Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |
Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XL сезон
Матчасть: Лом салон | Матчасть->велотехника: Культовые велотемы | Велосипедное колесо. Джобст Брандт | Профессиональное руководство по сборке колес. Роджер Массон | Справочник Сазерленда по велосипедной механике | КАРАВАН-велосипед | Велоцепь и уход за цепью (от КАРАВАНА) | Все о седлах | Калькуляторы расчета длины спиц | Каталог технических статей | Тихая светодиодная революция | Путь к девятой звезде Shimano | Статьи Шелдона Брауна: Каталог статей Шелдона Брауна | Памяти Шелдона Брауна | Велоцепь и уход за цепью. | Сборка велоколес | Седла | Кожаные седла | Размеры покрышек | 26-ти дюймовые покрышки | Самопроизвольное переключение | Прокладка тросиков | Настройка переключателей | Передний переключатель | Боль при езде | Привставание при педалировании | Старт и стоп | Торможение и повороты | Как переключаться? | Переставлять ли задние покрышки вперед | Сайт Шелдона Брауна | Матчасть->снаряжение: Каталог статей о снаряжении | Пилить и никаких гвоздей (Обувь для прогулок-пропиловок) | Снаряжение для вело походов | Велоэкипировка | Снаряжение для лыжных ПВД | Питание в походе | Выбор долговечной палатки | Туристский коврик | Фото в зимнем походе | Торможения и поворотыОригинал Braking and TurningШелдон Браун (Sheldon Brown) Перевод Ольга Павлова.
Как тормозить? Задним тормозом, передним тормозом, или обоими?Раз уж на велосипеде два тормоза, по одному на каждую руку, то неплохо бы уделить внимание их правильному использованию. Если, конечно, вы хотите научиться тормозить плавно и безопасно. Народная мудростьНародная мудрость рекомендует нажимать на два тормоза одновременно. Возможно, это и неплохой совет для новичков, еще не научившихся в совершенстве играть тормозами — но эти несчастные никогда не смогут затормозить так быстро и спокойно, как велосипедист, научившийся использовать передний тормоз. Максимальное торможение — прекратите паникуСамый быстрый способ остановить байк с обычной колесной базой — это зажать передний тормоз так сильно и резко, что заднее колесо почти оторвется от земли. В этой ситуации задний тормоз никак не влияет на торможение, потому что само заднее колесо просто теряет на некоторое время сцепление с грунтом. Я не полечу через руль?Задний тормоз вполне годится в ситуациях, когда сцепление с грунтом плохое, или когда переднее колесо скользит. Но для торможения на сухой мостовой хороший передний тормоз и без помощи заднего обеспечивает максимальное тормозное усилие как в теории, так и на практике. Если вы научитесь правильно использовать передний тормоз, то ваши поездки станут гораздо безопаснее. Многие байкеры воздерживаются от использования переднего тормоза — боятся перелететь через руль. Такое бывает, но главным образом с теми, кто не научился регулировать усилие, передаваемое на тормоза. Тот, кто надеется на задний тормоз во всех обстоятельствах, может попасть в неприятную ситуацию: потребуется резко затормозить, и, в панике зажав изо всех сил передний тормоз в надежде мгновенно остановится, велосипедист совершит классический «кувырок через руль». Jobst Brandt выдвинул правдоподобную теорию, согласно которой «кувырок через руль» происходит не столько из-за слишком резкого торможения, сколько из-за того, что во время собственно торможения велосипедист не работает руками «против торможения»: сам велосипед останавливается, тело же байкера продолжает движение, пока бедра не наткнутся на руль — и байк, не поддерживаемый весом седока, переворачивается. Этого не произойдет, если вы используете только задний тормоз, потому что как только заднее колесо окажется в воздухе, сила торможения перестает действовать. Однако, к сожалению, торможение только задним тормозом вдвое менее эффективно, чем торможение исключительно передним тормозом. Так что упование на задний тормоз небезопасно для тех, кто ездит быстро. Важно использовать собственные руки для контроля положения тела во время экстренного торможения — тогда и кувырков не будет. Фактически хорошая техника торможения подразумевает перенос веса за седло как можно быстрее, и перемещение центра тяжести как можно дальше. Этот принцип хорошо действует независимо от того, применяете ли вы задний, передний или оба тормоза. Использование обоих тормозов может вызвать так называемый «рыбий хвост» (fishtailing). Если заднее колесо заносит, задняя часть байка попытается «обогнать» переднюю, потому что в этот момент они имеют разные скорости. Как только задняя шина начинает скользить, она может сдвинуться в сторону так же легко, как и вперед — чего же в этом хорошего? Если вы не верите мне, возможно, John Forester убедит вас... см. его «Краткие инструкции по использованию переднего тормоза». (К сожалению, вышеупомянутый сайт не отличается постоянством содержания, поэтому, возможно, вам придется искать эту статью в «FAQ эхоконференции rec.bicycles». Английское название статьи: “Entry in the rec.bicycles FAQ on Front Brake Usage”). Учимся использовать передний тормозМаксимальный эффект от торможения проявляется тогда, когда передний тормоз зажат столь сильно, что заднее колесо оказывается на грани отрыва от земли. Когда такое случается, даже легчайшее нажатие на задний тормоз приведет к заносу заднего колеса. Если вы ездите на обычном велосипеде, то лучший способ попрактиковаться в использовании переднего тормоза — поездить по пустой автомобильной стоянке или другому безопасному пространству. Зажимайте при торможении оба тормоза, но все же большие усилия направляйте на передний. Продолжайте педалировать во время торможения, чтобы ваши ноги немедленно сообщили вам о том, что начался занос заднего колеса. Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь, пока не почувствуете, что у вас получается быстрое, на грани подскока заднего колеса, торможение. Некоторые предпочитают велосипеды без системы передач (в России это подавляющее большинство велосипедов — будем считать, что у них ручной, а не ножной тормоз). Когда вы резко тормозите передним тормозом на таком велосипеде, цепь прекрасно «доводит до вашего сведения» ситуацию в районе заднего колеса. Это, кстати, одна из причин, по которой велосипеды без системы передач предпочтительней для зимнего катания. Если вы едете на таком велосипеде только с передним тормозом, ваши ноги абсолютно точно сообщают вам о том, что торможение достигло максимума. Как только ваш «простой» велосипед научит вас этому, вы сразу поймете, как эффективно тормозить только передним тормозом на более «продвинутых» велосипедах. Если вас заинтересовал вопрос эксплуатации велосипедов без системы передач, познакомьтесь с моей статьей о дорожниках и со страницей рекомендацийсчастливых обладателей. Когда использовать задний тормоз?Опытные велосипедисты используют только передний тормоз примерно в 95% случаев, но бывают ситуации, когда задний тормоз все-таки предпочтительнее:
Какой тормоз с какой стороны?Существует важное разногласие по вопросу о том, как ставить тормоза на руль:
Есть и заметные национальные традиции:
Мне кажется, что эти национальные стандарты есть следствие того, что велосипедист должен подавать сигналы руками, а во время подачи сигналов необходимо контролировать основной тормоз. Эта логичная мысль, к сожалению, сопровождается неверным предположением о том, что основной тормоз — задний. Из-за всего этого я ставлю на своих велосипедах рукоятку переднего тормоза справа, что, вообще говоря, необычно для США (но вполне обычно для России — прим. переводчика). Конечно, я делаю это еще и потому, что я правша, и мне удобнее управлять наиболее часто используемым тормозом именно правой рукой. Наклон на виражеЧтобы повернуть байк, вы должны наклониться в сторону поворота. Чем быстрее вы едете, и чем резче поворачиваете, тем сильнее вы должны наклониться. У вас нет выбора в этом вопросе, при заданных скорости и радиусе поворота центр тяжести системы «велосипед+велосипедист» непременно должен быть смещен немного в сторону, иначе нарушится равновесие. Что вы должны контролировать, чтобы, в зависимости от типа наклона (только байк, только тело или тело вместе с байком), переместить общий центр тяжести в нужную точку? Резко наклонить велосипед, тело держать прямоЭтот подход популярен среди новичков, которые боятся наклоняться, и которые чувствуют себя увереннее, когда держатся прямо, не наклоняясь. Эта техника рекомендуется некоторыми гонщиками и тренерами, поскольку якобы предоставляет возможность выхода из заноса — но я не верю в это. Резко наклонить тело, велосипед держать прямоЭтот подход популярен среди гонщиков, которые боятся зацепить педалью землю. Часто это касается тех, кто ездит на велосипедах без системы передач, поскольку они не могут проходить острые углы. Эта техника рекомендуется некоторыми гонщиками и тренерами, поскольку также якобы предоставляет возможность выхода из заноса — но я не верю и в это. Совместный наклон велосипеда и тела и сохранение их в одной плоскости, как при движении прямоЭта техника имеет то преимущество, что при ее использовании сохраняется рулевое управление, а оси, точки соприкосновения шин с землей и центр тяжести находятся в одной плоскости. Это позволяет сохранить характеристики движения велосипеда, и делает занос менее вероятным. Вы можете сами это проверить, проведя эксперимент, предложенный Jobst'ом Brandt'ом: «Кое-кто верит, что разворот коленей или наклон тела облегчает прохождение поворота. Разворот коленей делают безбашенные гонщики на мотоциклетном треке. Это бесполезное, но внушающее уверенность движение на неровных дорогах работает против вас. Любая часть веса тела, не отцентрированная относительно байка (все равно, за счет наклона велосипеда или за счет разворота коленей), выносит часть веса тела «наружу», и затрудняет рулевое управление, если дорога недостаточно гладкая. Смещение с седла также усложняет некоторые маневры. Письмо в Bike CultureЗдесь приведено письмо, которое я написал в журнал Bike Culture в 1995 году. Оно касается некоторых идей, изложенных выше. В Bike Culture # 6/95 Marek Utkin высмеивает «Дурацкие стандарты» в велосипедной индустрии. Он начинает с чудесной разминки: «Во все времена деспоты уставали регулировать каждый аспект жизни общества...» Он ссылается на Гитлера с его DIN и на Сталина с его ГОСТ. Удивительно, что он при этом забывает упомянуть о тесной связи между Наполеоном и метрической системой — может быть, ему нравится метрическая система, и он не хочет ворошить ее «деспотическое» прошое. |