Размеры покрышек.

Оригинал Tire sizing.

Шелдон Браун (Sheldon Brown)
Перевод Леонид Ливеровский

От переводчика.

Несколько раз на своей практике мы столкнулись с тем, что покрышки, имеющие вроде одинаковую кодировку, имели разный размер. В этой статье исчерпывающая информация про размеры и обозначение покрышек. Мы взяли на себя смелость дополнить эту статью размерами шин производимых в России и ближнем зарубежье - помечены красным цветом. Также мы взяли на себя смелость не приводить в таблицах размеры, не встречающиеся в России.

Какая покрышка подходит, к какому ободу?

Устрашающее количество размеров велосипедных покрышек существует на сегодняшний день в мире. Еще больше усложняет дело то, что на заре велостроения в каждой стране, производящей велосипеды разработали свою собственную систему обозначений размеров и маркировки покрышек. Это привело к тому, что одна и та же по размерам покрышка в разных странах известна под разными маркировками. Более того, покрышки разного размера, которые не взаимозаменяемы, часто имеют одинаковую маркировку, если они изготавливались разными производителями!

Традиционная система маркировки.

Традиционная система обозначений базируется на измерении внешнего диаметра покрышки. Этот размер обычно выражается в дюймах (26", 27" и т.д.) или миллиметрах (650, 700 и т.д.).

К сожалению, эволюция ободьев и покрышек привела к тому, что эта маркировка потеряла связь с истинным диаметром. Вот как это получилось. Начнем с популярных в 30х годах тяжелых и толстых покрышек 26х2.125, которые до сих пор используются в "пляжных велосипедах". Внешний диаметр такого колеса очень близок к 26". Однако многим велосипедистам не нравились такие колеса, и они хотели иметь что-то более скоростное и легкое. Промышленность откликнулась производством более легких и узких покрышек, подходящих на тот же обод, обозначаемых 26х1.75.

Хотя такие покрышки и продолжали называться "26ти-дюймовыми", на самом деле они имели диаметр 25 5/8", а не 26". Позднее то же размер обода использовали пионеры горного велосипеда с западного побережья, который ныне является стандартом для горного велосипеда. Рынок диктовал свои условия производителям, и теперь можно купить покрышку шириной всего в 25 миллиметров для обода "размера 26"". Хотя истинный внешний диаметр колеса равен в этом случае 24 7/8".

Второе число или буквенный код в традиционной системе обозначает ширину покрышки. (26x1.75, 27x1 1/4, 650B, 700C и т.д.).

Равно ли "ноль семьдесят пять" трем четвертям?

Обратите внимание на то, что в традиционной дюймовой системе ширина покрышки может обозначается как десятичной дробью (26x1.75), так и простой (26x1 3/4). Хотя обозначения ширины в математическом смысле равны, они относятся к покрышкам разного размера, которые не взаимозаменяемы! Это обстоятельство часто приводит к приобретению покрышки не того размера неспециалистами.

Я сформулировал "правило Брауна для размера покрышек", которое гласит:

Если две покрышки промаркированы математически равными числами, но одно из них выражено десятичной дробью, а другое простой, то такие две покрышки не будут взаимозаменяемыми.

Неправдивость маркировки.

Конкуренция на рынке часто приводит к тому, что производители неточно указывают ширину покрышек. Посмотрим, как это делается. Предположим, что Вы продаете на рынке покрышки высокого уровня 700-25. Естественно Вы изучаете каталоги и рекламу, чтобы найти наилегчайшие покрышки этого размера. Если, например, компании Pepsi Tire и Coke Tire производят покрышки по одинаковой технологии и одинакового качества, но компания Pepsi промаркирует покрышку шириной 24 мм как 700-25, она будет весить меньше, чем честно промаркированная 700-25 покрышка компании Coke. Такой прием даст компании Pepsi преимущество. В качестве ответной меры компания Coke выпустит еще более легкую покрышку 700-23, промаркировав ее 700-25.

Такой сценарий конкурентной борьбы преобладал в 70-х и 80-х годах. Ситуация настолько усложнилась, что трезвый подход наконец возобладал, и сейчас есть четкая тенденция точно указывать истинные размеры.

Система маркировки ISO (ETRTO).

ISO - (International Organization for Standardization) Международная организация стандартизации разработала универсальную систему обозначений размеров покрышек, чтобы исключить путаницу. В прошлом эта система бала известна как "ETRTO", разработана она была одноименной организацией. ETRTO – European Tyre and Rim Technical Organization (Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам).

Обозначение размера по ISO состоит из двух чисел:

Первое число – ширина покрышки (обода) в миллиметрах. Действительная ширина покрышки может отличаться от указанной в зависимости от того, на ободе какой ширины она будет установлена. Ободья измеряются между фланцами.

Второе число – посадочный диаметр обода в миллиметрах. Это очень важный размер. Он определяет взаимозаменяемость покрышек. Если это число у обода и покрышки совпадает, то данная покрышка подходит к данному ободу.

Например, 700х20 шоссейная покрышка в системе ISO обозначается 20-622; гибридная покрышка 700х38 будет обозначаться 38-622. Из-за различия в ширине, возможно, они и не являются идеальной парой для замены, но к любому ободу, к которому подходит покрышка 20-622, подойдет и покрышка 38-622.

Следующие две таблицы дают соответствие между традиционными обозначениями и посадочным размером по ISO. (Таблицы приводятся с сокращениями и дополнены некоторыми велосипедами производства стран бывшего СССР. Как видно из таблиц, даже одинаково промаркированные покрышки могут быть не взаимозаменяемыми, если изготовлены были в разных странах.)

Традиционная система, простые дроби дюймы.

Обозначение

I.S.O.
(mm)

Велосипеды

36" 787 Одноколесные велосипеды (юнициклы)
32" 686 Одноколесные велосипеды (юнициклы)
29"xN.N (десятичная дробь) 622 Маркетинговая маркировка для широких и "зубастых" покрышек XX-622 (700C) Найнеры (niner) - байки на ободах 622 мм, но с покрышками от обычно от 50 мм ширины. Дробь обозначает ширину в дюймах.
28 x 1 5/8 x 1 1/4 622 Северно европейское обозначение шин 266 мм (700 C)
28х1 3/4 622 Россия. Все дорожные велосипеды. ("Украина", "Минск" и т.д.) 40-622
28х1 1/2 635 Вариант дорожного велосипеда США.
28х1 1/2 622 Россия. Все дорожные велосипеды. ("Украина", "Минск" и т.д.) 38-622
27x anything кроме "27.5 (27 five)"
и 609 мм
630 Шоссейные велосипеды США старого типа.
27x1 1/4 622 Россия. "Турист" 32-622
26x1 (650C) 571 Триатлон, маленькие шоссейные велосипеды.
26x1 1/4 597 Старые спортивные и клубные английские велосипеды.
26x1 1/4 590 Россия: "Диана", "Прима", "Вираж" 32-590
26x1 3/8 (E.A.3) 590 Американские трехскоростные и детские 10-ти скоростные. Россия: "Диана", "Прима", "Вираж" 35-590
26x1 1/2 (650B) 584 Французские дорожные, велосипеды для туризма с грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые горные Schwinn
26x1 3/4 (S-7) 571 Дорожные Schwinn
24x1 520 Шоссейные колеса для маленьких гонщиков; переднее Terry
24x1 1/4 547 Детские английские и Schwinn
24x1 1/2 533 Россия: "Салют", "Альтаир", "Эрви", "Орленок", "Эрелюкас", "Ласточка", "Крегждуте" 37-533
24x1 3/8 (S-5) 547 Легкие детские Schwinn
24x1 3/8 (E-5) 540 Английские детские, большинство инвалидных колясок
20x1 1/4 445 Россия: "Школьник" 30-445
20x1 3/4 406 Россия: "Тиса-2", "Кросс", "Кама", "Десна" 40-406
20x1 3/4 419 Детский Schwinn
12 1/2x2 1/4 205 Детские на "дутиках". Россия: "КВД" 56-205

Традиционная система, десятичные дроби дюймы.

Размер I.S.O.
(mm)
Велосипеды
29"xN.N (десятичная дробь) 622 Маркетинговая маркировка для широких и "зубастых" покрышек XX-622 (700C) Найнеры (niner) - байки на ободах 622 мм, но с покрышками обычно от 50 мм ширины. Дробь обозначает ширину в дюймах.
28xN.N (десятичная дробь) Некоторые немецкие производители используют это нестандартное обозначение для покрышек 622 (700С)
27.5xN.N (десятичная дробь) 584 Маркетинговая маркировка для широких и "зубастых" покрышек XX-584 (обычно шире 50 мм). Используется на горных велосипедах и велосипедах для путешествий. Дробь обозначает ширину в дюймах.
26x1.00 до 2.5 559 Большинство горных велосипедов. Россия: старые мотовелосипеды 48-559 (26x21.9)
26x1.25 (rare) 599 Очень старые американские легкие велосипеды
26x1.375 599 Очень старые американские легкие велосипеды
24x1.5 до 24x2.125 507 Детские горные. Россия: "Салют", "Альтаир", "Эрви"
20x1.5 - 20x2.125 406 Большинство BMX, детские, складывающиеся. Россия: "Тиса-2", "Кросс", "КАМА", "ДЕСНА" и другие складные
16 x 1 3/8 349 Складные велосипеды Бромптон (Brompton)

Традиционная система, метрическая. Французские размеры.

Во Французской системе первое число представляет собой номинальный (внешний) диаметр, за которым следует буква определяющая ширину: "A" – узкие, "D" - широкие. Буквенный код теперь не имеет никакой связи с шириной покрышки, поскольку узкие покрышки часто изготавливаются для ободьев изначально предназначенных для широких покрышек. Так размер 700С изначально был широким размером, но теперь существует очень узкие покрышки 700С, у которых фактический диаметр всего 660 мм.

Размер I.S.O.
(mm)
Велосипеды
700 A 642 Давно не используется
700 B 635 Дорожные родстеры (roadsters)
700 C 622 Дорожные велосипеды, гибриды, шоссейная клинчерная резина. Россия. "Турист". 700 С – 32 (32-622), "Украина" 700 С – 40 (40-622)
700 D 587 Старый размер на некоторых моделях GT.
650 A 590 Французская версия 26 x 1 3/8; Итальянские гоночные велосипеды для маленьких гонщиков. Россия: "Диана", "Прима", "Вираж". 650 А – 35 (35-590)
650 B 584 Французские дорожные, велосипеды для туризма с грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые горные Schwinn
650 C 571 Триатлон
600 A 540 Европейские детские шоссейные, большинство инвалидных колясок
550 A 490 Европейские детские шоссейные
500 A 440 Европейские детские складные
450 A 390 Европейские детские
400 A 340 Европейские детские

Таблица соответствия I.S.O.

I.S.O.
(mm)
Традиционные обозначения
787 36"
686 32"
635 28 x 1 1/2
630 27 x любое число, США, кроме 27 five (27.5) и 609 мм
622 700 C, Россия: 28х1 3/4, 28x1 1/2, 27x1 1/4 (37-622, 40-622, 32-622)
599 26 x 1.25, x 1.375
597 26 x 1 1/4, 26 x 1 3/8 (S-6)
590 26 x 1 3/8 (E.A.3), 650 A, Россия: 26x1 1/4 (32-590)
587 700 D
584 650B, 26 x 1 1/2, "27 five" (27.5)
571 26 x 1, 26 x 1 3/4, 650 C
559 26 x 1.00- x 2.6, Россия: 26x1 3/4, 26 x 2 (40-559, 48-559)
547 24 x 1 1/4, 24 x 1 3/8 (S-5)
540 24 x 1 1/8, 24 x 1 3/8 (E.5), 600 A
533 Россия: 24x1 1/2
520 24 x 1, 24 x 1 1/8
507 24 x 1.5- x 2.125, Россия: 24 x 2 (47-507)
490 550 A
457 22 x 1.75; x 2.125
451 20 x 1 1/8; x 1 1/4; x 1 3/8
445 Россия: 20x1 1/4 (30-445)
440 500 A
419 20 x 1 3/4
406 20 x 1.5- x 2.125, Россия: 20x1 3/4 (40-406)
349 16 x 1 3/8 (Складной Бромптон)

 

Большинство этой информации взято из книги John Allen "Sutherland’s Handbook for Bycicle Mechanics" – библии велотехнологии. В ней приведены более полные версии этих таблиц.

Соображения по выбору ширины.

Хотя и можно использовать практически любую комбинацию покрышка-обод, у которой совпадают посадочные размеры, с практической точки зрения неразумно, чтобы ширина покрышки значительно отличалась от ширины обода.

Если одеть очень узкую покрышку на широкий обод, вы рискуете получить частые проколы и повредить обод при езде по не идеальным дорогам.

Если использовать очень широкие покрышки на узком ободе, то боковины покрышки могут легко повредиться. Такая комбинация к тому же приводит к плохой управляемости, особенно на низких скоростях. К сожалению, с целью экономии веса на современных горных велосипедах используются чрезвычайно узкие ободья. Такие ободья очень плохо подходят к широким покрышкам, если только покрышки не накачивать очень сильно, что в свою очередь приводит к излишней нагрузке на боковины обода. При этом теряется смысл широких покрышек – это их малое рабочее давление.

Ниже следует таблица рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода, составленная Georg Boeger с добавлениями переводчика в части супершироких шин (fat).

Какие шины подходят к какому ободу (все размеры в миллиметрах)
(лучший выбор)
  Ширина покрышки (по ISO)

Внутренняя ширина обода

18 20 23 25 28 32 35 37 40 44 47 50 54 57 63 76 89 96 106 115 127
13 Да Да Да Да                                  
15   Да Да Да Да Да                              
17     Да Да Да Да Да Да                          
19       Да Да Да Да Да Да Да Да                    
21           Да Да Да Да Да Да Да Да                
23               Да Да Да Да Да Да Да              
25                 Да Да Да Да Да Да Да            
30                       Да Да Да Да Да Да        
35                         Да Да Да Да Да Да      
40                           Да Да Да Да Да      
45                             Да Да Да Да Да    
55                                 Да Да Да Да  
60                                 Да Да Да Да  
65                                 Да Да Да Да Да
70                                   Да Да Да Да
75                                     Да Да Да
80                                       Да Да
85                                       Да Да

Немного истории и математики

Поперечное сечение ткани шины представляет собой дугу окружности, и только у однотрубок это полный круг. Обод занимает ту часть круга, которая не представлена ??шиной.

Обод обычно в 0,7 раза шире шины, и небольшые тригонометрические вычисления покажут, что обод занимает около 90 градусов от всей окружности. Шина занимает остальные 270 градусов (3/4 окружности), таким образом ширина покрышки при установке на обод составляет 4 / (3 * pi), что примерно в 0,4 раза больше ширины в ненадутом (сплющенном) состоянии.

Конечно, эти значения варьируются, так что это не точный результат.

Предложение измерить ширину шины, когда она находиться в расправленном (сплющенном, не надутом) состоянии впервые появилось в третьем издании «Справочника по механике велосипеда» Сазерленда (1980) (Sutherland's Handbook for Bicycle Mechanics (1980)), и я (John Allen) был автором этого предложения. Это издание также включало первую опубликованную таблицу размеров шин с использованием стандарта маркировки ETRTO, отличного от оригинального технического документа ETRTO. Я выполнил расчеты для диаграммы на карманном калькуляторе Hewlett-Packard Model 27.

GMS и WTB

GMS — Global Measuring System (с англ. «Глобальная система измерения»). Существующие стандарты для измерения размеров накачанной покрышки не учитывают разницу в глубине протектора. Чтобы решить эту проблему и дать возможность более точно сравнить характеристики покрышек, компания WTB представила свой стандарт измерения — GMS.

Стандарт состоит из двух чисел в миллиметрах: первое характеризует ширину основы покрышки; второе — ширину внешней части покрышки, измеренную поверх протектора. Замеры производятся на ободе с внутренней шириной 20 мм, и покрышке, накачанной до 60 psi и после 24−часовой выдержки.

Вдобавок к размерам основы и внешней ширины по протектору, указывается допустимое давление шин, основные характеристики протектора и его контактной зоны.

Трубки

Шины-однотрубки чаще всего используются для велогонок. У однотрубок нет боковин. При их производстве концы цельной трубки покрышки соединяются друг с другом, образуя тор. Поэтому иногда трубчатую шину называют «замкнутой» (англ. «sew-up»). Однотрубка подходит только к специальному ободу, на который крепится при помощи специального клея.

Известно 6 разных размеров однотрубок, но только 2 из них дошли до наших дней.