Размещено на Zenon'е Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." Проект Хобби.Ру

Осваиваем переключатели передач

Оригинал How to Shift your Bicycles's gears?

Шелдон Браун (Sheldon Brown)
Перевод Зоя Стрелкова


Итак, здесь описано все, что вы хотели узнать о переключении передач, но боялись спросить.

Зачем переключать?

Если вы ездите на одной-единственной передаче, то приходится на подъеме крутить педали стоя, а то и вообще идти пешком. Своевременное же переключение передачи позволит вам относительно легко ехать "в горку". То же и при спуске - можно переключить передачи и лететь, обгоняя ветер.

Частота вращения педалей, или каденс

Для каждого велосипедиста существует "своя" частота вращения, при котором педалирование будет наиболее удобным и эффективным. Если вы едете со своей идеальной частотой, вы крутите педали с максимальным коэффициентом полезного действия. Идеальный каденс подбирают, переключая передачи. Идеальная же передача для идеального каденса будет зависеть от дорожного покрытия, силы и направления ветра и вашей спортивной формы в данный момент.

Обратите внимание: подбирают именно передачу по каденсу, а не наоборот - прим. переводчика.

Выше или ниже?

"Повышенные" передачи увеличивают сопротивление педалей. Если вы включили передачу, слишком высокую для данных условий, вам придется крутить педали медленнее.

Если частота вращения педалей ниже, чем вам удобно, вы будете зря тратить силы. Кроме того, возрастает нагрузка на мышцы и суставы, особенно бедер и коленей, возникает риск травмы.

При движении на "пониженных" передачах легко крутить педали, соответственно, легко поддерживать высокую частоту.

Ускорение вращения дает возможность резко увеличить скорость, но может и преждевременно измотать вас, если вы попытаетесь долго поддерживать слишком высокую для вас частоту вращения педалей.

Идеальный велосипед

Если бы у вас был идеальный велосипед, на нем можно было бы все время крутить педали с одной частотой и с постоянным сопротивлением педалей. Разумеется, велосипед ехал бы медленнее в гору и быстрее с горы, но ваши ноги не почувствовали бы разницы.

Начинающие велосипедисты часто ездят на слишком высокой передаче, очень медленно крутя педали. Они полагают, что это хорошее упражнение, т.к. приходится прилагать большее усилие. Но это не так.

Поднятие тяжестей или плавание?

Сравним 2 вида физической нагрузки: поднятие тяжестей и плавание. Подняв 200-фунтовую штангу полдюжины раз, вы идете принимать душ - это высокие нагрузки с малым количеством повторений. С другой стороны, плавая, вы преодолеваете очень малое сопротивление - просто двигаете руками и ногами в воде, но движение повторяется многократно.

Толкать или вращать?

Мощно и медленно "толкать" педали на повышенной передаче - то же, что и поднимать тяжести. Это позволяет здорово накачать ноги, увеличить объем мышц, но не дает ничего для тренировки сердца и легких, и можно получить травму, если переусердствовать.

Быстрое "вращение" на пониженной передаче напоминает плавание. Многочисленное повторение быстрого движения, как в аэробике, делает мышцы ног гибкими и упругими, снижается нагрузка на суставы. С приобретением навыка "вращение" становится все более легким и удобным для вас.

Безопасность движения при быстром вращении

Существуют специальные приспособления - контактные педали и туклипсы, которые делают быстрое вращение педалей более эффективным и безопасным, т.к. не дают ноге соскальзывать с педали. Езда с контактными педалями требует навыка, но опытные велосипедисты считают, что "контакты" очень полезны.

Как устроен обычный переключатель передач

На велосипеде с 10-ю скоростями цепь впереди надета на одну из 2-х звездочек, которые прикреплены к кривошипу педалей. Сзади цепь надета на одну из 5-ти звездочек, прикрепленных к втулке заднего колеса. Эти 2 передних и 5 задних звездочек дают - 2 х 5 = 10 теоретически возможных комбинаций. Для такого устройства нужны 2 механизма переключения передач, или переключателя - один для 2-х передних, и один для 5-ти задних звездочек. Вот, собственно, и все сложности.

На велосипеде с 24-мя скоростями все так же, но спереди будут 3 звездочки, и сзади 8. Здесь также 2 переключателя и 2 манетки (устройства для управления переключателями).

Левая манетка управляет передними 2 или 3-мя передними звездочками, правая манетка - 5 или 8-ю задними.

Как работает переключатель

Переключатель может перебросить движущуюся цепь с одной звездочки на другую. Передний переключатель просто передвигает цепь из стороны в сторону, без изменения силы натяжения.

Задний переключатель устроен более сложно, т.к. в него входит пружина и ролики, которые при перемещении цепи с одной звездочки на другую компенсируют изменение длины цепи и обеспечивают ее натяжение.

Всегда крутите педали вперед

Цепь может перемещаться из стороны в сторону, только если при этом она движется вперед. Поэтому вы можете переключать передачи, только крутя педали вперед.

Задний переключатель работает с той частью цепи, которая проходит снизу и находится в слегка натянутом состоянии под воздействием роликов и пружин переключателя.

Передний переключатель работает с верхней частью цепи, той, которая передает мощность на заднее колесо. Таким образом, передний переключатель может работать не очень хорошо, если вы крутите педали слишком быстро или слишком медленно.

Задний переключатель может работать и при полной нагрузке, но для цепи будет лучше, если вы будете немного сбавлять ход в момент переключения.

Что есть что?

Постигая переключение скоростей, старайтесь не просто запоминать позиции манетки, а представлять, какое положение цепи соответствует данной передаче.

Звездочки, которые находятся ближе к раме велосипеда (спереди это маленькие, сзади - большие) - это пониженные передачи. Внешние звездочки (большие передние, маленькие задние) - это повышенные передачи.

Постарайтесь избегать включения передач, при которых верхняя и нижняя цепь сильно перекрещиваются. Такие "скрещенные" передачи портят цепь и звездочки. Особенно вредно комбинировать внутренние (маленькие) передние звездочки с внешними (тоже маленькими) задними. Эти шумные, неэффективные передачи приводят к преждевременному износу цепи.