Все о седлах (велоседлах)

От переводчика

Обсудить статьи и перевод можно здесь.

В последние годы среди многих членов клуба "КАРАВАН" появилась мода на кожаные седла "Брукс" ("BROOKS"). Седла Брукс при правильном использовании очень удобные и долговечные. Я видел такое в майском походе 2009 года, купленное еще в конце 1950-х в начале 1960-х Юрием Владимировичем Белецким (д.м.н, проф., основатель велосюза Пелетон, основатель велонедели в Муроме во времена СССР), которое сменило уже третьего хозяина и все еще служит верой и правдой.

Вот, оно это седло, слева.

 

 

brooks B17 CopperКроме того эти седла являются произведением Мастера, которое в наш век на часто встретишь, его просто приятно держать в руках, и даже уход за таким седлом приносит удовольствие. Это "винтажная" вещь, до понимания которой надо "дорасти".

Какие седла лучше - традиционные кожаные или современные из высокотехнологичных материалов, этот вопрос разделил многих на два непримеримых лагеря. На самом деле не существует "идеального седла". Лучше, чем Шелдон Браун, никто не объяснит почему это так, и какое седло подходит именно Вам.

В этом переводе объединены две статьи Шелдона Брауна: "Седла" ("Saddles") и "Кожаные седла" ("Leather Saddles") и статья Джеофа Хазбанда "Седла Брукс" ("Brooks Saddles") на интересующую нас тему, удачно дополняющие друг друга, с небольшими комментариями и дополнениями от переводчика.

Содержание

Шелдон Браун: "Седла" (Оригинал "Saddles")

Шелдон Браун: Кожаные седла" (Оригинал "Leather Saddles")

Джеоф Хазбанд: "Седла Брукс" (Оригинал "Brooks Saddles")

Велоседла

Шелдон Браун (Sheldon Brown)
Перевод Леонид Ливеровский

Жесткое или мягкое? | Настройка | Угол | Продольное положение | Гель |Высота | Импотенция | Кожа | Подкладки | Пластик |Амортизация | Стойка | Пружины| Простата | Лежачие велосипеды (лигерады) | Подседельные штыри | Разрезные седла | Широкое или узкое? | Женские

Комфортабельное седло

Каждый хочет иметь комфортабельное седло на своем велосипеде. Не так очевидно, какое оно - комфортабельное седло.

Каждую весну веломагазины продают кучу седел велосипедистам, которые пришли покупать новое седло, поскольку их старое стало неудобным с конца прошлого сезона. Они прокатились один или два раза в начале сезона, и нашли свое прежнее седло значительно менее удобным, чем им оно запомнилось в конце прошлого сезона. Они уже слышали модные словечки о новейших диковинках в конструкциях и материалах седел, и непременно хотят себе такое новое.

Они покупают новое седло, ставят на велосипед, проезжают еще несколько маршрутов, и находят, что им стало гораздо более удобно. Они начинают рассказывать всем своим друзьям о чудесном новом седле, и как такое же нужно и им.

Но, была ли в этом заслуга нового высокотехнологичного седла.... или это просто ездок отвык от велосипеда за долгую зиму? В большинстве случаев после зимнего перерыва для адаптации достаточно нескольких поездок, постепенно увеличивающийся продолжительности, при условии, что у Вас на велосипеде установлено пристойного качества седло, и оно правильно отрегулировано. Если раньше Вас все устраивало в Вашем седле, не торопитесь менять его на новое.

Вы обратили внимание, что я называю их "седла", а не "сиденья"? Для этого есть причина. "Сиденье" - это то, на чем Вы сидите, и предназначено принимать по существу полный Ваш вес. Лежачие велосипеды (лигерады - recumbents) имеют именно сиденья, а обычные "вертикальные" велосипеды имеют "седла". Седло предназначено нести часть, но никак не весь Ваш вес. Остальная часть Вашего Веса приходится в первую очередь на ноги, и меньшая часть на руки.

У велосипедиста, который не в форме после перерыва в несколько месяцев или больше, ноги быстро устают. По мере уставания ног, все большая часть веса велосипедиста будет приходится на седло, и именно тогда начнутся проблемы. Множество жалоб на седла объясняются именно тем, что велосипедист начал сезон со значительно более продолжительных поездок, чем те, к которым он был готов.

Если прошло несколько месяцев с тех пор, как Вы катались на велосипеде регулярно, Вы можете ожидать болей после любой серьезной дистанции.

Если Вы возобновляете поездки после прерыва в месяцы или даже годы, то начинайте с очень коротких маршрутов, возможно 1,5-3 км. Только очень постепенно следует увеличивать дистанцию. Это может показаться разочаровывающим, но действительно требуется некоторе время для повторной адаптации к езде на велосипеде. Любой человек в нормальной форме может вскочить на велосипед и проехать 20-30 километров, но он будет чувствовать себя развалиной после этого, если не подготовит свое тело вначале для езды.

Я не хочу сказать, что между седлами нет никаких реальных различий, не хочу я и сказать, что ездить все равно на чем. На самом деле седла, которыми комплектуются готовые велосипеды часто значительно уступают тем, что имеются на рынке.

Жесткое или мягкое?

Когда велосипедист находит свое седло неудобным, первым импульсом часто бывает желание поискать седло помягче. Часто это является ошибкой. Как и на самом мягком матрасе не обязательно спать удобнее всего, так и наимягчайшее седло не самое комфортабельное для езды.

Проблема "двух выпуклостей"

Представьте себе, что вы сидите прямо на столе. Ваш вес сконцентрирован на на двух выпуклостях тазовых костей известных как "седалищные бугры". Это те части Вашего тела, которые предназначены воспринимать вес, когда вы сидите. В большинстве случаев ощущение дискомфорта от седла возникает потому, что вес воспринимается мягкими тканями между "седалищными буграми".

Теперь представим себе, что мы положили мягкую подушку на стол. Теперь, когда Вы сидите кости таза давят на подушку так, что они почти касаются поверхности стола снова. Различие состоит в том, что теперь середина подушки давит на вас между тазовыми костями.

Многие велосипедисты не знают этого, и многие седла сделаны в расчете на покупателя, который выбирает седло, основываясь на том, как легко его палец продавливает верх седла. Такого рода седла удобны для очень коротких поездок, и малоопытный велосипедист часто находит такое седло более удобным, чем более высококлассное седло, до тех пор пока его поездки не выходят за пределы 2-х - 3-х километров.

Седла с чрезмерно мягким верхом являются частой причиной болезненных потертостей внутренней части бедер по мере того, как поездки становятся продолжительней.

Узкое или широкое?

Ширина седла довольно критична для комфорта ездока, и она должна соответствовать расстоянию между "седалищными буграми". Если седло слишком узкое, то седалищные бугры не попадут на седло, и вес примут мягкие ткани. Если же седло слишком широкое, то оно, вероятно, вызовет потертости внутренних поверхностей бедер, особенно в жаркую погоду.

Многие симптомы "неподходящего седла" могут быть вызваны и неверной настройкой седла, поэтому не спешите записывать его в неподходящие до тех пор, пока не поэксперементируете с положением седла.

Гель

Одним из модных словечек в описании конструкци седел является "ГЕЛЬ", которым часто зазывают покупателя как панацеей от всех болезней. Материал известный как "гель" является видом пенопласта (или другого аналогичного материала - полиуретана, полиэтилена и т.д..Бывают и "жидкие" гели. Перев.) с закрытыми порами, в которых пузырьки воздуха находятся под давлением выше нормального. Тот факт, что седло является "Гелевым" с большой буквы, не имеет ничего общего с тем, насколько оно на самом деле удобно. Это просто "очковтирательство".

Пластиковое или кожаное?

В настоящее время существуют две базовые конструкции седел: пластик с подкладкой и формованная натянутая кожа.

Пластмасовые седла с подкладкой

Типичное современное седло состоит из четырех частей: рамка, основа, подкладка и покрытие.

Лучшие основы сконструриованы так, чтобы прогибаться под весом ездока. Часто они более тонкие в местах контакта с "седалищными буграми", чтобы лучше поглощать вибрации. Современная тендеция состоит в том, чтобы сделать большое отверстие в середине основы в попытке снизить давление на гениталии или простату. В одних конструкциях подкладка и покрытие прекрывают это отверстие, в других - нет, так, что седло становится похоже на трехугольный пончик. Одним такая конструкция подходит, другим нет потому, что края этого отверстия создают дополнительное давление на паховую область.

Основа должна подходить под анатомию конкретного человека, а вариации среди людей значительны. Это означаент лишь то, что хорошо для одного человека, может оказаться пыткой для другого.

Формованные натянутые кожаные седла

До середины 70-х годов XX века большинство велосипедов хорошего качества комплектовались седлами из формованной натянутой кожи. Такие седла то же имеют "V"-образную рамку, как и пластиковые, с формованной металлической планкой, соединяющей две "задние точки" этого "V". Толстая кожа приклепана к этой планке и к регулирующему механизму в "носу" седла и работает как подвеска наподобие гамака.

Brooks B17Правильно сформованное кожаное седло великолепный выбор для любителей дальних поездок, кого не смущает факт, что оно тяжелее пластикового.

Кожаные седла "подстраиваются" под ездока, растягиваясь и амортизируя. Для них не нужна мягкая подкладка. Отсутствие подкладки значительно увеличивает комфорт в жаркую погоду, так как испарения проходят сквозь поры кожи.

Кожаные седла разнашиваются (обкатываются) ("break in") и принимают форму пятой точки конкретного ездока, аналогично тому, как ведет себя бейсбольная перчатка (или кожаные ботинки, перев.)

Кожаные седла требуют большего ухода, чем пластиковые.

Чехлы

В продаже имеется множество чехлов на седла, включая седла с полужидким гелевым наполнителем (перев.). Большинство из них не дают никакого результата. Если седло Вам неудобно, маловероятно, что какой-либо дополнительный аксессуар это исправит. Если седло имеет форму неподходящую для Вашего тела, никакой аксессуар не решит эту проблему; просто держитесь и купите себе новое седло.

Регулировка седла

Положение седла регулируется тремя настройками: высота, угол наклона, смещение, каждая из которых одинаково важна.

Высота

Высота - это основная настройка. Большинство велосипедистов устанавливают седло слишком низко: так, что их колени чересчур сгибаются во время педалирования, что значительно быстрее утомляет и, возможно, принесет вред коленным суставам.

Частой причиной слишкой низкой установки седла является неумение велосипедиста правильно садиться и слезать с велосипеда, поэтому такому велосипедисту удобно, когда можно дотянутся носком ботинка до земли, не слезая с седла для поддержания равновесия при остановке. На велосипедах старых конструкций иногда можно было дотянуться носком ноги до земли и при правильной высоте установки седла, особенно велосипедистам с большой ступней. Из-за того, что на современных велосипедах педальная каретка находится от земли выше, чем раньше, теперь так сделать не удается. Если на своем горном велосипеде Вы дотягиваетесь до земли, не слезая с седла, это верный признак того, что Ваше седло стоит слишком низко. Это же верно и для большинства "гибридов".

Установленное слишком низко седло, к тому же препятствует поддерживать ногам Ваш вес, и бОльшая доля веса будет приходится на седло.

Как высоко?

Существует множество формул для вычисления высоты установки седла, большинство из которых вариации на тему длины ноги, умноженной на сомнительный коэффициент. Арифметические упражнения с точностью в три знака после запятой дают иллюзию научности. По-моему, эти формулы слишком упрощают проблему, решение которой должно учитывать не только длину ноги, но также и размер ступни, какой ее частью вы касаетесь педали, толщину подошвы ботинка, тип педалей, и индивидуальный стиль педалирования.

Вам не удасться сколько-нибудь точно определить высоту установки седла, просто посидев на нем или объехав вокруг квартала. По мере приближения к оптимальному положению, оно становится все более и более неуловимым.

Большинство людей поначалу устанавливают седло слишком низко. Это привычка с детства потому, что у быстрорастущих детей седло всегда оказыватся слишком низко для эффективного педалирования. Во-первых, низкое седло безопаснее во время обучения езде на велосипеде, во-вторых, дети растут зачастую быстрее, чем им меняют регулировку седла.

Если Вы постоянно ездите с низко установленным седлом, то Вы к этому привыкаете, и не осознаете, что на самом деле это проблема, но проблема из-за этого на пропадает. Езда с такой установкой седла схожа с ходьбой на "полусогнутых", так часто делал Граучо Маркс для усиления комического эффекта (Groucho Marx, 1890-1977, известный американский комедийный киноактер - перев.).

Мне нравится, как точно выразился Уильям Блэйк (William Blake) еще 200 лет назад:

Ты не поймёшь, что такое достаточно, пока не станет более, чем достаточно. (перевод Д.Н. Смирнов) ("You never know what is enough until you know what is too much.").

Я предлагаю постепенно поднимать седло, не более 1 мм за раз. После каждой такой регулировки покатайтесь на велосипеде, если Вы сразу не почуствовали значительное неудобство, то прокатитесь еще не менее нескольких километров.

Если ранее седло стояло слишком низко, то Вы ощутите, что с другой посадкой Ваш велосипед стал легче на ходу и быстрее. Если подъем седла улучшил положение, поднимите его еще немного, и еще покатайтесь. Делайте так до тех пор, пока не почуствуете, что седло стоит слишком высоко, тогда опустите его совсем немного.

Когда седло стоит слишком высоко, Вам придется переваливаться с боку на бок при педалировании. Возможно, при этом Вы ощутите, что вам надо "тянуть" ногу, чтобы дотянутся до педали в ее нижнем положении. Если Вам приходится сдвигаться вперед на узкий край седла, то это является еще одним признаком того, что седло стоит слишком высоко. Однако, этот признак может быть и следствием того, что седло имеет слишком большой наклон вниз, или руль находится слишком далеко.

Высота установки седла зависит и от типа педалей и ботинок, которые Вы используете. Если Вы катаетесь в обычных ботинках, все усилие передается при ходе педали вниз, таким образом большая степень разгибания ноги необходима для развития максимума мощности. Если Вы используете контактные педали/ботинки, вы можете прикладывать значительные усилия и при ходе педали ввверх, особенно вблизи нижней мертвой точки. Такая работа вовлекает мышцы задней стороны ноги и может быть достаточно эффективной. Если Вы педалируете именно так, то Вам надо установить седло чуть ниже, чем необходимо при педалировании в обычных ботинках. Чуть более низкая установка седла также погомает и при постоянном педалировании на высокой частоте.

Основные элементы

Седло устанавливается на подседельный штырь, который в свою очередь вставляется в подседельную трубу рамы. Подседельная труба обычно имеет разрез, который стягивается зажимным болтом (так же и "подседельной бонкой" или стяжкой с эксцентриком. Перев.). Затягивается такое крепление рожковым ключом на 13 или 14 мм, шестигранником на 5 или 6 мм, или стяжкой, не требующей инструментов вообще.

Большинство высококлассных велосипедов укомплетовамы специальным зажимом ( seatclamp - на болте или эксцентриковой стяжке), а на раме нет ушек для болта/бонки.

седельный зажимДля регулировки высоты установки седла надо ослабить крепление и выдвинуть (или вставить глубже) подседельный штырь из (в) подседельную трубу. Для этого, возможно, придется покрутить седло седло из стороны в сторону, что бы заставить подседельный штырь выдвигаться. Если подседельный штырь поддается туго, то его надо вынуть, почистить и смазать консистентной смазкой подседельную трубу изнутри. Если же подседельный штырь "прикипел" по-настоящему (проблема распространенная), то прочитайте статью Прикипевшие поседельники - Stuck Seatposts (на ангийском языке).

На подседельном штыре обычно имеется метка ("minimum insertion"), выше которй штырь поднимать нельзя в целях безопасности (это обычно около 5 см от его конца). Если метки нет, или вы не знаете, какая у штыря длина, то для проверки выдвинте подседелный штырь на всю длину. Лучше, если штырь не выдвигается выше места сочленения подседельной трубы рамы с ее горизонтальной трубой - перев. Если для установки седла на нужную высоту Вам приходится поднимать штырь выше метки, то Вам следует купить другой более длинный штырь. Возмите старый с собой в магазин для сравнения - штыри бывают большого количества разных близких диаметров, не отличимых на глаз.

Если подседельный болт трудно проворачивается, разберите узел полностью, смажтье консистентной смазкой все резьбы, и соберите снова. Это даст возможность туже затянуть крепление без риска повредить резьбу.

Угол

Угол установки седла должен быть очень близок к горизонтали. Некоторые мужчины предпочитают, когда передняя часть седла установлена чуть выше задней; некоторые женщины, наоборот, предпочитают, когда передняя часть седла стоит чуть ниже задней. Больших углов наклона следует избегать.

Когда седло "задрано" слишком вверх, оно, вероятно, будет оказывать увеличенное давление на мягкие ткани и вызовет всевозможные проблемы.

Если же передняя часть седла слишком наклонена вниз, то ездок будет сползать на более узкую частьчасть седла. Женщины, которые катаются на мужских седлах часто опускают вниз перед седла. Это несколько уменьшает дискомфорт собственно от седла, но создает новые проблемы. Наклон седла вниз приводит к тенденции сползания ездока вперед, что может быть компенсировано дополнительной нагрузкой на руки. Таким образом, неправильный угол установки седла часто приводит к проблемам с запястьями, плечами и шеей из-за повышенной нагрузки на руки.

Угол и смещение вперед-назад регулируются с помощью зажима на подседельном штыре.

Смещение вперед-назад

Седла часто имеют регулировку смещения вперед-назад. В идеале эта настройка используется для точной установки седла относительно педальной каретки (по горизонтали) для достижения оптимального угла педалирования. Общепринято устанавливать седло так: когда шатуны горизонтальны, то коленная чашечка находится точно над осью педали.

Не следует использовать эту регулировку для настройки расстояния до руля, здесь надо подбирать длину выноса руля или купить раму с более длинной/короткой горизонтальной трубой.

Угол и смещение вперед-назад регулируются с помощью зажима на подседельном штыре.

От переводчика, дополнение

Определение высоты установки седла

htbab_fit1.jpg (16255 bytes) htbab_fit2.jpg (17445 bytes) htbab_fit3.jpg (15467 bytes)
Copyright, TREK Corp.

Высота установки седла ( размер "H" ) определяется так. Сумма размера "H" и длины шатуна должна обеспечивать слегка согнутое в колене (около 25 градусов) положение ноги в нижней точке и слегка наклонное (вниз) или горизонтальное положение бедра в верхней точке.

Длина шатунов

Грубая оценка необходимой длины шатунов для шоссейного велосипеда. С этого размера можно начинать пробовать разные варианты. Если у вас нога относительно короткая, то вам и шатун нужен короче.

Если вам нужна классическая шоссейная рама следующего размера:

Для горного велосипеда длина шатунов берется больше на 2.5-5 мм, чем для шоссейного.

Установка седла по горизонтали

knees.jpg (6260 bytes)

Так называемая нейтральная позиция определяется так. Седло по горизонтали устанавливается так, что в горизонтальном положении шатуна вертикаль проведенная от небольшого выступа на берцовой кости прямо под коленной чашечкой проходит через сустав большого пальца ноги, который в свою очередь находится точно над осью педали.

Не стремитесь точно выдержать этот размер. Разброс в 20-30 мм в ту или другую сторону вполне допустим.

На самом деле, для людей с относительно более длинными ногами колено может быть значительно впереди оси педали.

Ширина седла

Многие велосипедисты недооценивают важность подбора седла по ширине. Неправильно же подобранное по ширине седло может вызвать серьезные проблемы: потертости, боли в области таза, и т.п..

Принцип подбора седла по ширине очень прост - человек должен сидеть, опираясь на седло седалищными буграми тазовых костей. Проблема здесь состоит в том, что мало кто знает, как правильно определить расстояние между седалищными буграми. Дело в том, что толстый слой мягких тканей, которые покрывают тазовые кости и являются очень подвижными, не дают возможности измерить это расстояние линейкой.

Доктор медицинских наук В. Белецкий рекомендует следующий метод. Насыпте в таз песка до верху, поставтье таз на табуретку и сядте в песок. В песке остянется след. Измерьте расстояние между двумя самыми глубокими вмятинаи, которые оставлены седалищными буграми. Теперь вы готовы подбирать седло. С одной стороны, седло не должно проваливаться между седалищными буграми, с другой стороны, оно не должно быть слишком широким. То есть, седалищные бугры должны приходиться на края относительно ровной задней части седла, и не должны попадать на скаты.

Следует заметить, что у женщин таз шире, чем у жужчин в среднем на 1-3 см, поэтому им требуются более широкие седла.

Конец дополнения

Подседельный штырь

Седло крепится к подседельному штырю с помощью зажима, которые бывают двух видов.

Самостоятельный зажим

У старых и дешевых новых велосипедов подседелельна труба представлят собой по-существу просто кусок аллюминиевой или стальной трубы более тонкой на верхнем конце. Особый седельный зажим в форме хомута надевается на узкую часть подседельного штыря. (обычно узкая часть трубы имеет диаметр 22,2 мм или 7/8 дюйма). Поперек сквозь зажим проходит болт, который прижимает особой формы шайбы к направляющим рамки (шасси) седла. Когда болт ослябляется, становится возможным сдвигать седло вперед-назад, и менять его наклон.

Простой подседелньный штырь

Шайбы имеют насечку , которая помогает держать угол установуки седла. Очень важно надежно затягивать соединение, чтобы седло не превратилось в кресло-качалку. Если седло будет качаться, то насечка износится, и станет невозможным надежно закрепить седло, тогда придется покупать новый зажим.

Интегрированный зажим

У большинства современных велосипедов зажим седла является частью конструкции подседельного штыря. Седло крепится на одном или двух болтах.

Подвеска

Много неудобств, связанных с седлом, вызваны ударами колес о неровности дороги. Эти неудобства можно значительно уменьшить, используя какой-нибудь вид подвески.

Стойка

Основным амортизирующим устройствой велосипеда являются ноги ездока! Опытные велосипедисты умеют слегка приподнимать таз, преодолевая неровности на дороге, держа колени согнутыми, что бы мышцы ног работали как пружны.

В длительных поездках, когда ноги устают, это становится делать трудно. Иногда удар застанет Вас врасплох. В этих ситуациях какой-нибудь тип механической подвески может быть полезным.

Пружины

Brooks B135До велобума 1970-х годов практичесски все седла имели пружины. Только "крутые" гонщики катались на седлах без пружин. Такие велосипедисты значительную долю своего веса преносили с седла на ноги и не нуждались в пружинах, к тому же они экономили вес. Спортсмены предпочитали седла без пружин еще и потому, что на них было легче поддерживать высокие обороты педалирования не раскачиваясь.

Когда ударил велобум, и каждый американец купил себе гоночный 10-ти скоростной велосипед с "рогатым рулем" безпружинное седло шло в комплекте. К сожалению, ни безпружинное седло, ни "рогатый руль", ни узкие покрышки не подходили под нужды "физкультурника", катающегося от случая к случаю.

Горновелосипедная революция ушла от "рогатого" руля и узких покрышек, но безпружинные седла остались. Поскольку горные велосипеды комплектовались широкими и объемными покрышками, то такие покрышки обеспечивали достаточную степень поглощения ударов и вибраций для сносно комфортной езды. К сожалению, на такого типа покрышках трудно педалировать, и скорость получается невысокая.

Несмотря на моду, я считаю, что седла с пружинами оправданы для большинства велосипедистов, которые предпочитают "высокую" посадку, которая в свою очередь в значительной степени переносит вес ездока на седло.

Амортизирующие подседельные штыри

Когда простое пружинное седло не обеспечивает Вам достаточной амортизации, Вы можете приобрести подседельный штырь со встроенным аморизирующим механизмом. Существует две группы таких штырей: телескопические и рычажные.

Амортизирующие подседельные штыри обычно имеют регулировку предварительного сжатия, которая устанавливается равной весу велосипедиста, что бы подвеска не двигалась просто от веса ездока, но только под действием толчков и ударов.

Балки

Softride bike

На некоторых велосипедах подседельного штыря нет совсем, седло на них крепится к консольной балке, которая отходит назад прямо от "головной" трубы рамы. Такая балка может быть изготовлена гибкой, что бы опеспечить очень хорошую амортизация, причем без движущихся частей. Хотя эта конструкция и датитируется 1940-ми годами, когда появился первый итальянский велосипед с пружинной стальной консольной балкой, она не была широко известна до 1990-х, когда компания Softride (первоначально "Alsop") внедрила такую конструкцию в производство.

Композитная балка на велосипедах Softride похожа на мини доску для ныряния и обеспечивает исключительный комфорт при езде.

Импотенция и проблемы простаты

Последние годы поднялась настоящия истерия по-поводу импотенции, связанной с ездой на велосипеде. Основным аргументом в пользу этого является то, что происходит сдавливание седлом артерий полового члена, уменьшая таким образом поток крови, который нужен для "распухания" члена.

Я не могу дать никагого медицинского заключения, но по моему мнению такие проблемы вызваны в большинстве случаев плохой настройкой седла или неверным выбором седла, когда вес ездока не поддерживается правильным образом "седалищными буграми". В особенности когда седло стоит слишком высоко или слишком наклонено вниз, велосипедист начинает сидеть на суженной части седла, что может блокировать эти артерии, и, возможно, даже повредить нервы. Такое положение может оказывать давление на простату.

Велосипедистам страдающим от подобных проблем, или регулярно ощущающих онемение, следует поэксперементировать с положением седла так, чтобы "седалищные бугры" приняли свою долю нагрузки. Велосипедистам с устойчивой такого рода проблемой следует обдумать переход на "лежачий" ( лигерад - recumbent) велосипед, так как седло такого велосипеда полностью исключает возникновение подобных проблем.

Раздельное седло

Одним из "решений", к которому возвращились и вновь забывали не раз в течениии десятилетий, является так называемое "раздельное" седло. Такое седло седло состоит из двух округлых подушечек, находящихся рядом обычно на горизонтальной балке. Часто эти подушечки могут двигаться вверх-вниз в небольшом диапазоне. У такого седла нет центральной "носовой" части, и поэтому иногда считают, что оно является хорошим выбором для мужчин с проблемами с простатой и с онемением полового члена.

К сожалению, такое седло седло создает больше проблем, чем решает:

Эта конструкция хорошо выглядит лишь на бумаге, но плохо работает на пркактике.

Женский вопрос

Большинство высококлассных велосипедов комплектуются седлами для мужчин, а не для женщин. Из-за более широкого таза у большинства женщин "седалищные бугры" могут "перекрыть" узкое седло, что приведет к болезненному давлению на мягкие ткани.

Вообще, женские седла несколько шире и короче мужских. Не всем женщинам требуются специфически женские седла, но большинству они нужны. Множество женщин испытывают давяще-скользящий дискомфорт из-за неподходящего седла. В большинстве случаев единственным способом уменьшить прямую боль от седла, является наклон передней части седла вниз. Это может уменьшить острую боль, но приводит к соскалзыванию вперед, что в свою очередь приводит к повышенной нагрузки на руки и может вызвать проблемы с руками, запастьями, шеей...

Некоторые более новые женские седла снабжены большим вырезом в середине, что бы избежать давления на мягкие ткани. Для многих женщин это подходит, но у некоторых края выреза вызывают раздражение.

Лежачие велосипеды (лигерады)

лигерадДля многих велосипедистов, страдающих от дискомфорта, связанного с седлом, лучшим решением является использование совершенного иного типа велосипеда, а именно "лежачего" (recumbent). Посадка на таком велосипеде аналогична посадке на мягком кресле, и педали находятся довольно далеко впереди сиденья (именно сиденья, а не седла). У сиденья есть спинка, как у стула, и, что важно, на педали не давит вес велосипедиста. Спинка сиденья обеспечивает упор при педалировании, на давая велосипедисту соскальзывать назад.

Многие верят, что лежачий велосипед (лигерад) - это велосипед будущего, и они, возможно, очень правы. Такие велосипеды значительно комфортабельнее, чем обычные с вертикальной посадкой, и в некоторых аспектах безопаснее.

К сожалению, лежачие велосипеды (лигерады) больше обычных, их сложнее хранить и транспортировать. Производятся такие велосипеды в значительно меньших объемах, чем традиционные, поэтому они оказываются существенно более дорогими, чем сравнимые с ними по уровню традиционные велосипеды.

Лежачие положение усложняет трансмиссию так, что ее механическая эффективность (кпд) зачустую меньше, чем у традиционных велосипедов. Это обстоятельство компенсируется тем, что у них меньшее аэродинамическое сопротивление. В отличие от традиционных велосипдов с рамой из двух трехугольников, конструкция которых эволюционировала в течение более 100 лет, и была доведена почти до совершенства, конструкции лежачих велосипедов (лигерадов) все еще находится в ранней, еще незрелой стадии развития. По мере того, как все больше и больше таких велосипедов продается и используется, неудачные конструкции будут исчезать, а удачные выживут.

Для получения более подробной информации по этой теме посмотрите сайт международной ассоциации транспортных средств, приводимых в движение человеком International Human-Powered Vehicle Association (I.H.P.V.A.)

Кожаные седла

Шелдон Браун (Sheldon Brown)
Перевод Леонид Ливеровский

"Революционные" конструкции седел появляются на рынке каждый год, и новым технологиям есть, что предложить многим велосипедистам.

Тем не менее, многим лучше всего подойдет технология, которая не менялась существенно последние сто лет, а именно формованное натянутое кожаное седло.

С самого начала и до 1970-х практически все высокачественные велосипеды комплектовались кожаными седлами.

В начале 1970-х произошло нашествие пластиковых седел, и в наши дни только немногочисленные туристские велосипеды высшего уровня комплектуются кожаными седлами. Означает ли это, что кожаные седла устарели? Нет! Они устарели ничуть не больше, чем кожаные бейсбольные перчатки!

Пластик против кожи

Пластиковые седла имеют четыре примущества перед кожаными:

  1. Они легче.
  2. Они непромокаемые.
  3. Их не надо разнашивать.
  4. Они дешевле.

Кожаны седла имеют всего одно преимущество перед пласиковыми, на зато большое:

  1. Они значительно более удобные.

Кожаные седла подходят не всем. Кожаное седло заметно тяжелее пластикового, и кожаное седло седло требует периода "разнашивания" или "обкатки". Новое кожаное седло твердое и жесткое, и требуется проехать на нем несколько сотен миль, чтобы оно "разносилось". В дополнение кожаные седла требуют ухода, и могут испортиться, если за ними должным образом не ухаживать.

Большинство велосипедистов на дорогах сегодня впервые сели на велосипед уже после того, как кожаные седла исчезли из комплектации новых велосипедов, таким образом они не имеют никакого опыта по использованию таких седел. У другой части велосипедистов, возможно, и было кожаное седло на их первом велосипеде, но они никогда не имели никаких руководств по правильному уходу и "обкатке" ("разнвшивании") таких седел. Как следствие, множество осведомленных в других областях велосипедистов к прискорбию совершенно неосведомлены об особенностях кожаных седел. Они слышали, что обкатанное кожаное седло значительно комфортабельнее пластикового, но считают, что "обкатка" ("разнашивание") кожаного седла непомерно сложна и болезненна.

Кожаное седло, как пара хорошей обуви или бейсбольные перчатки, становится мягче по мере использования и формует себя под особености форм конкретного ездока. Та часть Вашего тела, которая давит сильнее всего на седло, приводит к тому, что соответствующая часть седла становится мягче и растягивается, выравнивая таким образом нагрузку. Так происходит до тех пор пока седло не подгонится идеально под форму конкретного велосипедиста.

Большинство пластиковых седел имеют мягкую подкладку, но подкладка и основа седла может быть изготовлена под "пятую точку" некоего среднего велосипедиста, но не под вашу конкретно. Пенополиуретан, пенополиетилен и другие подобные материалы, используемые в качстве подкладки в пластиковых седлах, являются прекрасными теплоизоляторами, что создает проблемы особенно в жаркую погоду, потому что они "удерживают" тепло и испарения.

Кожаны же седла, наооборот, особенно хороши в жаркую погоду потому, что у них нет изолирующей подкладки, они "дышат". Таким образом они прохладнее, и пропускают испарения, и реже вызывают потертости.

В дополнение, когда вы сидите на подкладке, подкладка в местах контакта с седалищными буграми сильно сжимается, а в соседних местах соответственно "вспучивается", увеличивая таким образом давление на мягкие ткани вовсе не предназначенные для этого.

Хорошая кожа против плохой кожи

В те давние времена, когда кожа была лучшим вариантом, хорошие велосипеды имели хорошие кожаные седла, на дешевых же велосипедах были дешевые кожаные седла.

Во первых, хорошие седла изготавливались из толстой высокакчественной кожи. Во вторых, важен вопрос мереи ("лица") кожи. Кожа, подобно дереву, имеет естественную волокнистую структуру. Когда верх седла выкраивается из большой шкуры, закройщик имеет выбор. Дешевый путь - выкроить как можно больше седел из данного куска кожи. Качественный путь - кроить так, что бы волокна расходились от середины седла.

Дешевые седла для 90-долларовых велосипедов начала 1970-х уже больше не выпускаются, но память о них сохранилась. Некоторые из них удавалось "разносить" ("обкатать"), и они становились удобными, но многие из них становились только хуже, поскольку у них была неправильная "структура" (мерея).

Раньше было много марок кожаных седел, но две марки всегда стояли особняком из-за высочайшего качества: "Brooks" (Англия) and "Ideale" (Франция). До настоящих дней дожил только "Brooks". Был еще немецкий призводитель "Leppers", но он широко не продавался, по крайней мере в Америке.

Кому нужно кожаное седло?

Кожаные седла подходят не всем. По моему мнению, они лучший выбор для многих серьезных велосипедистов. Гонщикам, особенно на короткие дистанции, лучше подходят пласиковые седла из-за своего малого веса. Людям, которые много катаются под дождем без "крыльев", лучше подойдут пластиковые седла, поскольку кожа боится чрезмерного намокания. Людям, котрым не хочется регулярно ухаживать за седлом, то же лучше подойдут пластиковые седла, поскольку кожа не благоденствует, когда ее запускают.

С другой стороны, кожаные седла являются хорошим выбором для физкультурника и спортсмена и лучшим выбором для туриста, путешествующего на дальние расстояния, и приверженца "бреветов" (марафонов). Для нерегулярно катающегося по выходным человека кожа тоже неплохой выбор, поскольку у него более нежная "пятая точка", и больший вес приходится на седло, чем у усиленно педалирующего спортсмена.

Кожаные седла товар, которым не просто торговать. Многие люди не считают себя мазохистами, что бы "разнашивать" ("обкатывать") седло, основыаясь на легендах о том, как сложно " разнашивать" ("обкатывать") седло, и как в течении многих сотен первых миль им будет очень неудобно. Если Вы дадите себе труд разъянить покупателю как правильно "разносить" седло, он будет вам вам вечно благодарен. Немногие магазины берутся за продажу кожаных седел, и многие будут считать, что вы идете наперекор "житейской мудрости". Если вам удалось продать кожаное седло, и вы рассказали как правильно его эксплуатировать, покупатель через несколько месяцев поймет, что вы дали ему хороший совет, рекомендовав кожаное седло, тогда как другие идут по простейшему пути продажи наимоднейших пластиковых продуктов.

"Разнашивание" ("обкатка") кожаного седла

Если кожаное седло не смазывать маслом, и, особенно, если ему позволять многократно намокать и высыхать, или ездить на намокшем, оно в конце концов лопнет и распадется. Низкокачественные кожаные седла, которыми комплектовались недорогие 10-ти скоростники 1960-х - 1970-х, часто выходили из строя от таких условий эксплуатации.

Простейший и самый быстрый способ "разнашивания" ("обкатки") нового седла - обработка жидким маслом.

Можно использовать разные виды масел, например: костяное масло (neatsfoot oil), тюлений жир (seal oil), кондиционер для кожи Lexol Leather, масло для бейсбольных перчаток... (касторовое масло тоже годится - перев.) Эти товары можно купить в обувных и спортивных магазинах.

Вероятно, существует еще много подходящих видов жидких масел. Так, пионер марафона RAAM (Race Across America -- супервеломарафон в США протяженностью 3000 и более миль - перев.) Lon Haldeman использовал моторное масло SAE 30, правда его седла приходили в негодность уже через 300 000 миль (по свидельству журнала " Cyclist Magazine").

Кремы и ваксы, такие как "Brooks Proofide", "Sno-Seal", то же действуют, но гораздо медленнее жидких масел.

Вы можете налить масло на седло и просто растереть его руками, или можете даже замочить седло в масле. Простейший способ замочить седло в масле, это обернуть седло аллюминиевой фольгой и налить 4 унции (примерно 120 мл) вашего любимого масла, и оставить седло пропитываться маслом на полчаса-час. Потом надо слить остатки масла обратно в емкость, вытереть излишки ветошью или туалетной бумагой. Затем надо установить седло на велосипед, надеть черные велоштаны, и ехать. Даже наиболее "упорное" седло (такое как толстокожее Brooks Professional) заметно станет лучше уже через 200 миль или около того.

Технология замачивания лучше всего подходит для седел из толстой кожи таких, как Brooks Professional. Для большинства же других седел подходит и технология "намазать и вытереть". Седла требуют "крещения" окунанием только единожды. Затем седло следует смазывать небольшим количеством масла раз в несколько недель. Когда же седло станет мягким и удобным эту процедуру следует повторять раз в несколько месяцев, чтобы предотвратить высыхание кожи.

Большинство кожаных седел окрашены в черный цвет. Масло частично растворяет краску, которая пачкает одежду. Вот почему велошорты черного цвета. Носите светлую велоодежду на свой страх и риск. Если вам обязательно надо одеть ярко розовые шорты, наденте на седло чехол.

Окрашенное в светлые тона кожаное седло такое, как Brooks "Honey", потемнеет от такого ухода.

Замечание. Уход и "разнашивание" ("обкатка") кожаного седла - не точная наука, есть те, которые считают, что некоторые из продуктов для ухода, которые я перечислил, вредны для кожи. Если абсолютная безопасность Ваша основная забота, то лучшим решением будет применение крема Brooks Proofide в соответствии с рекомендациями производителя. Однако, время "разнашивания" ("обкатки") будет неоправданно долгим при таком подходе.

Самое плохое, что Вы можете сделать - запустить седло, позволив ему высохнуть и треснуть.

Регулировка натяжения

У большинства кожаных седел есть гайка регулировки натяжения, расположенная под передней частью. К счастью, для этой гайки требуется специальный ключ так, что большинство людей ее не трогают. Почти во всех случаях, о которых я знаю, когда кто-нибудь пытался регулировать этой гайкой натяжение седла, седло приходило в негодность. Мой совет - не трогайте эту гайку.

Когда кожаное седло постепенно через многие тысячи миль станет слишком мягким и широким, иногда бывает полезно проделать несколько дырочек в коже внизу по бокам седла, и стянуть седло шнурком под рамкой седла.

Такой способ позволяет регулировать ширину и жесткость седла по вкусу ездока. У некоторых более старых моделей (и у некоторых современных моделей Brooks, имеющих в названии модели слово "Laced"- перев.) есть ряд отверстий внизу по бокам седла именно для этой цели.

Я понимаю, что выглядит все довольно сложно, но большинство велосипедистов из тех, кто справится, поймут, что это стоило затраченного труда; в конце.

 

Кожаные седла Брукс

Джеф Хазбенд.
Перевод Леонид Ливеровский

(Geoff Husband's Brooks leather saddles).

Классический туристский набор

Обобщенно говоря, велотуритам труднее купить все готовое, чем гонщикам или горновелосипедистам, что заставляет велотуристов собирать странный комплект из разных групп компонентов, что бы получить, что они хотят.

Но, когда Вы посешаете велотуристскую встречу ("тусовку") или встречаете других велотуристов в кемпинге, то обнаруживаете, что одни и теже определенные элементы снаряжения встречаются с завидной регулярностью.

Это те вещи, которые прошли проверку временем, информация о которых предается из уст в уста, которые стали обычном портом захода перед отправлением в моря велотуризма. В этой серии статей я буду рассказывать о таких "классических" вещах, и буду пытаться объяснить, что их делает такими уникальными.

Велоседло B17 Брукс (The Brooks B17)

Старое седлоКогда я начинал занимться велотуризмом, у меня было новейшее гелевое анатомическое седло, которое я считал верхом совершенства. Я обращал внимание, что в клубные поездки многие велосипедисты выезжали на кожаных седлах Брукс, и я удивлялся их непонятному, странному выбору. Многие седла были ужасно деформированы до состояния пародии на нижную область своих хозяев, гротескные, покоробившиеся формы будто-бы вышли из галереи современного искусства. Хозяева годами любовно натирали их жиром, и они стали выгдядеть, сделанными из тикового дерева.

Одна только мысль о том, чтобы сесть на такое седло приводила меня в содрогание, но однажды, приятель по клубу убедил меня поменяться велосипедами на поездку. Это было откровение, "Путь в Дамаск" - именно из-за него эти парни обыскивали свалки в поисках кожаных седел. Неожиданно для себя я понял, что мне впервые удобно сидеть на велосипеде, это было как в гамаке, который ласкает места недоступные гелю.

Так через неделю мое новенькое блестящее легкое туристское седло отправилось в изгнание, и его место занял кожаный беженец из прошлого века, и я волновался - сколько времени займет его "разнашивание". Это моя история обращения в веру Бруксу, и рано или поздно почти все велотуристы обратяся тоже, как мужчины, так и женщины.

Когда основывался "Breton Bikes" (коммерческие велотуры с прокатом велосипедов - перев.) выбор седла был единственным, и теперь мне регулярно приходится "отшивать" клиентов, которые хотят, теперь, спустя восемь лет, купить седло, в которое они влюбились во время своего отпуска.

Брукс производит седла с 1866 года (уже более 125 лет), седло B17 настолько традиционное, что оно стало классикой сразу же. Оно тяжелое как дъявол, вес модели со стальной рамкой 550 гр., из-за того, что мощная рамка должна держать натянутой 5-ти милиметровой толщины кожу.

Конечно, обладание Бруксом - это уникальный опыт. С любым другим седлом все ограничивается установкой его на подседельную трубу, и можно ездить. Удобство езды и состояние седла постепенно (а, иногда, и быстро) будет ухудшаться, пока через несколько лет Вы не отправите его на свалку, и не купите новое седло.

С седлами Брукс только первые несколько недель уходит на установление или разрыв взаимотношений. Подобно кожаным ботинкам высшего класса, Брукс надо "разносить". Купить новое седло и сразу поехать на нем в поход - это напрашиваться на неприятности. По правде говоря, сложность периода "разноски" гиперболизирована. Новый Брукс и так имеет хорошую форму, и хотя, поначалу он кажется сделанным из тикового дерева, Брукс быстро становится терпимым.

Лично я ускоряю этот процесс, протирая седло влажной тряпкой до тех пор пока оно не начнет смягчятся, потом я езжу на нем пока седо не высохнет. Сделайте так несколько раз, и седло примемет удобную форму быстрее. Брукс не рекомендует так делать, говоря что седло потеряет свою форму, но я за ускорение процесса!

По мере того, как седло "разнашивается" слабина может быть выбрана с помощью мощных регулировочных болта и гайки в передней части седла.

Хотя Брукс и выдержит значтельное пренебрежение и плохое обращение, для достижения наилучших результатов седло требует регулярного ухода, примерно раз в месяц его надо обрабатывать кремом Proofide, костяным маслом (neatsfoot oil) или жиром для кожи для сохранения эластичности и придания водооталкивающих свойств. Не переусердствуйте с этим. Некоторые люди буквально окунают свои седла в масло, но я обнаружил, что это ослябляет кожу. Смазывать надо чаще, но меньшим количеством. Через несколько месяцев у вас будет самое удобное седло, на котором Вы когда-либо ездили, сделанное как на заказ.

Что бы добавить глазури к пирогу, скажу что такое седло проживет много лет, в целом дольше, чем велосипед, и чаще даже дольше, чем сам владелец.

Постепенно, с течением длительного времени кожа растрескается. Я видел ветерена велотуриста, плакавшего над умершим любимым заботливым другом, а возможно он плакал в преддверии необходимости "обкатывать" новое седло Брукс.