Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

Торможения и повороты

Оригинал Braking and Turning

Шелдон Браун (Sheldon Brown)
Перевод Ольга Павлова.

 

Как тормозить? Задним тормозом, передним тормозом, или обоими?

Раз уж на велосипеде два тормоза, по одному на каждую руку, то неплохо бы уделить внимание их правильному использованию. Если, конечно, вы хотите научиться тормозить плавно и безопасно.

Народная мудрость

Народная мудрость рекомендует нажимать на два тормоза одновременно. Возможно, это и неплохой совет для новичков, еще не научившихся в совершенстве играть тормозами — но эти несчастные никогда не смогут затормозить так быстро и спокойно, как велосипедист, научившийся использовать передний тормоз.

Максимальное торможение — прекратите панику

Самый быстрый способ остановить байк с обычной колесной базой — это зажать передний тормоз так сильно и резко, что заднее колесо почти оторвется от земли. В этой ситуации задний тормоз никак не влияет на торможение, потому что само заднее колесо просто теряет на некоторое время сцепление с грунтом.

Я не полечу через руль?

Задний тормоз вполне годится в ситуациях, когда сцепление с грунтом плохое, или когда переднее колесо скользит. Но для торможения на сухой мостовой хороший передний тормоз и без помощи заднего обеспечивает максимальное тормозное усилие как в теории, так и на практике.

Если вы научитесь правильно использовать передний тормоз, то ваши поездки станут гораздо безопаснее.

Многие байкеры воздерживаются от использования переднего тормоза — боятся перелететь через руль. Такое бывает, но главным образом с теми, кто не научился регулировать усилие, передаваемое на тормоза.

Тот, кто надеется на задний тормоз во всех обстоятельствах, может попасть в неприятную ситуацию: потребуется резко затормозить, и, в панике зажав изо всех сил передний тормоз в надежде мгновенно остановится, велосипедист совершит классический «кувырок через руль».

Jobst Brandt выдвинул правдоподобную теорию, согласно которой «кувырок через руль» происходит не столько из-за слишком резкого торможения, сколько из-за того, что во время собственно торможения велосипедист не работает руками «против торможения»: сам велосипед останавливается, тело же байкера продолжает движение, пока бедра не наткнутся на руль — и байк, не поддерживаемый весом седока, переворачивается.

Этого не произойдет, если вы используете только задний тормоз, потому что как только заднее колесо окажется в воздухе, сила торможения перестает действовать. Однако, к сожалению, торможение только задним тормозом вдвое менее эффективно, чем торможение исключительно передним тормозом. Так что упование на задний тормоз небезопасно для тех, кто ездит быстро. Важно использовать собственные руки для контроля положения тела во время экстренного торможения — тогда и кувырков не будет. Фактически хорошая техника торможения подразумевает перенос веса за седло как можно быстрее, и перемещение центра тяжести как можно дальше. Этот принцип хорошо действует независимо от того, применяете ли вы задний, передний или оба тормоза. Использование обоих тормозов может вызвать так называемый «рыбий хвост» (fishtailing). Если заднее колесо заносит, задняя часть байка попытается «обогнать» переднюю, потому что в этот момент они имеют разные скорости. Как только задняя шина начинает скользить, она может сдвинуться в сторону так же легко, как и вперед — чего же в этом хорошего?

Если вы не верите мне, возможно, John Forester убедит вас... см. его «Краткие инструкции по использованию переднего тормоза». (К сожалению, вышеупомянутый сайт не отличается постоянством содержания, поэтому, возможно, вам придется искать эту статью в «FAQ эхоконференции rec.bicycles». Английское название статьи: “Entry in the rec.bicycles FAQ on Front Brake Usage”).

Учимся использовать передний тормоз

Максимальный эффект от торможения проявляется тогда, когда передний тормоз зажат столь сильно, что заднее колесо оказывается на грани отрыва от земли. Когда такое случается, даже легчайшее нажатие на задний тормоз приведет к заносу заднего колеса.

Если вы ездите на обычном велосипеде, то лучший способ попрактиковаться в использовании переднего тормоза — поездить по пустой автомобильной стоянке или другому безопасному пространству. Зажимайте при торможении оба тормоза, но все же большие усилия направляйте на передний. Продолжайте педалировать во время торможения, чтобы ваши ноги немедленно сообщили вам о том, что начался занос заднего колеса. Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь, пока не почувствуете, что у вас получается быстрое, на грани подскока заднего колеса, торможение.

Некоторые предпочитают велосипеды без системы передач (в России это подавляющее большинство велосипедов — будем считать, что у них ручной, а не ножной тормоз). Когда вы резко тормозите передним тормозом на таком велосипеде, цепь прекрасно «доводит до вашего сведения» ситуацию в районе заднего колеса. Это, кстати, одна из причин, по которой велосипеды без системы передач предпочтительней для зимнего катания.

Если вы едете на таком велосипеде только с передним тормозом, ваши ноги абсолютно точно сообщают вам о том, что торможение достигло максимума. Как только ваш «простой» велосипед научит вас этому, вы сразу поймете, как эффективно тормозить только передним тормозом на более «продвинутых» велосипедах.

Если вас заинтересовал вопрос эксплуатации велосипедов без системы передач, познакомьтесь с моей статьей о дорожниках и со страницей рекомендацийсчастливых обладателей.

Когда использовать задний тормоз?

Опытные велосипедисты используют только передний тормоз примерно в 95% случаев, но бывают ситуации, когда задний тормоз все-таки предпочтительнее:

Какой тормоз с какой стороны?

Существует важное разногласие по вопросу о том, как ставить тормоза на руль:

Есть и заметные национальные традиции:

Мне кажется, что эти национальные стандарты есть следствие того, что велосипедист должен подавать сигналы руками, а во время подачи сигналов необходимо контролировать основной тормоз. Эта логичная мысль, к сожалению, сопровождается неверным предположением о том, что основной тормоз — задний.

Из-за всего этого я ставлю на своих велосипедах рукоятку переднего тормоза справа, что, вообще говоря, необычно для США (но вполне обычно для России — прим. переводчика).

Конечно, я делаю это еще и потому, что я правша, и мне удобнее управлять наиболее часто используемым тормозом именно правой рукой.

Наклон на вираже

Чтобы повернуть байк, вы должны наклониться в сторону поворота. Чем быстрее вы едете, и чем резче поворачиваете, тем сильнее вы должны наклониться. У вас нет выбора в этом вопросе, при заданных скорости и радиусе поворота центр тяжести системы «велосипед+велосипедист» непременно должен быть смещен немного в сторону, иначе нарушится равновесие.

Что вы должны контролировать, чтобы, в зависимости от типа наклона (только байк, только тело или тело вместе с байком), переместить общий центр тяжести в нужную точку?

Резко наклонить велосипед, тело держать прямо

Этот подход популярен среди новичков, которые боятся наклоняться, и которые чувствуют себя увереннее, когда держатся прямо, не наклоняясь.

Эта техника рекомендуется некоторыми гонщиками и тренерами, поскольку якобы предоставляет возможность выхода из заноса — но я не верю в это.

Резко наклонить тело, велосипед держать прямо

Этот подход популярен среди гонщиков, которые боятся зацепить педалью землю. Часто это касается тех, кто ездит на велосипедах без системы передач, поскольку они не могут проходить острые углы.

Эта техника рекомендуется некоторыми гонщиками и тренерами, поскольку также якобы предоставляет возможность выхода из заноса — но я не верю и в это.

Совместный наклон велосипеда и тела и сохранение их в одной плоскости, как при движении прямо

Эта техника имеет то преимущество, что при ее использовании сохраняется рулевое управление, а оси, точки соприкосновения шин с землей и центр тяжести находятся в одной плоскости. Это позволяет сохранить характеристики движения велосипеда, и делает занос менее вероятным. Вы можете сами это проверить, проведя эксперимент, предложенный Jobst'ом Brandt'ом:

«Кое-кто верит, что разворот коленей или наклон тела облегчает прохождение поворота. Разворот коленей делают безбашенные гонщики на мотоциклетном треке. Это бесполезное, но внушающее уверенность движение на неровных дорогах работает против вас. Любая часть веса тела, не отцентрированная относительно байка (все равно, за счет наклона велосипеда или за счет разворота коленей), выносит часть веса тела «наружу», и затрудняет рулевое управление, если дорога недостаточно гладкая. Смещение с седла также усложняет некоторые маневры.

Чтобы проверить это на собственном опыте, проедьтесь по прямой, но разбитой дороге, стоя на одной педали на «перекошенном» байке. Обратите внимание, по какой извилистой траектории движется велосипед. И наоборот, если вы отцентрируете свой вес относительно байка при езде по той же самой разбитой дороге, вы можете отлично проехать прямо, даже не касаясь руля. Когда вы наклоняете велосипед, становится невозможным преодолеть неровности дороги, особенно если двигаться не по прямой траектории. Для лучшего контроля всегда центрируйте свою массу относительно байка.»

Письмо в Bike Culture

Здесь приведено письмо, которое я написал в журнал Bike Culture в 1995 году. Оно касается некоторых идей, изложенных выше.

В Bike Culture # 6/95 Marek Utkin высмеивает «Дурацкие стандарты» в велосипедной индустрии. Он начинает с чудесной разминки: «Во все времена деспоты уставали регулировать каждый аспект жизни общества...» Он ссылается на Гитлера с его DIN и на Сталина с его ГОСТ. Удивительно, что он при этом забывает упомянуть о тесной связи между Наполеоном и метрической системой — может быть, ему нравится метрическая система, и он не хочет ворошить ее «деспотическое» прошое.

Особенно он измывается над новыми правилами Европейского Союза, предписывающими устанавливать справа ручку переднего тормоза. «Проблемы начнутся, когда байк с такой установкой тормозных ручек поедет... по стране с правосторонним движением. Сигнализация левой рукой, близкой к дорожному потоку, гораздо более опасна, чем сигнализация правой рукой. При таком расположении тормозных ручек возрастает потенциальная опасность. Торможение только передним колесом, с одной рукой на руле, может привести к нестабильности переднего колеса. Также верхняя часть тела велосипедиста двигается вперед, в то время как сам велосипед внезапно тормозит, что приводит к еще большему усилению давления на правую сторону руля.»

Я вынужден объяснить, что эта позиция демонстрирует совершенное непонимание принципов работы тормозов. На велосипедах, как и на всех колесных транспортных средствах, передний тормоз гораздо более важен и эффективен. Один только передний тормоз останавливает обычный велосипед в два раза быстрее, чем задний — и так же быстро, как оба тормоза, примененные вместе, кроме случаев скользких поверхностей.

К сожалению, многие неопытные велосипедисты и не велосипедисты думают, что использование переднего тормоза опасно, и что при нажатии на передний тормоз вы неизбежно блокируете переднее колесо, перелетаете через руль и проламываете себе череп. Это случается, но крайне редко, и уж никак не с теми, кто едет на исправном велосипеде и умеет правильно обращаться с передним тормозом.

Опасность более реальна для велосипедов с поврежденными ободами или неверно настроенными тормозами. Опасность даже больше для велосипедистов, которые привычно полагаются на один только задний тормоз, будучи поставлены в ситуацию, когда необходимо экстренно затормозить. Паникер, не привычный к использованию переднего тормоза, действительно может надавить на него изо всех сил, и свернуть себе шею.

Если вы простите мне автомобильную аналогию: водитель, никогда не управлявший машиной с сильными тормозами, пару раз попадает в занос, когда начинает их использовать. Это не значит, что не в порядке тормоза — однако это значит, что водителю нужно научиться правильно их использовать.

Я часто езжу на дорожном велосипеде с одним только передним тормозом. Это прекрасный способ научиться аккуратно контролировать передний тормоз, так как велосипед без системы переключения передач очень чутко реагирует на все, что происходит в его задней части.

В начале 80-х я совершенно помешался на горном велосипеде и езде по лесу, и полностью переделал свой стиль торможения, чтобы удержаться на неровных поверхностях, обычных на лесных тропинках.

В 1988 году я на год уехал во Францию, и вернулся к дорожному покрытию. Около моего дома был чудесный участок дороги, ведущий вниз в долину под названием La Route des Sept Tournants. Это была серия стремительных разворотов, красивых мостовых, очень хорошо спланированная. Я привык регулярно спускаться в эту долину по одному из любимых маршрутов. Проблема была в том, что я никогда не мог действительно быстро спуститься, я всегда чувстовал, что балансирую на грани потери сцепления, и что заднее колесо прокручивается. После нескольких месяцев такого катания я пришел к выводу, что возраст дает знать о себе — я просто боюсь. Я помнил, что привык ездить гораздо быстрее по похожим холмам на своем старом дорожнике без заднего тормоза — подождите минутку, может быть, это как раз то, что надо! В следующий раз я решил не использовать задний тормоз, пока не почувствую настоятельную в том необходимость — и я шел медленнее только в самом начале, а уж потом — так быстро, насколько позволяло благоразумие.

Таким образом, я вновь вернул себе молодость! Дело действительно было в проскальзывающем заднем колесе, и скользило-то оно лишь потому, что я использовал задний тормоз. Без него все было в порядке. Переднее колесо, благодаря распределению веса во время торможения, также имело достаточное сцепление с дорогой.

Многие скажут вам, что опасно использовать передний тормоз на повороте; я бы ответил, что это так, если ваша техника поворота неправильная. Центр тяжести велосипедиста должен наклоняться в сторону; это требуют законы физики. Есть три способа сделать это. Первый способ — наклонить только байк. Второй — наклонить только тело. Третий, и в большинстве случаев правильный — наклонить и тело, и байк в одной плоскости, как единое целое.

Наклон байка и велосипедиста в разных режимах мешает управлению, выводя центр тяжести из плоскости колес. Если вы применяете в этот момент передний тормоз, сила торможения влияет на ручное управление, которое теперь также не находится в одной плоскости с вектором силы. Jobst Brandt придумал прекрасный способ доказательства этого факта: попробуйте ехать прямо, но стойте на одной педали на «перекошенном» байке. Если вы смелы, нажмите-ка передний тормоз — только осторожнее.

Следует допустить некоторую амбивалентность относительно государственных постановлений о единообразной настройке велосипедов. В США фактически государство требует установки системы «передний — слева» на все новые велосипеды. Я очень возражаю против этого. Однажды из-затакой системы я попал в аварию: ехал на незнакомом велосипеде с системой «передний — слева», а думал, что использую систему «передний — справа». Я выехал на перекресток — и тут меня подрезала машина. Инстинктивно я сжал тормоз правой рукой — и, поскольку это был задний тормоз, то затормозил с большим трудом!

Добавлю еще один аргумент в пользу системы «передний — справа»: большинство из нас — правши. Я думаю, вы согласитесь, что передний тормоз требует большего усилия, чем задний — таким образом, он и должен управляться более сильной рукой.