стойкого к ударам пластика. Большая и удобная кнопка переключения режимов размещена сверху.

Фонарь ZIPCA теперь будет называться ZIPCA PLUS и также иметь 4 светодиода, пальчиковые батарейки и четыре режима работы. Регулировки наклона луча у него нет. Он имеет тонкие, прочные резинки и мягкую подушечку на затылок и легко фиксируется на руле, играя роль передней фары или мигалки.

Несмотря на микроформат, TIKKA PLUS перешел в следующую “весовую” категорию. Четыре ярких светодиода создают хорошо освещенную зону перед велосипедом, а большое количество функций сильно облегчает жизнь в походах, поездках, быту.

LUCIDO Налобный фонарь Lucido Т61 имеет ксеноновую лампу и 6 LED-светодиодов, которые светят вперед и 1 LED-светодиод красного цвета, мигающий назад.

Три батарейки формата АА снабжают энергией все это хозяйство. Тока хватает на 3,5 часа, если непрерывно работает ксеноновая лампа, или на 300 часов (по паспортным данным), когда в самом экономном режиме светят два светодиода. Время работы в остальных режимах лежит в промежутке между этими значениями.

Lucido Т61 самый продвинутый фонарь. У него насчитывается девять режимов работы!

1. Экономично - горят 2 светодиода.
2. Номинально - 6 светодиодов.
3. Прожектор – ксеноновая лампа.
4. SOS – подача светового SOS-сигнала.
5. Rear Light – мигает задний “габаритный” светодиод, встроенный в кассету.
6. Rear Light + 2 светодиода.
7. Rear Light + 6 светодиодов.
8. Rear Light + ксеноновая лампа.
9. Сервисный – контроль разрядки батарей.

При выключении фонаря, он “запоминает” какой был режим и при включении, начинает в этом режиме работать.

Вес – 105 г без батареек.

Фокус ксеноновой лампы не регулируется. Вертикальный наклон луча можно плавно менять в широких пределах. Пластмассовая кассета для батареек связана с фонарем витым шнуром и может располагаться на затылке или во внутреннем кармане куртки. Фонарь имеет одну стропу. На шлеме держится хорошо, вес фонаря и кассеты, даже при резких поворотах головы практически не ощущается. Защищенные от дождя, корпуса кассеты и фонаря сделаны из ударопрочной пластмассы. Световой блок можно повернуть вокруг своей оси, спрятав оптику от повреждений, а фонарь от случайного включения во время транспортировки. Ксеноновая лампа дает достаточно узкий и дальнобойный луч света с небольшим бело-голубым оттенком. LED светодиоды, расположенные по бокам светового блока создают широкую, периферийную, диффузную световую зону с большой, яркой и равномерно освещенной центральной областью. Наличие заднего красного габарита увеличивает безопасность, как при движении группой, так при поездках в городе и по авто трассам. Морзянка нынче выходит из моды, но сигнал SOS имеет много шансов привлечь к себе внимание. Lucido Т61, таким образом, является очень легким, многофункциональным, компактным и комфортным источником света, как для сложных походов, так и для отдыха на природе.

FAVOR LIGHT.

В линейке три фонаря с LED светодиодами LONG WAY, ULTRA BRIGHT и SUPER STAR.


LONG WAY имеет один светодиод с линзой, которая концентрирует световой луч, и одну галогенную лампу мощностью 5 Вт. Четыре батарейки формата D в отдельном пластмассовом футляре, соединенном с корпусом длинным шнуром, который подсоединяется к корпусу с помощью разъема, обеспечивают 11 часов непрерывной работы галогенки и 200 часов LED. Благодаря линзе световой луч от светодиода напоминает луч прожектора. А пятно получается четким, круглым, но на расстоянии больше 3 … 4 м несколько бледным. Луч галогенки весьма мощный и яркий, его можно фокусировать и менять угол наклона.


На голове или шлеме крепится с помощью двух широких мягких строп. Футляр для батареек имеет прищепку для крепления на поясе и может размещаться также в кармане куртки, рюкзаке, поясной сумке. Передняя часть корпуса фонаря защищена от ударов широким резиновым кольцом. Корпус фонаря защищен от осадков, футляр для батареек благодаря хорошим резиновым уплотнениям не заметит купания в воде, - за 3 часа проведенных на дне ванной внутрь футляра не просочилось, ни капли воды.

ULTRA BRIGHT очень компактный налобный фонарь, близкий по размерам к микрофонарям, снабжен 3 LED-светодиодами, которые питаются от трех “пальчиков” размера ААА и могут непрерывно работать не менее 80 часов. Имеет три режима: экономный (включен 1 светодиод); нормальный (2 светодиода) и максимальный (3 светодиода). Регулируется наклон фонаря. На голове или шлеме он фиксируется с помощью двух широких строп.

SUPER STAR универсальный налобный фонарь, имеющий три LED-светодиода и криптоновую лампу, работает от трех пальчиковых батареек размера ААА. У него три режима работы: с криптоновой лампой 3,5 часа, с тремя LED-светодиодами более 80 часов, с двумя LED-светодиодами более 100 часов. Имеет регулировку фокуса и угла наклона луча. Вес 95 г без батарей. На шлем крепится с помощью двух регулируемых строп. Оптический блок защищен от ударов широким резиновым кольцом. Батарейки размещены в пластиковой кассете, которая составляет единое целое с оптическим блоком. Фонарь хорошо держится на шлеме, а три светодиода неплохо справляются со своими обязанностями. Если надо осветить, что - либо на большом расстоянии или проехать трудный участок, то поможет криптоновая лампа.

WARNING! Под одинаковым названием ULTRA BRIGHT одновременно существуют два разных налобных фонаря. Один из них выпускается фирмой FAVOR LIGHT (описан выше), другой - фирмой OMBU и получил уже достаточно широкое распространение.

OMBU ULTRA-BRIGHT – действительно универсальный фонарь, пригодный на все случаи жизни. Он удобно крепится на голове или шлеме с помощью двух широких, мягких регулируемых строп, причем шаровой шарнир позволяет направить световой луч в любом направлении и под любым углом к горизонту. Он имеет 3 светодиода и три батарейки размера ААА. Время непрерывной работы более 50 часов. Режим работы один – номинальный. Светодиоды образуют перед велосипедом устойчивое, средних размеров, не очень яркое пятно, позволяющее не спеша передвигаться в темное время суток по не слишком сложным дорогам. Фонарь можно отстегнуть от пряжки, которая держит стропы, и с помощью клипсы (прищепки) прикрепить в любом необходимом месте - к ветке дерева, растяжке палатки, к нагрудному карману, к байку и т. п. Пользоваться им очень удобно, и не только в походе или ночной поездке, но и дома, на даче.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.


Служить записным Парисом и раздавать направо и налево пронумерованные яблоки - занятие не самое интересное. Часто бывает непонятно, за что досталось первое место, почему второе, третье….

Гораздо, разумнее и полезнее посмотреть на одни и те же фонари с разных точек зрения и выяснить, на что их можно с пользой употребить.

1. Количество режимов.

Lucido Т61 явно вне конкуренции. PETZL DUO BELT и MYO BELT 5 следует за ним по пятам в компании с TIKKA PLUS, FAVOR LIGHT ULTRA BRIGHT и SUPER STAR. Но если к световым режимам добавить еще другие возможности, то можно присоединить OMBU ULTRA-BRIGHT.

2. Защита от воды.

Тут максимальные возможности у DUO BELT. С ним можно нырять.
Неплохие влагозащитные свойства у RHL-03 и футляра для батарей LONG WAY. Остальные будут надежно работать под сильным дождем, но купать их не стоит.

3. Защита от ударов.

Лучше всех защищен DUO BELT, – он создавался для спелеологов и альпинистов. Имеют дополнительную защиту SUPER STAR и LONG WAY. Другие модели специальной защиты не имеют. У Lucido Т61 в нерабочем транспортном состоянии стекло может

быть закрыто от повреждений и царапин. На остальные фонари стоит надевать чехлы.

4. Морозостойкость.

Лампы, светодиоды, микросхемы морозов не боятся. От холодов надо защищать батарейки, иначе они очень быстро “садятся”. Утепление батареек предусмотрено у DUO BELT, MYO BELT, Lucido Т61, LONG WAY и у фонаря Алексея. Батарейки можно прикрепить к поясу, положить во внутренний карман или в рюкзак вместе с каталитической грелкой.

5. Световое пятно.

Фонари на руль. Эффективнее всего светит CAT EYE HL-EL300, причем он больше напоминает прожектор и фонарь Алексея, который работает как широкоформатная фара. Налобные фонари. DUO BELT с 8 и 5 LED, Lucido Т61, MYO /MYO BELT 5, TIKKA PLUS – “Бог любит большие батальоны!”.

6. Время работы.

Неплохие данные – 150 часов - у RHL-03. У налобных. Проблесковый режим – 400 ч у TIKKA PLUS, чуть меньше у Lucido Т61. Экономный режим. Lucido Т61 с 2 LED – 300 ч., DUO BELT с 8 LED – 180 ч., с 3 LED - 300 ч, с 5 LED - 250 ч, LONG WAY с 1 LED – 200 ч., SUPER STAR с 2 LED – более 100 часов. Для FAVOR LIGHT ULTRA BRIGHT с 1 LED точных данных нет, но, вероятно, между 120 и 150 часами.

Все эти цифры, являются скорее иллюстрацией, а не сравнением, так как работает разное количество светодиодов с разной яркостью свечения. MYO BELT и LONG WAY, кстати, лидеры по времени работы лампы – 11 ч., причем у MYO BELT батарейки меньшей емкости.

7. Переключение режимов.

Коммутация светодиодов: Lucido Т61, FAVOR LIGHT SUPER STAR , ULTRA BRIGHT. Изменение напряжения питания: DUO BELT с 8 LED, MYO / MYO BELT с 5 LED, TIKKA PLUS.

8. Стабилизация тока – режим продленной яркости.

MYO / MYO BELT с 5 LED.

9. Проблесковый режим.

RHL-03, Lucido Т61, TIKKA PLUS, ZIPCA PLUS.

10. Защита от случайного включения.

DUO /DUO BELT, MYO / MYO BELT, Lucido Т61 и LONG WAY.

ПРИМЕНЕНИЕ.


А) Экстремальные ночные поездки и гонки.

На руль 2 фонаря CAT EYE HL-EL300, к сожалению, ничего подобного широкоформатному фонарю Алексея в продаже пока нет и налобный DUO BELT с 8 LED.

Б) Походы по сильно пересеченной местности.

На руль 1, а лучше 2 фонаря HL-EL300. Налобные DUO BELT с 8 LED, Lucido Т61.

В) Походы, поездки средней сложности.

На руль HL-EL300. Налобные DUO BELT, MYO / MYO BELT, Lucido Т61, SUPER STAR , TIKKA PLUS или LONG WAY.

Г) Несложные поездки, походы с большим количеством асфальта и ровных грунтовок.

На руль HL-EL300 или RHL-03. Налобные Lucido Т61, DUO BELT с 5 или 3 LED, MYO / MYO BELT, TIKKA PLUS, SUPER STAR , ULTRA BRIGHT, LONG WAY

Д) Город.

На руль RHL-03. Налобные Lucido Т61, DUO BELT и MYO / MYO BELT с 3 LED, TIKKA PLUS, SUPER STAR , ULTRA BRIGHT, LONG WAY.

РЕЗЮМЕ.

Успешно начался новый LEDниковый период!

НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Светодиоды сейчас бурно развиваются, дешевеют, занимают новые области, но вряд ли они полностью вытеснят лампы накаливания в ближайшие годы. Вероятно, лампы и LED будут сосуществовать параллельно, объединяясь по мере необходимости в одну систему. В налобных фонарях такой союз уже оформился и стал традиционным. Появляются фонари с креплением на руле с криптоновой, галогенной или ксеноновой лампой и несколькими светодиодами.

БЛАГОДАРНОСТИ.

Выражаю свою благодарность и признательность Андрею Мятиеву www.old-velo.ru
и Алексею Сигаеву http://alekssi.narod.ru/ за очень ценные консультации и предоставленные фонари.